Слайд 1«ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ»
Назарова
С.Н. учитель начальных классов
МОБУ «Саха гимназия» РС(Я)
РО Эльконина - Давыдова
Слайд 2Цель данной работы проследить за формированием универсальных учебных действий на уроках
литературного чтения.
Задачи:
- ознакомить с универсальными учебными действиями
- указать пути формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Слайд 3
При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета,
учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.
УУД обеспечивает способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Слайд 4 Цели и задачи предмета «Литературное чтение».
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает
сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслимо без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения, одним словом, «честно читать» (А.П. Скафтымов).
Исходя из этих позиций, определяем предметом рассмотрения литературного чтения способ чтения, а его объектом – литературный текст.
Слайд 5Учащиеся 1-2 классов в процессе работы с текстом пропедевтически развивали в
себе способности «работать с образом», самостоятельно выявлять средства его создания. В 3 классе их деятельность фокусируется на выстраивании таких теоретических понятий, как авторская и читательская позиция, внутренний мир героя и автора, средство авторской изобразительности, художественного произведения.
Слайд 6Формирование УУД на уроке литературного чтения.
Коммуникативные действия тесно связаны с личностными
умениями, со способностью человека сотрудничать с другими людьми на основе положительной (неконфликтной) модели общения, т.е. на основе взаимопонимания, терпения и уважения. И примеры такого общения обучающиеся находят в литературных произведениях, когда читают их и размышляют о поступках героев.
Навыки организации продуктивного общения дети приобретают в ходе сотрудничества при работе в группах или паре. Здесь они учатся: договариваться и приходить к общему решению, учитывать разные мнения, задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Слайд 7 Особенность формирования познавательных УУД такова: обучение выстраивается, как процесс познания, важнейшим
инструментом которого является язык. Ученики овладевают техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарным приемам интерпретации, анализа и преобразования художественных и учебных текстов.
К 3 классу они умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, выделять существенную информацию из текстов разных видов, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Так же они учатся осуществлять расширенный поиск информации с использованием библиотек и Интернета.
Слайд 8Личностные УУД учащихся тесно связаны с коммуникативными и познавательными умениями. Учебники
литературного чтения предлагают большой материал для формирования ценностно-личностных смыслов, мотивации и гражданской позиции младших школьников. Анализ произведений, их героев дают ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей, развивают этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. Формируется знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дается установка на здоровый образ жизни, прививается чувство прекрасного.
Слайд 9Формирование регулятивных УУД, т.е. умений ставить цель, определять последовательность действий, корректировать,
контролировать и оценивать их, осуществляется на всех учебных предметах.
Знакомясь с новыми произведениями, читатель (ученик) всегда находится в определенной позиции по отношению к тому миру, который предъявляется автором, к его мыслям и чувствам, переживаниям героев, способам изображения картины мира. Читатель ощущает себя не только участником показанных событий, но и собеседником автора
Слайд 10 Формирование универсальных учебных действий реализуется в рамках целостного образовательного процесса в
ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий.
Слайд 11 Уровень сформированности учебной деятельности.
Учебный интерес.
Слайд 16 На уроках литературного чтения ученики получили возможность для формирования:
- в сфере
личностных универсальных учебных действий:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения
осознанных устойчивых эстетических предпочтений
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им
установки на здоровый образ жизни
способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
Слайд 17- в сфере регулятивных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
в сотрудничестве
с учителем ставить новые учебные задачи
преобразовывать практическую задачу в познавательную
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
осуществлять контроль по результату и по способу действия
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Слайд 18в сфере познавательных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание в устной и письменной форме
осуществлять поиск необходимой информации
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов
устанавливать причинно-следственные связи
обобщать, устанавливать аналогии
Слайд 19в сфере коммуникативных универсальных учебных действий получили возможность научиться:
учитывать разные мнения
и интересы и обосновывать собственную позицию
договариваться и приходить к общему решению
формулировать собственное мнение и позицию
строить понятные для партнера высказывания
задавать вопросы
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.