Слайд 1Трудовое воспитание в ДОУ
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Михайлова Н.А.
2018г.
Слайд 2«Труд - это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».
А.С.Макаренко
Слайд 3Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС
В п. 3.1 ФГОС ДО
определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Слайд 4 Цель: формирование положительного отношения к труду
Задачи:
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Слайд 5Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий )
Виды детского труда
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Виды детского труда
Хозяйственно - бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети учатся замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно - бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.
Виды детского труда
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.
Виды детского труда
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Слайд 10 Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по
группам:
1-я младшая группа- Начинается приобщение детей к трудовой деятельности Основной вид труда в этом возрасте самообслуживание
2-я младшая группа - Продолжается формирование у детей желания к посильному труду.
Средняя группа - Дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно- бытового труда и самообслуживания. Элементы ручного труда.
Старшая группа- Добавляется ручной труд. Делается акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.
Подготовительная группа- Сформированные навыки и умения совершенствуются.
Слайд 11Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах:
Самообслуживание и элементарный бытовой труд
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)
Младшая группа - Ежедневно
Средняя группа - Ежедневно
Старшая группа - Ежедневно
Подготовительная группа- Ежедневно
Трудовые поручения (общий и совместный труд)
Средняя группа - -1 раз в неделю
Старшая группа - 1 раз в 2 недели
Подготовительная группа- 1 раз в 2 недели
Слайд 12 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Младший
возраст- Дети учатся самостоятельно одеваться и раздеваться; учатся замечать непорядок в своем внешнем виде.
Средний возраст -Усложнение воспитательных задач выражается в повышении требований к качеству действий, организованному поведению в процессе ухода за собой, к времени, затраченному на это (соблюдают последовательность одевания, умывания, раздевания, что формирует у них потребность в чистоте и опрятности, учатся подготавливать и убирать рабочее место).
Старший дошкольный возраст- Закрепляются навыки самообслуживания (самостоятельно и аккуратно едят, самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности и берегут вещи, стирают свои мелкие вещи, убирают свою постель, умеют подготавливать и убирать рабочее место)
Слайд 13 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Младший
возраст - Дети выполняют поручения (убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки и книги на участок); учатся дежурить по столовой; приучаются соблюдать чистоту и порядок вокруг себя и уважительно относиться к труду.
Средний возраст - Дети приучаются поддерживать порядок в групповой комнате и на участке; учатся самостоятельно дежурить по столовой и при подготовке материала к занятиям; уважительно относятся к труду и к тем, кто трудится.
Старший дошкольный возраст - Приучаются поддерживать порядок в помещении и на участке; выполняют обязанности дежурных; самостоятельно подметают, очищают дорожки, поливают песок; стараются помогать малышам; уважают тех, кто трудится.
Слайд 14Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Младший возраст - С
помощью взрослых поливают комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена. Принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают зимующих птиц. Проявляют интерес к жизни растений и животных.
Средний возраст- Дети самостоятельно поливают растения, с помощью воспитателя учатся определять потребность растений во влаге, выращивать овощи. Помогают воспитателям кормить птиц(насыпать корм в кормушки).
Старший дошкольный возраст- Труд становится систематичным, объем его увеличивается. Дети опрыскивают растения из пульверизатора, сметают листья и снег, собирают семена. Трудятся вместе со взрослыми в цветнике и на огороде (сеют семена, поливают растения, собирают урожай). С интересом наблюдают за жизнью растений и животных. Следят за чистотой и хранением инвентаря.
Слайд 15 Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Младший возраст
– дети помогают подклеивать книги, коробки(намазывают клейстером, придерживают); сортируют природный материал.
Средний возраст – Вместе с воспитателем занимаются ремонтом книг, коробок и т.д.; сортируют природный материал; тонируют бумагу для рисунков и аппликаций.
Старшая группа - В процессе работы знакомятся с различными свойствами материалов, способами их обработки, соединением в единое целое. Детей привлекают к участию в заготовке природного и бросового материалов, изготовлению игрушек-самоделок для игры, самостоятельной деятельности, подарков родителям, сотрудникам детского сада, малышам (закладки для книг, сувениры из природного материала и др.), украшений к праздникам.
Слайд 16 Содержание работы по ознакомлению детей с трудом взрослых
Младший возраст. Дети
знают, что все люди трудятся. Уважительно относятся к тем, кто работает. Знакомятся с предметами ближайшего окружения. В процессе игр и повседневной жизни подражают взрослым.
Средний возраст. Продолжают узнавать о труде взрослых и знакомиться с предметами ближайшего окружения. Узнают о значении бытовой техники. Имеют представления о структуре трудового процесса (выделяют цель, трудовые действия и результат). Стараются научиться выполнять простейшие трудовые действия, чтобы помогать взрослым. Подражают труду взрослых в сюжетно-ролевых играх и в повседневной жизни.
Старший возраст. Дети расширяют представления о разных видах труда производственной и непроизводственной сферы. Знают правила обращения с инструментами и бытовой техникой. Узнают об истории кораблестроения, самолетостроения и т.д.. Испытывают чувство уважения и благодарности к людям, создающих разнообразные предметы и ценности. Переносят знания о труде взрослых, о нормах взаимоотношений людей труда в сюжетно-ролевые игры и в свой труд.
Слайд 17
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Слайд 18
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Формы работы с родителями
Основные:
- собрания
- беседы
- консультации
- тематические выставки
- совместные праздники и т.д.
Специально организованные:
- субботники
- трудовые акции
- совместное изготовление поделок
- благоустройство участка и т.д.
Слайд 20Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с
требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».
Слайд 22источник шаблона:
Кулакова Наталья Ивановна
учитель начальных классов
ГУО «СШ № 26
г. Гродно», Беларусь
Источники изображений:
http://foto-ramki.com/fon/2/fon-photoshop-14.jpg фоновый рисунок
http://i60.carguru.ru/7/46/74607/61/1884461/0_5658d_af85d5f8_L.png виньетка угловая
http://m.foto.radikal.ru/0705/8d/5b56b9a68b96.png бордюр с цветами