Слайд 1Урок
литературного чтения
«Детские фантазии
в произведении
А.Н. Толстого «Фофка»
Пивинская Алла Анатольевна
учитель начальных
классов
МБОУ Приморская СОШ
Балахтинского района Красноярского края
март 2016г.
Слайд 2Цель деятельности учителя:
организация
учебной деятельности обучающихся
для развития умения работать
с текстом
Слайд 3Планируемые результаты:
личностные:
проявлять основы
эмоционального сопереживания прочитаному
или
услышанному художественному
произведению;
Слайд 4Планируемые результаты:
метапредметные:
регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во
внутреннем плане;
познавательные: полно и адекватно воспринимать художественный текст;
коммуникативные: участвовать в разных формах работы; использовать речь для регуляции своего действия;
Слайд 5Планируемые результаты:
предметные:
- демонстрировать навыки сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
- уметь
задавать вопросы по содержанию прочитанного текста;
- уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения;
- уметь предугадывать по прочитанному отрывку, что будет происходить далее.
Слайд 6Оборудование:
учебник «Русский язык» (автор Н.В.Нечаева),
компьютер,
проектор,
экран,
доска.
Слайд 7Ход урока
I. Психологический настрой на работу.
Ребята встают у парт и говорят:
Прозвенел
звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Сели прямо, ровно спинки –
И работать без запинки!
Слайд 8II. Создание учебной ситуации.
– Привет вам от Акчабос! (слайд №9)
–
Как, вы не знаете, кто это? А я уверена, что вы можете это понять. Догадайтесь, что нужно сделать, чтобы это непонятное слово стало понятным! Оно просто перевернулось! Вы же умеете работать в группах? Прочитайте это слово вместе! Даю вам на это одну минуту. Что получилось? А в какой стране Собачка смогла стать Акчабос? (В Вообразилии, в Фантазии). А ещё в Вообразилии живёт мужчина в полном расцвете сил с пропеллером. Конечно, это Карлсон. А ещё там живёт домовой Афанасий, домовёнок Кузя…
Слайд 10II. Создание учебной ситуации.
– Какие качества помогают вам попасть в страну
Вообразилию? (умение фантазировать, любознательность, внимательность, наблюдательность)
– А кто хочет сегодня попасть в Вообразилию и быть внимательным, наблюдательным, любознательным и фантазировать?
– Возьмите листы самооценки и оцените ваше настроение в начале урока – нарисуйте смайлик настроения.
– Оказывается, Акчабос хочет познакомить вас со своим другом. Как его зовут, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
Слайд 11Раздаю кроссворды в каждую группу.
– Кроссворд вы будете разгадывать в группах
(слайд №12).
– Если вы верно запишете слова по горизонтали, в вертикальном заштрихованном столбце вы получите имя друга Акчабос. На эту работу я даю вам три минуты. Следить за временем буду я сама. Через три минуты я предложу вам назвать имя нашего литературного героя.
Группы размещают кроссворды на доске.
Обсуждение.
Слайд 13– Проверьте выполнение задания по контрольному слайду (слайд №14).
– Оцените шкалой
на листе самооценки верность выполнения задания.
Слайд 14
1
ф
о
н
а
р
и
к
2
о
б
о
и
3
с
в
е
т
о
ф
о
р
4
к
н
о
п
к
а
5
ш
к
а
ф
Слайд 15– Какое имя вы открыли? (Фофка)
– Как вы думаете, кто такой
Фофка? (Не знаем)
– Предположите.
Дети высказывают предположения:
мальчик; игрушка; домашний питомец…
– Как вы думаете, почему в кроссворде появилось это слово? (Не знаем; может быть, это название произведения, с которым будем работать)
– Да, так называется наше произведение (карточка «Фофка»).
Слайд 16 – Оказывается, с Фофкой приключилась забавная история, и он хочет
вам о ней рассказать. Но он сам не сумел этого сделать, а попросил помощи у писателя.
– Кто пересказал нам эту историю? Кто автор произведения? (Не знаем)
– Сейчас вы это выясните, выполнив ещё одно задание в группах при помощи карточек.
Ребята из карточек собирают:
Алексей Николаевич Толстой
(Слайд №17)
Слайд 18– Итак, сегодня на уроке литературного чтения мы будем работать с
произведением А.Н. Толстого «Фофка».
На доске карточка:
А.Н. Толстой. Фофка
Слайд 19III. Постановка учебной задачи.
– Рассмотрите произведение.
– Какие учебные задачи можно поставить
для работы с этим произведением?
(Читать; читать по ролям; задавать вопросы; отвечать на вопросы, определить главную мысль произведения)
– Сегодня на уроке я предлагаю вам решить такие учебные задачи (слайд №20):
- слушать произведение;
читать произведение;
- задавать вопросы к произведению;
- отвечать на вопросы к произведению;
- определить жанр произведения;
- составить синквейн.
Слайд 20слушать
читать
задавать вопросы
отвечать на вопросы
определить жанр
составить синквейн
Слайд 21IV. Организация учебной деятельности.
1. Работа с текстом до чтения.
Слушание аудиозаписи.
Прерывание слушания
записи, антиципация
Слайд 22IV. Организация учебной деятельности.
2. Работа с текстом во время чтения.
1) повторное
чтение и словарная работа.
– Какие слова или выражения непонятны?
2) работа в группах:
чтение отрывка и подготовка вопросов для других групп:
1 группа – заканчивая словами «В это время лампадка затрещала и погасла»;
2 группа – заканчивая словами «Это он клюнул»;
3 группа – до конца.
Слайд 23Физминутка
Проведём, друзья, сейчас
Упражнения для глаз.
Вправо-влево посмотрели –
И глаза повеселели.
Снизу вверх
и сверху вниз –
Ты, хрусталик, не сердись!
Посмотри на потолок,
Отыщи там уголок.
Чтобы мышцы крепче стали,
Чертим по диагоналям.
Слайд 24Физминутка
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
Глазки нас благодарят,
Поморгать
нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать!
Слайд 25IV. Организация учебной деятельности.
3. Работа с текстом после чтения.
1) составление синквейна
–
А сейчас, чтобы подвести итоги нашей работы, вы составите синквейн.
– Вы не знаете, что это такое? Хотите, я вас научу? Это очень интересная работа!
– С каким интересным персонажем вы сегодня познакомились? (С Фофкой)
– О нём мы и составим синквейн.
Слайд 26Алгоритм составления синквейна
1. Записать слово, имя существительное –
тему синквейна.
2. Подобрать и
записать 2 прилагательных,
раскрывающих тему синквейна.
3. Подобрать и записать 3 глагола, описы-
вающих действия имени существительного.
4. Составить предложение о теме синквейна.
5. Выразить отношение к теме синквейна од-
ним словом.
Слайд 27– Представление и обсуждение синквейнов.
Вывод: сравнение синквейнов. Получилось?
Слайд 282) обобщающая беседа
– Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный
цыплёнок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц; фантазёры?)
– Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев)
Слайд 293) определение жанровой принадлежности произведения
– Что делает эту историю сказкой?
(Фантастический Фофка, особенности языка.)
– Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, начало и конец текста, диалоги героев и др.)
– Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93).
«Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).
Слайд 30V. Подведение итогов урока.
– С каким произведением работали?
– Как А.Н. Толстой
ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».
(Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.)
Слайд 31VI. Рефлексия.
– Какие учебные задачи ставили перед собой?
– Что было легко?
трудно?
– Оцените в листах самооценки, насколько вы справились с решением учебных задач.
– Нарисуйте смайлик настроения в конце урока.
Слайд 32Слайд №33:
– Всем спасибо за работу! Молодцы!
Слайд 34Презентацию выполнила
учитель начальных классов
МБОУ Приморская СОШ
Балахтинского района Красноярского края
Пивинская Алла
Анатольевна