Потешки и пестушки - это небольшие стихотворения-приговорки, которыми сопровождают любые занятия с ребенком или действия самого ребенка - потягивание со сна, одевание и т. д. Пестушки сопровождают игру с ребенком, когда взрослый выполняет движения «за него», играя его ручками и ножками, когда младенцу еще недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения и соотносит их с содержанием песенки-потешки.
Потешки и пестушки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме.
- Ладушки, ладушки, Где были ?-У бабушки.- Что ели? - Кашку.
- Что пили? - Бражку. Кашка масленька, Бражка сладенька,
Бабушка добренька, Попили, поели, Домой, полетели!
На головку сели! Ладушки запели.
Шершавая мама
Шершавому сыну
Гладит и гладит
Шершавую спину.
Мама не Петина,
Мама не Светина,
Мама не Гришкина,
А мама слонишкина.
Заклички дают возможность ребёнку в поэтической форме выразить своё эмоциональное отношение к природе, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.
Как только ребёнок немного подрос, стал свободно говорить, он сам без подсказки начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты ему ещё не под силу. А вот коротенькие стишки он легко запоминает и может применить при случае.
Таковы заклички – обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда – то давно заклички были логическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец заклинал солнце, дождь, чтобы дать нужные земле тепло и влагу. Потом заклички стали детскими игровыми стишками.
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику Поговорка, по народному же определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключённые в них, легко воспринимаются и запоминаются. Выверенные опытом многих поколений, эти выражения народной мудрости служат в борьбе за то, чтобы честность, справедливость, любовь к труду стали жизненными принципами каждого человека.
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, метких определений. Не даром великий поэт А.С. Пушкин говорил он них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!».
Загадки способствуют развитию речи, мышления, памяти.
Таким образом чистоговорки развивают и совершенствуют речевой и фонематический слух, формируют правильное звукопроизношение.
Спецификой сказки является то, что она всегда является продуктом творчества определённого народа. Она содержит в себе такие сюжеты, образы, ситуации, которые специфичны для определённого этноса.
Это находит отражение в именах действующих лиц, в названиях животных и растений, в особенностях места действия. Эти элементы могут переходить из сказки в сказку ( «жил да был», «в некотором царстве, в некотором государстве», «добрый молодец», «красна девица» ), от сказителя к сказителю, от этноса к этносу.
Она способна не только актуализировать все органы чувств и психические функции формирующейся личности, но и основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.
Сказка способна отображать глобальные проблемы, вечные темы противоборство доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости.
В сказке присутствует функция профилактики, воспитания здорового образа жизни, охраны человека от пагубных, наносящих урон здоровью увлечений, пристрастий. Сказка выполняет терапевтическую и профилактическую функцию.
Она отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, его традиции и обычаи, предметно – вещную атрибутику.
А.С. Пушкин писал о сказке: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Сказка способствует развитию речи ребёнка, обогащает речь эпитетами, сравнениями, образными выражениями и является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть