Презентация, доклад Технология продуктивного чтения.

Содержание

3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста До чтения текста:

Слайд 1 Технология продуктивного чтения
Читать – это еще ничего не значит; что

читать и как понимать – вот в чем главное дело.


К.Д.Ушинский

Технология продуктивного чтенияЧитать – это еще ничего не значит;  что читать и как понимать

Слайд 2
3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы.
Результат:
понимание

авторского смысла, корректировка своей интерпретации

2) Во время чтения текста:
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

До чтения текста:
– просмотровое чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создание мотива для чтения

Технология формирования правильного типа читательской деятельности Цель – понимание текстов. Три этапа работы с любым текстом.

3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации2) Во

Слайд 4I этап- работа с текстом до чтения
2.Уточнение по ключевым словам своих

предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

1.Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

I этап- работа с текстом до чтения2.Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии

Слайд 53.Озаглавливание частей.
II этап-работа с текстом во время чтения
1.Самостоятельное чтение с целью

проверки своих предположений.

2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.



4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое

5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов

6.Диалог с автором

3.Озаглавливание частей.II этап-работа с текстом во время чтения1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.2.Чтение вслух по предложениям

Слайд 61.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.
2.Беседа. Понимание авторского

замысла.
3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).
4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
5.Выполнение творческих заданий.

III этап-работа с текстом после чтения

1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. 2.Беседа. Понимание авторского замысла.3.Рассказ о писателе (беседа о писателе

Слайд 7Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка
1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)
2.«

Проиллюстрируй…»
3.« Сочини…»
4.« Придумай…»
5.Структурная модель текста.
Творческое задание предполагает самостоятельность ребенка1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)2.« Проиллюстрируй…»3.« Сочини…»4.« Придумай…»5.Структурная модель текста.

Слайд 8Диалог с автором- это естественная беседа через текст
Например, прием комментированного чтения.
1.Озвучивают

текст дети, а комментирует учитель.
2.Приветствуются также и детские суждения.
3.Комментарий должен быть кратким и динамичным.
4.Комментарий не должен превращаться в беседу.
5.Комментируем в том месте, где это действительно нужно.

Диалог с автором- это естественная беседа через текстНапример, прием комментированного чтения.1.Озвучивают текст дети, а комментирует учитель.2.Приветствуются также

Слайд 9УУД

УУД

Слайд 10Достоинства технологии
применима самостоятельно вне урока;
возрастносообразна и доступна;
ориентирована на развитие личности читателя;
развивает

умение прогнозировать результаты чтения;
способствует достижению понимания на уровне смысла.
Достоинства технологииприменима самостоятельно вне урока;возрастносообразна и доступна;ориентирована на развитие личности читателя;развивает умение прогнозировать результаты чтения;способствует достижению понимания

Слайд 11Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка

которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

Методические приёмы организации продуктивного чтения

Отсроченная отгадкаВ начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта

Слайд 12Составь задание
Приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики выполняют

“роль учителя”, конструируя учебные задачи.
Кубик Блума
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.

Составь заданиеПриём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи.Кубик БлумаНа

Слайд 13Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а

с хрестоматией, другими дополнительными материалами. Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях.

АналитикБолее сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. Необходимо

Слайд 14Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный

приём является ключевым в известной технологии критического мышления.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен…
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.

Пометки на поляхЕщё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии

Слайд 15Прием “Составление кластера”
Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила

построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.
Прием “Составление кластера”Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель

Слайд 16Использование технологии продуктивного чтения на уроках русского языка.
1. При чтении учебно-научного

текста используются следующие приемы:
а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);
б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;
в) выделение ключевых слов;
г) выявление деталей текста;
д) составление на доске вопросного плана к тексту;
е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.

Использование технологии продуктивного чтения на уроках русского языка. 1. При чтении учебно-научного текста используются следующие приемы: а)

Слайд 17 Приведем пример работы с учебно-научным текстом определения из учебника "Русский язык"

4 класс.


Предложение, в котором одна грамматическая основа, - это простое предложение.
Предложение, в котором две грамматические основы и больше, - это сложное предложение.
Сложные предложения состоят из двух простых предложений.
Сколько простых предложений, столько и частей в сложном предложении. Части сложного предложения разделяются запятой.       

Алгоритм изучающего чтения определения:
1. Определяем количество смысловых частей по количеству абзацев в тексте.
2. Задаем вопрос к каждой части. (Как называются предложения с 1-ой грамматической основой? Как называются предложения с 2-мя и более грамматическими основами? Как определить количество частей в сложном предложении? Как разделяются части сложного предложения на письме?)
3. Получаем "вопросный" план текста.
4. Пересказываем текст с опорой на план.
5. Представляем информацию в другой форме (рисунок, схема, опорный конспект).            

Приведем пример работы с учебно-научным текстом определения из учебника

Слайд 18Обучение изучающему чтению учебно-научных текстов обеспечивает следующие метапредметные результаты:


Познавательные (извлечение

и переработка информации)

2. Регулятивные (умение организовывать свою деятельность по алгоритму)

3.Коммуникативные (овладение приёмом монологической и диалогической речи) УУД.
Обучение изучающему чтению учебно-научных текстов обеспечивает следующие метапредметные результаты: Познавательные (извлечение и переработка информации) 2. Регулятивные (умение

Слайд 19 Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира      
Организация чтения учебно –

научного текста в соответствии с технологией продуктивного чтения.

1-й этап. Работа с текстом до чтения. Предположение о теме текста по заглавию и иллюстрациям, по выделенным словам и понятиям (Мотивирование чтения). О чём будет текст?

2-й этап. Работа с текстом во время чтения. Изучающее медленное чтение про себя или вслух с коротким комментированием, антиципация (предугадывание будущего содержания текста), вопросы для ведения диалога с автором, прогнозирование ответов, проверка предположений, словарная работа с использованием ресурсов.

3-й этап. Работа с текстом после чтения.      Беседа по системе вопросов для выявления идеи данного текста или организация проверки выполнения продуктивного задания к тексту.        
Технология продуктивного чтения на уроках окружающего мира       Организация чтения учебно – научного текста в соответствии

Слайд 20 ПАМЯТКА по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения

(разработана, прежде всего, для НЕ художественных текстов)

1. Выберите текст, который вам необходимо предложить ученикам для чтения на уроке (от полноценного рассказа до абзаца, формулировки правила, таблицы, схемы и т.п.)
2. Прочитайте текст, выделите в нем три уровня информации:
- фактуальную (то, что говорится напрямую)
- подтекстовую (то, что сказано в не явном виде, между строк). Внимание !!! Данный уровень может быть не во всех текстах.
- концептуальную (основная идея, о которой думал автор, создавая текст)
3. Определите роль данного текста на уроке:
- используется на этапе введения нового знания или отработки изученного?
- в чем основная цель чтения этого текста учениками на уроке:
- например: ставится специальное продуктивное задание к тексту (составить список особенностей, причин, доказать что-либо, вывести формулировку понятия, заполнить таблицу, преобразовать текст в схему и т.д.)
4. Сформулируйте задания для работы с текстом ДО чтения, с целью предвосхищения будущего содержания текста, создания мотива для знакомства с текстом.
- Например: судя по заглавию (иллюстрациям / автору) – о чем будет этот текст?
- Например: из каких частей состоит, есть ли выделенные слова, иллюстрации и т.п.
Внимание !!! Для каждого конкретного текста должны быть свои вопросы – нельзя пользоваться только однотипными приведенными выше примерами.
Внимание!!! Этап должен быть коротким, плавно перетекающим в собственно чтение!

ПАМЯТКА по подготовке урока с использованием текста в режиме технологии продуктивного чтения  (разработана, прежде всего,

Слайд 215. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух,

по очереди разными учениками)
- короткие комментарии для облегчения понимания каких-то слов, оборотов
- краткие реплики, которые позволяют включить механизм антиципации (предвосхищение, предугадывание будущего текста) 
- вопросы, облегчающие ученикам ведение диалога с автором:
+ В – вопрос к автору текста, возникающий после прочтения определенных фраз. Или обращение учителя классу, побуждающее задать такой вопрос.
+ О – предложение ученикам предположить свой ответ, на возникший вопрос к автору.
+ П – предложение ученикам проверить свои предположения после прочтения тех фрагментов текста, которые позволяют увидеть авторские ответы на возникшие вопросы.
Внимание!!! Все вопросы к тексту, комментарии должны быть предельно краткими, чтобы «не заболтать» текст, не отвлечься от него, а наоборот – способствовать его глубокому пониманию.
6. Сформулируйте главный смысловой вопрос ПОСЛЕ чтения:
вопрос на осмысление концептуальной информации, идеи текста (или система вопросов для беседы) - или проверка выполнения продуктивного задания к тексту.
5. Выделите в тексте места остановок ВО ВРЕМЯ чтения текста (вслух, по очереди разными учениками)- короткие комментарии

Слайд 22ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Слайд 23Основные этапы решения задач.
1.Подготовительный этап к решению задачи.
Цель: актуализировать знания, умения,

навыки, необходимые ученикам для решения данной задачи и подготовить их к восприятию ее текста.

2.Чтение и осознание текста.
Цель: формирование у учащихся умения читать текст задачи, понимать ситуацию, описанную в задаче, выделять условие и требование, называть искомые и известные объекты, выделять все отношения между ними.

3.Поиск пути решения.
Цель: установить связь между данными и искомыми объектами, наметить последовательность действий, то есть составить план решения.
Основные этапы решения задач.1.Подготовительный этап к решению задачи.Цель: актуализировать знания, умения, навыки, необходимые ученикам для решения данной

Слайд 24Приёмы работы над задачей до её чтения.

«Попробуй найти!»
«Угадай-ка!»

«Верите ли Вы?»
Приёмы работы над задачей до её чтения. «Попробуй найти!» «Угадай-ка!» «Верите ли Вы?»

Слайд 25Приёмы работы над задачами

Работа с недостающими и избыточными данными
Сокращение

лишних слов из текста задачи
Составление схемы (краткой записи) задачи или выбор из предложенных учителем
Наращивание задачи
Изменяем условие
Изменяем вопрос
Сопоставление задач, составление обратных задач
Решение задачи другими способами
Приёмы работы над задачами Работа с недостающими и избыточными данными Сокращение лишних слов из текста задачиСоставление схемы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть