Слайд 1
Технология
сопровождения игровой деятельности детей
Слайд 2Этапы педагогической технологии
I этап. Развитие у ребенка умения принимать на себя
игровую роль и реализовывать ее через предметные и речевые действия, направленные на партнера-игрушку, сверстника.
II этап. Расширение диапазона выполняемых игровых действий (передача характеров, настроений), участие детей в коротком взаимодействии со сверстником.
Ill этап. Развитие умения вести ролевой диалог, переходить к ролевым диалогам со сверстником; обогащение содержания ролей за счет образов литературных персонажей.
Слайд 3Ситуации игрового взаимодействия
на I этапе
Ситуация 1.
Воспитатель достает коробку с «медицинскими
принадлежностями», надевает белую шапочку: «Я — доктор. Буду лечить зверей. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел?» (Общается с игрушкой). Вовлекает в игру ребенка.
Слайд 4
Ситуация 2.
Взрослый приписывает ответные реакции кукле, задает ей ответную роль:
«Это больная девочка. Что у тебя болит? Горлышко? Сейчас я тебя полечу». За себя воспитатель говорит обычным голосом, за куклу — тоненьким.
Слайд 5
Ситуация 3.
Кто хочет быть доктором? Доктор, ты будешь лечить зверей.
Важно неоднократно называть роли. Называние ребенку роли и действия: «Ты доктор, ты лечишь Мишку»; «Ты как мама, кормишь дочку»; «Ты как шофер, ехал на машине и рулил».
После 2—3называний ребенок начинает приписывать себе действия другого.
Слайд 6
Ситуация 4.
Воспитатель направляет действие «лечения» на ребенка. Затем включает в
игру ребенка: «А давай ты дочку привел к врачу». За дочку разговаривает ребенок.
Дается образец поведения доктора.
В следующий раз доктор — ребенок.
Дается образец поведения пациента.
Слайд 7Ситуации игрового взаимодействия
на II этапе
Ситуация 1.
Ребенок — «доктор», воспитатель приносит
кукол-«пациентов». Пациенты — разные — в соответствии с личным опытом самого ребенка. Их поведение вызывает ответные реакции доктора.
Слайд 8
Ситуация2.
Воспитатель называет свою роль. Обращается к ребенку по имени игрового
персонажа.
Слайд 9
Ситуация 3.
Воспитатель комментирует действия ребенка: «Ты шофер?
У тебя автобус или
такси? Довези меня, пожалуйста, до магазина». Пассажир разговаривает с водителем — узнает, какой марки машина, часто ли ломается, кто ее чинит, куда она отправляется на ночь.
Происходит расширение знаний внутри игры. «У тебя бензин не кончился? Не пора заправлять машину?»
Слайд 10
Ситуация 4.
Подведение итога игры: «Ты был доктором? Ты лечил зверей?»
Слайд 11
Ситуация 5.
Воспитатель называет игровую ситуацию, свою роль, роль ребенка, игровое
действие (что будут делать).
«Давай, как будто мы плыли на корабле. Давай, я была капитаном. Ты — матрос. Матрос, смотри в бинокль, не видно ли берега?»
«Давай, как будто мы пришли в «Парикмахерскую». Давай, как будто я — парикмахер. Какую прическу сделать вашей дочке?»
Слайд 12
Ситуация 6.
Воспитатель подключает детей к игровому взаимодействию друг с другом:
«Какие еще звери лечились у Айболита? Давай, Наташа принесла... У него болит... Как Айболит жалел зверей?» Воспитатель со стороны координирует действия детей, подсказывает реплики, находится рядом.
Слайд 13Ситуации игрового взаимодействия
на III этапе
Ситуация 1. Игра по мотивам сказки К.
И. Чуковского «Телефон»: «Я буду Чукоша. У меня зазвонил телефон. Кто говорит?». Разыгрывается диалог близкий к сказке, но не дословный. Разговаривающие должны представиться друг другу — это обозначение роли. Игровые действия обозначены речью.
Ситуация 2. Разыгрываются диалоги по телефону: «Алло! Это доктор Айболит. С кем я разговариваю?». Подсказывающая реплика: «Давай, ты был больной бегемотик (мартышка, Бармалей»).
Слайд 14
Ситуация 3.
Игровая ситуация создается до начала телефонног разговора: «Давай поиграем
в телефон. Здесь у меня больница Я звоню домой больной девочке. Алло! Это доктор говорит!». Подсказывающая реплика: «Давай, ты отвечаешь: „Здравствуйте, доктор"».
Слайд 15
Ситуация 4. Телефонные разговоры с поручениями: воспитатель от имени мамы просит
ребенка-«папу» позвонить домой и узнать, как дела у дочки, попросить ее подмести пол. Телефонный разговор выступает как начало игры — обозначение темы и целостной игровой ситуации, распределение ролей.
Ситуация 5. Организация игр-драматизаций по мотивам знакомых сказок: народных сказок «Теремок»; «Кот, петух и лиса»; «Бременские музыканты» братьев Гримм; «Новоселье гномов», «Приключения маленького щенка» У. Диснея; «Три медведя» Л. Толстого и др. Воспитатель берет на себя роль первого появившегося в сказке персонажа, постепенно вовлекает в игру детей (до 3-4 участников).
Слайд 16Этапы педагогической технологии в игровой деятельности детей 4-5 лет
I этап. Обогащение
опыта сюжетно-ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции «соигрока» («партнера»).
II этап. Включение детей в проблемно-игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника».
III этап. Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно-ролевой игре.
Слайд 17Ситуации игрового взаимодействия
на I этапе
I этап. Реализация поставленных задач осуществляется воспитателем
в позиции «соигрока» в совместной игре с детьми
Ситуация 1
Воспитатель:» Давай поиграем в дочки-матери. Ты будешь мамой, а я твоей дочкой. Давай здесь будет наш дом. Давай мы только что пришли, и сейчас мама будет готовить обед (направляет действия ребенка). Мамочка, покорми меня, пожалуйста. А что ты приготовишь на обед? Какой суп? А я не люблю такой суп! Я хочу молочный. У нас нет молока? А давай в магазин сходим. А в чем мы понесем молоко? А это у тебя деньги? (показывает на разноцветные бумажки). А в какой магазин пойдем?
Слайд 18
Давай здесь как будто магазин. Попроси продавца (показывает на куклу) принести
одну бутылочку молока (кеглю). Заплати. ( идут домой).
Теперь мамочка приготовь мне, пожалуйста, молочный суп. А давай вместе варить, я помогать тебе буду. Кастрюлька нам нужна? Какая? А как варить суп? А что ты туда положишь? Теперь давай-ка я помешаю. Готово? Надо попробовать.
Мама, давай теперь стол накроем.
Теперь будем есть суп! Как вкусно! Мамочка как ты вкусно готовишь, спасибо!
А теперь надо посуду со стола убрать и помыть! Давай ты будешь мыть тарелки и чашки, а я вытирать!
Мамочка, а можно я погулять пойду?
Слайд 19
Ситуация 2.
Воспитатель играет доктора, двое детей — больных. Воспитатель: «А
теперь давайте поиграем так, как будто я — доктор. Я у себя в кабинете. У меня есть телефон. Вы заболели, звоните мне и вызываете врача. Дзинь-дзинь! У меня звонит телефон. Алло! Доктор слушает, кто звонит? Девочка Катя? Ты заболела? У тебя болит животик или головка? А температуру ты мерила? Какая высокая! Ай-ай-ай! Скажи мне, Катя, где ты живешь? Я приеду к тебе. Буду тебя лечить! А пока попей чаю с малиной и ложись спать. До свидания! У меня опять звонит телефон! Дзинь-дзинь! Алло! Доктор у телефона. Кто звонит? Больной Дима? На что жалуешься? Насморк? Давно заболел? Ты капли закапывал или пил таблетки? Не помогает? Приходи ко мне сегодня, я тебе другое лекарство выпишу! До свидания!»
Слайд 20
Ситуация 3
Доктор сам звонит пациентам, узнает, как они себя чувствуют, дает
советы. В процессе разговоров по телефону воспитатель использует систему альтернативных и подсказывающих вопросов, которые показывают вариативность игровых действий и способствуют в дальнейшем развитию творчества.
Слайд 21
Ситуация 4
Воспитатель: «А теперь мне нужна медсестра. Давай ты будешь
медсестрой (надевает шапочку — обозначает роль). Медсестра, найдите, пожалуйста, карточку этого больного. Вы уже обзвонили всех наших больных? Не было дома? Перезвоните. Медсестра, а вы выписали рецепты? Позвоните больной Даше и узнайте, как ее здоровье. Помогают ли таблетки? Медсестра, сделайте укол, пожалуйста».
Слайд 22
Ситуация 5. Ребенок в роли доктора, воспитатель — пациента. Воспитатель: «Здравствуйте,
доктор! У меня так болит пальчик! Даже распух! Вот! Что вы мне посоветуете? А мне нужно таблетки принимать, мазать мазью или уколы делать? А когда мне теперь приходить? Спасибо!»
Ситуация 6. Воспитатель: «Доктор, я к вам вчера приходила. А сегодня пальчик болит еще сильнее. Не помогает лекарство! Что вы еще посоветуете?»
Слайд 23
Ситуация 7. Воспитатель: «Я пациентка, звоню в кабинет доктора. Алло! Здравствуйте.
Это кто? Медсестра, позовите, пожалуйста, дотора. Здравствуйте, доктор. Это звонит ваша больная. Меня зовут Света. Я забыла вчера таблетки принять. Что же делать? А к вам когда пя
ходить? Спасибо. До свидания».
Ситуация 8. Один ребенок — в роли доктора, другой — медсестры, воспитатель исполняет роль второго доктора. Воспитатель: «Т| еще не закончил прием? А медсестра уже всем уколы сделала? Медсестра, узнайте, пожалуйста, еще много пациентов? Как много! Давайте я помогу».
Слайд 24
Ситуация 9
Воспитатель предлагает детям взять дополнительны роли медсестры и мамы, которая
привела на прием дочку — куклу. Во питатель берет на себя основную роль доктора. Дочка еще не умеет разговаривать.
Воспитатель: «Здравствуйте, мамочка. Ваша дочка еще совсем маленькая. Что с ней случилось? Не знаете? Все время плачет? А ночь спала? А она не падала? Сейчас посмотрим. Медсестра, положите девочку на кушетку (доктор осматривает больную). Ушки в порядке, горлышко не красное, теперь все понятно. Зуб растет у вашей дочки! Ни чего страшного. Медсестра, выпишите рецепт и расскажите, как принимать лекарство».
Слайд 25Ситуации игрового взаимодействия
на II этапе
На II этапе реализация задач осуществляется воспитателем
в позиции помощника.
Например, в игре в доктора один ребенок играет врача, другой медсестру, остальные — пациентов. Воспитатель находится рядом с деть ми, но не является участником их игры, координирует замыслы, подсказывает в случае затруднений
Слайд 26
Ситуация 1. В кабинете врача. Воспитатель: «Спроси, как себя вчера чувствовала
больная, таблетки уже принимала?»
Ситуация 2. В кабинете врача. Воспитатель: «Медсестра, телефон звонит! Дзинь-дзинь. Подними трубку, скажи, кто ты, и спроси, что случилось».
Слайд 27
Ситуация 3. В очереди на прием к врачу. Воспитатель: «Пока пациенты
ждут своей очереди, они разговаривают? Давайте поговорим о...»
Ситуация 4. Один из пациентов потерял рецепт. Воспитатель: «Зайди в кабинет, скажи, что случилось».
Слайд 28
Ситуация 5. Воспитатель: «Давай ты будешь другим врачом. Ты пришла к
этому доктору поговорить о ком-то из больных, который сильно заболел».
Ситуация 6. На прием к врачу привели больного малыша, который боится доктора.
Ситуация 7. Из кабинета доктора исчезли все медикаменты. Воспитатель: «Очередь большая. Больные ждут. Что делать? Придумайте, что можно взять вместо них? Чем можно заменить шприц, а трубочку для слушания?» И т. д.
Слайд 29Ситуации игрового взаимодействия
на III этапе
На III этапе дети самостоятельно играют в
доктора. Воспитатель реализует диагностические задачи в позиции наблюдателя. Если у детей в ходе игры возникают сложности, они обращаются за советом к воспитателю («А что можно дальше сделать?»). Самостоятельному обращению детей к взрослому способствует партнерская позиция, обеспечивающая принятие воспитателя в качества игрока.
Слайд 30Этапы педагогической технологии в игровой деятельности детей 5-7 лет
I этап
Обогащение
представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, — наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
Слайд 31
II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»):
определение ситуаций взаимодействия
людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования;
совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Слайд 32
III этап
Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация
сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за
которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
Слайд 33
Пример организации I и II этапов педагогической технологии организации сюжетно-ролевой игры
«Кафе» в форме игровой оболочки «Телепередача»
Слайд 34
Игровая ситуация «Блиц-опрос».
Цель: выявить полноту и точность представлений детей о работе
кафе.
Воспитатель выступает в роли корреспондента, который берет интервью у разных людей. Примерные вопросы: «Вы были в кафе?», «Что там можно заказать?», «Кто там работает?», «Кто помогает официанту выполнить заказ?».
Слайд 35
Игровая ситуация «Специальный репортаж»
Цель: уточнение представлений детей по теме игры. Подготовительный
этап: рассматривание с детьми фотографий.
Подготовка детей к выполнению роли репортеров, официантов, поваров, посетителей. Составление вопросов об оформлении зала, одежде работников, взаимодействии работников, правилах вежливости и др. Разыгрывание ситуации «Мы ведем репортаж из кафе».
Слайд 36
Игровая ситуация «Круглый стол»
Цель: преобразование представлений детей в игровой опыт.
В ходе
телепередачи за круглым столом обсуждаются вопросы: «Можем ли мы открыть в группе кафе и поиграть?», «Какие роли могут быть в этой игре?», «Какое может быть меню?».
Слайд 37
Игровая ситуация « Телемагазин»
Цель: создание игровой обстановки для игры.
В телемагазине рекламируются
товары для дома, офиса и кафе (из имеющихся в группе — столы, стулья, салфетки, посуда, одежда, муляжи товаров для игры «Магазин» и др.). Определяется возможность использования предметов в игре.
Слайд 38
Игровая ситуация «Очумелые ручки»
Цель: создание атрибутов для организации игры (картофель фри,
пирожки, гамбургер).
Игровая ситуация «Репортаж о детском празднике в кафе»
Цель: развитие сюжетосложения.
Придумывание сценария детского праздника, содержания конкурсов, вопросов для интервью с детьми и родителями.
Слайд 39
Игровая ситуация «Удивительные события в кафе»
Цель: развитие сюжетосложения.
Составление сценариев необычных
репортажей из кафе: «Шрек с семьей в кафе», «Герои мультфильма "Мадагаскар" пришли в кафе».