Презентация, доклад Тренинг с педагогами Взаимодействие с агрессивными детьми

Содержание

Тема: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»План занятия:Знакомство.Мини-лекция «Что такое агрессивность». Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку». Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе». Игра «Обзывалки».Упражнение «Работа с гневом».

Слайд 1ТРЕНИНГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ
С
ПЕДАГОГАМИ

Тема «Взаимодействие с агрессивными
детьми»





.


ТРЕНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ С ПЕДАГОГАМИ Тема «Взаимодействие с агрессивными   детьми».

Слайд 2
Тема: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
План занятия:
Знакомство.
Мини-лекция «Что такое агрессивность».
Упражнение «Портрет агрессивного

ребенка».
Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку».
Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе».
Игра «Обзывалки».
Упражнение «Работа с гневом».
Упражнение на развитие эмпатии.
Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка».
«Рисуют дети».
Упражнение «Эффективное взаимодействие».
Упражнение на развитие навыков саморегуляции.
Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка».
Психологический практикум.
Обратная связь.
Тема: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ»План занятия:Знакомство.Мини-лекция «Что такое агрессивность». Упражнение «Портрет агрессивного ребенка». Мини-лекция «Как помочь агрессивному

Слайд 3
ПРИВЕТСТВИЕ
Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в

том, чтобы настроить группу на рабочий лад, с первых минут занятия сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы. Варианты приветствия могут быть следующими.
Вариант 1. «Пожелания». Каждый участник группы (по кругу) встает и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного» и т. д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

Вариант 2. «Танцевальный». Под спокойную музыку участники в свободном направлении передвигаются по аудитории. По сигналу ведущего (звук колокольчика, остановка музыки, хлопок и т.д.) каждый говорит что-то приятное оказавшемуся рядом с ним участнику. Это может быть комплемент или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном: «Как я рада Вас видеть!», «Какой замечательный сегодня день!» и др.

Вариант 3. Игра «Карусель». Участники, образуя два круга — внешний и внутренний, — встают парами, левым плечом друг к другу. По сигналу тренера (хлопок, звук колокольчика и т.д.) оба круга начинают движение в противоположные стороны.
ПРИВЕТСТВИЕ  	Цель проведения ритуала «Приветствие» состоит в том, чтобы настроить группу на рабочий

Слайд 4
По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом

(спиной) круг, образуя пары, протягивают друг другу правую руку, пожимают ее и называют имя. Затем по очереди задают вопросы обмениваются двумя-тремя фразами (любыми). После этого они снова поворачиваются левым плечом друг к другу и продолжают движение. При встрече со своим «новым знакомым» машут ему рукой, произнося любую приветственную фразу, например: «Привет, Лена!». Упражнение проводится несколько раз подряд - для того, чтобы каждый участник смог запомнить имена примерно третьей части группы.
Вариант 4. «Игра в мяч». Участники стоят в кругу. Ведущий называет имя одного из играющих бросает ему мяч и показывает приветственный жест. Поймавший мяч повторяет этот жест, бросает мяч другому участнику приветствуя его по-своему и называя по имени.
Тренер по своему усмотрению выбирает любой из приведенных вариантов приветствия. Каждое занятие может начинаться либо одним и тем же приветствием любо различными его вариантами.
По следующему сигналу участники останавливаются и поворачиваются лицом (спиной) круг, образуя пары, протягивают друг

Слайд 5
Упражнение «Портрет ребенка»
Группа делится на З—4

подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет ,,особого” ребенка» (см. приложение № 2) на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Задача тренера состоит в том, чтобы дать возможность высказаться каждому желающему участнику. И лишь затем выступать в роли эксперта.
После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске или на стенде. К ним тренер может обращаться по мере необходимости на протяжении всех встреч.

После проведения упражнения знакомим с «Критериями выявления агрессивного ребенка» (прил.), т.же анкета «при знаки арессивности» (прил.)
Упражнение «Портрет ребенка»  	Группа делится на З—4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет

Слайд 6
Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»
1

этап. Упражнение проводится в два этапа.
Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой (см. прил.) и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) — ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение: «Шла Саша по шоссе... . После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос». По сигналу тренера первый этап игры заканчивается. Игра «Шла Саша по шоссе...» является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» и родилась в процессе занятий с группой родителей агрессивных детей.
2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текст своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.
Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»   1 этап. Упражнение проводится в два этапа.

Слайд 7
Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренер:
«Что

они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?
Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе.
Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом», начинают улыбаться и смеяться.

Обсуждение. Участники отвечают на вопросы тренер:   «Что они чувствовали после проведения 1 и

Слайд 8
«Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998)
Цель: снятие негативных настроений и

восстановление сил.
«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.
Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами.
В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.
«Тух-тиби-дух» (Фопель К., 1998)   Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.   «Я сообщу

Слайд 9
Игра «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми

приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...». Например: «А ты — морковка!» В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты — моя радость!..»
Примечание: Игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Обсуждение: В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации. Эта игра будет полезна не только агрессивным, но и обидчивым детям. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения педагога, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Игра «Обзывалки»   Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в

Слайд 10
Упражнение «Работа с гневом».
Группа

делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение 11). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Причем (особенно если группа смешанная) методы выбираются в зависимости от контингента участников: воспитатели ДОУ выделяют те, которые можно использовать в детском саду, школьные учителя отмечают наиболее эффективные способы при работе с учащимися, а родители отбирают приемы, пригодные при взаимодействии с ребенком дома, психологи— для проведения коррекционных занятий и т. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.
Упражнение «Работа с гневом».   Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из

Слайд 11
Упражнение на развитие эмпатии.
Очень часто

у агрессивных детей отсутствует чувство эмпатии, так необходимой для эффективного взаимодействия с окружающими. Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.
По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением. В ходе обсуждения взрослый может задавать ребенку такие вопросы, как: « Что чувствовал Буратино, когда Мальвина заперла его в чулане?», «А что чувствовала Мальвина это время?», «Как вы думаете, почему Баб Яга стала такой злой?» и т. д.
Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием: придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок:
1 подгруппа: «Колобок».
2 подгруппа: « Курочка Ряба».
3 подгруппа: «Маша и Медведь».
4 подгруппа: «Гуси-лебеди».
Упражнение на развитие эмпатии.   Очень часто у агрессивных детей отсутствует  чувство

Слайд 12
Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков. Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6—8 человек.
Содержание. Один из участников выполняет любое (неагрессивное) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка, остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например: «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость...» и т. д.
После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе: роль агрессивного человека или « невинной жертвы». Бывали ли они когда – то в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, были, возможно, были не намерены их выполнить.
Упражнение « Мир глазами агрессивного ребенка».   Агрессивные дети часто имеют склонность

Слайд 13
УПРАЖНЕНИЕ «РИСУЮТ ДЕТИ»
Данное упражнение рекомендуется выполнять

для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом рисунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному-двум рисункам той категории детей, которой шла речь во время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, в каких деталях, на его взгляд, проявляется, например агрессивность, тревожность и т. д. Тренерам, которые не имеют большого опыта интерпретации рисунков, желательно знать тех детей, чьи работы выбраны для выполнения упражнения. После «презентации» рисунка в обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнения друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов, добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей.
УПРАЖНЕНИЕ «РИСУЮТ ДЕТИ»  	Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время

Слайд 14
Упражнение «Эффективное взаимодействие»
1 этап. Вербальный вариант

Агрессивные дети иногда проявляют агрессию, не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью в группе (в кругу) можно обсудить наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребенку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Можно разыграть ситуацию по ролям в кругу или в парах. Такие упражнения помогут ребенку расширить поведенческий репертуар.
Содержание. Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.). Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.
«Попроси игрушку» — вербальный вариант (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель: обучить детей эффективным способам общения.
Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т.д.

Упражнение «Эффективное взаимодействие»  1 этап. Вербальный вариант   Агрессивные дети иногда проявляют

Слайд 15
Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция

участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники 1 и 2 меняются ролями.
Затем участники меняются ролями.
2 этап. Невербальный вариант.
Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения (мимика, жесты и т.д).
Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?»; «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»...
Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках

Слайд 16
Так, многие участники начинают говорить о своих проблемах,

о том, что стиль взаимодействия с детьми, оказывается, не предусматривает такого эффективного способа влияния, как просьба. Некоторые ученики осознают, что не умеют отказывать другим и при этом часто попадают в неприятны ситуации. Тренер делает вывод: в стилях взаимодействия с детьми, очень эффективен такой способ влияния, как просьба. Данное упражнение использовать несколько раз (в разные дни), с обязательным последующим обсуждением.
Эта игра будет особенно полезна тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, т.к в процессе выполнения упражнения, они приобретают навыки эффективного взаимодействия.
Так, многие участники начинают говорить о своих проблемах, о том, что стиль взаимодействия с

Слайд 17
Упражнение на развитие навыков саморегуляции
Все

участники тренинга садятся в круг‚ закрывают глаза. Тренер спокойным тоном зачитывает текст инструкции.
ИНСТРУКЦИЯ ТРЕНЕРА. «Вспомните день, в который вы охотно идете на работу... Когда вы идете не очень охотно на работу... Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными... Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны...
Сядьте, выпрямившись, на стул и держите спину совсем прямо. Положите руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох... когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете — не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. Представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».
Упражнение на развитие навыков саморегуляции   Все участники тренинга садятся в круг‚ закрывают

Слайд 18
Упражнение будет способствовать развитию навыков саморегуляции. ОБСУЖДЕНИЕ. Участники

делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце и определяют возможности применения этой игры с детьми.

Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка»
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.
В этом случае желательно как можно шире использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей (см. «Шпаргалка для взрослых»). Подобная таблица может стать отправным пунктом для размышления родителей о своем ребенке, о причинах возникновения негативного поведения. Главная цель подобной информации – показать родителям, что одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей.
Упражнение будет способствовать развитию навыков саморегуляции.  ОБСУЖДЕНИЕ. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об

Слайд 19
Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех

или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем. Также целесообразно поводить совместные мероприятия с группой родителей, а не индивидуальные беседы.
Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы: «Что такое «агрессивность, «Как общаться с агрессивным ребенком», «Можно ли помочь агрессивному ребенку. Интересный материал о работе с родителями агрессивного ребенка можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справиться с гневом ребенка».
Также можно посоветовать родителям играть с детьми в игры, которые способствуют улучшению детско-родительских отношений. (прил.) Необходимо нацелить родителей на то, что разовый характер не приведет к положительным изменениям. Что только терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, совместное общение, все это поможет наладить их взаимоотношения.


Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка

Слайд 20
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1.Вариант. Всем обсудить ответы на поставлены вопросы в начале тренинга. Мини-дискуссия.
2. Вариант. Предложить (прил.) ситуации двум подгруппам , каждая из которых дает задание другой команде разрешить эту ситуацию. Затем каждая из команд предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ     1.Вариант. Всем обсудить ответы на поставлены

Слайд 21
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Для подведения итогов и

для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи. Одна из форм проведения — письменная. Например, каждый участник отвечает на вопрос:
чем полезна именно для вас данная встреча;
какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;
ваши пожелания на следующий день занятий.
Другая форма проведения процедуры «Обратная связь» — устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ   Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день

Слайд 22
Литература
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.
Учим детей

общению.-Ярославль: Академия развития, 1997 – 240 с.
Кряжева Н.Л.
Развитие эмоционального мира детей. .-Ярославль: Академия развития, 1996 – 208 с.
Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.:
ООО Издательство «Речь», 2003.
Лютова Е.К., Монина Г.Б.
Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
Обруч №4., 1998 стр. 16 Упражнения для агрессивного ребенка.
Дошкольное воспитание №8., 2003 стр. 55 Как снизить агрессивность детей
ЛитератураКлюева Н.В., Касаткина Ю.В.   Учим детей общению.-Ярославль: Академия развития, 1997 – 240

Слайд 23 подготовила

педагог-психолог
Сказкотерапевт-практик

Титова Ирина Борисовна

подготовила педагог-психолог  Сказкотерапевт-практикТитова Ирина Борисовна

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть