Слайд 1Традиционные и нетрадиционные формы и методы работы классного руководителя
с родителями
обучающихся с ОВЗ
в условиях коррекционной школы VIII вида
Из опыта работы учителя начальных классов
КОГОБУШОВЗ г Сосновка Вятскополянского района Кировской области Е.Д.Козловой
Слайд 2СЕМЬЯ
«Семья — домашний очаг, где его всегда любят и принимают таким,
какой он есть. Человека как личность, в том числе и ребенка, не оценивают по его росту, цвету глаз, длине рук или ног. Ребенка, как и любого другого человека, следует оценивать по его человеческим качествам. Здесь для родителей
открывается огромное поле деятельности: воспитать в ребенке ЧЕЛОВЕКА.»
Слайд 3Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования
и
культуры. Отношение их к ребенку во многих случаях отличается не устойчивостью. На нервной системе
ребенка губительно сказывается напряженная семейная обстановка, конфликты между родителями.
Слайд 4«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое
человеческое счастье.»
В. А. Сухомлинский
Слайд 5Взаимодействие
Семья и школа – два важных института
социализации ребенка. И хотя
их воспитательные функции различны, для
всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Слайд 6В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного
доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Слайд 7РАБОТА
Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива коррекционной
школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру,
педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке детей с проблемами в развитии к жизни и к труду.
Слайд 9Цели совместной работы:
• создание благоприятных условий для обучения и развития детей;
•
повышение педагогической культуры родителей;
• содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение пап и мам в жизнедеятельность школы, класса, группы;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей;
• пропаганда успешного опыта семейного
воспитания.
Слайд 10Задачи работы с родителями:
•выявление и реализация потребностей родителей в педагогических знаниях;
•установление
контакта с родителями
для более близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и
активизации их в жизни школы (класса);
• создание условий для совместной деятельности.
Слайд 11Мероприятие к 23 февраля
Фото с мероприятий
Слайд 12Формы деятельности, направленные на вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
• дни творчества
детей и их родителей;
• открытые уроки и внеклассные мероприятия;
• помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально- технической базы школы и класса;
проведение мастер классов, на которых родители делятся своими умениями творить руками.
Слайд 13Лучшая аппликация
Фото совместных дел
Слайд 14Основные направления:
• реализация функции родительского просвещения;
• физическое здоровье учащихся и его
сохранение;
• культурно-массовые мероприятия;
• объединение усилий школы и семьи.
Слайд 15Традиционные формы работы
• Родительские собрания
• Общешкольные конференции
• Индивидуальные консультации педагога, психолога
•
Посещения на дому
Слайд 17
Посещение семьи
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
При посещении
семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
После посещения на дому классный руководитель обычно заполняет акт обследования жилищно-бытовых условий обучающегося.
Слайд 18При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
проявлять высокий такт в
разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
не предъявлять претензий к родителям;
всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
договариваться о конкретных совместных делах;
не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
Слайд 19
Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о
своем ребенке.
Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей.
В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
Индивидуальные консультации, беседы
Слайд 20В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности.
Недопустимо стыдить
родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери.
Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»
Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки.
Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества.
Принципы успешного консультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Слайд 21
Переписка с родителями
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей.
Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.
Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут.
Слайд 22
Анкетирование
Знакомство с семьёй ребёнка начинается для меня с анкеты, которую я
раздаю родителям 1 сентября.
Анкета заполняется дома родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Слайд 24
Практикумы
это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей,
эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей
Слайд 25
Открытые уроки
Обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по
предмету, методикой преподавания, требованиями учителя.
Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке.
Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности в коррекционной школе.
В нынешнем учебном году я разрешила присутствовать родителям на всех уроках со своими детьми для их более успешной адаптации, а также с детьми с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, аутизмом и пр.
Слайд 26
Родительское собрание
одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями
учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей,
для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания и обучения детей,
формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив
Слайд 27Родительские собрания
Общешкольные (или по параллелям) родительские собрания - 2 раза в
год.
Классные родительские собрания – 4-5 раз в год.
На классных родительских собраниях обсуждаются:
задачи учебно-воспитательной работы класса,
планирование воспитательной работы в классе,
намечаются пути наиболее тесного сотрудничества семьи со школой,
подводятся итоги работы.
Слайд 28Новые формы взаимодействия
семьи и школы
• Родительские вечера
• Родительские чтения
• Индивидуальные консультации
•
Родительский лекторий
• Тематические консультации
• Внеклассные мероприятия с участием родителей
• Родительские собрания с участием детей
• Тематические мероприятия, проводимые родителями
Мастер классы родителей
Слайд 29
Классные
родительские собрания
Возрастные особенности школьников»,
«Режим дня школьника»,
«Игра в
обучении ребенка»,
«Ребенок и природа» и др.
В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционно-развивающего обучения в школе.
Тематика собраний
должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например:
Слайд 30
Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в
школьное
самоуправление.
Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни школы самостоятельно. Этим целям могут служить школьные родительские собрания,
конференции,
родительский комитет и его комиссии,
секции и другие рабочие органы.
Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в школьный совет, если школьное самоуправление предусматривает создание этого органа.
Слайд 31
Классные детские мероприятия.
Организация совместных досуговых мероприятий.
Формы
досуга:
совместные праздники, дни именинника;
подготовка концертов, посещение концертов и спектаклей;
соревнования, конкурсы;
совместные изготовления поделок.
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.
Слайд 33Информационные средства
• памятки;
• буклеты;
• анкетирование;
• наглядная информация;
• консультации;
• информационный стенд;
• доска
объявлений.
Слайд 34Технологии работы с детьми и
родителями
• Технология организации и проведения группового воспитательного
дела.
• Педагогика сотрудничества может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология.
• Технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского.
• Технология здоровьесберегающая.
• Технологии личностно-ориентированного обучения, которая создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как индивидуальности.
Слайд 35Результаты
• Укрепление авторитета родителей в семье.
• Формирование нравственных качеств школьников.
• Понимание
родителями значимости совместной работы.
• Создание атмосферы сотрудничества.
• Позитивные изменения во взаимоотношениях школьников, учителей и родителей.
Слайд 37Все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить
взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Заключение