Слайд 1Технология исследовательской деятельности
в начальной школе
Ромыш Людмила Ивановна
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6 г. Бирюсинска
Слайд 2«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».
Г.Э. Лессинг
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.
Слайд 3Исследовательское поведение
в современном мире
рассматривается как стиль жизни
современного человека
Проблема исследования
заключается в том, что технология проектной деятельности слабо проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
Слайд 4Гипотеза
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности
позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Слайд 5Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину –
главная задача учителя.
Слайд 6Новизна
Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании
Слайд 7Ведущая педагогическая идея
Метод учебного проекта - один из путей формирования:
готовности
к целеполаганию;
готовности к оценке;
готовности к действию;
готовности к рефлексии;
готовности к самовоспитанию и самообразованию.
Слайд 8Цель работы
развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся,
определяющих формирование компетентности личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Слайд 9Задачи
Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них
следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Слайд 10Факторы успешности исследовательской деятельности учащихся:
соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом
работы;
добровольность выбора темы учащимся;
максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы,
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности.
Слайд 11Участники проекта
учитель
учащиеся
родители
Слайд 12Принципы организации исследовательской деятельности
учёт интересов детей;
учение через деятельность;
познание и знание являются
следствием преодоления трудностей;
сотрудничество участников педагогического процесса;
свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проектов.
Слайд 13Классификация исследовательских проектов по продолжительности
- мини-проекты (1 ч);
краткосрочные проекты (2-6ч);
среднесрочные
(12-15 ч);
- долгосрочные проекты (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
Слайд 14Этапы исследовательской деятельности
- мотивационный
- планирующий
- информационно-операционный
- рефлексивно-оценочный
Слайд 15
Формы продуктов исследовательской деятельности
web-сайт;
анализ данных социологического опроса;
атлас, карта;
видеофильм;
выставка;
газета, журнал;
действующая фирма;
законопроект;
игра;
коллекция;
костюм;
модель;
музыкальное произведение;
мультимедийный продукт;
оформление кабинета;
постановка;
праздник;
прогноз;
система школьного самоуправления;
справочник;
сравнительно-сопоставительный анализ;
учебное пособие;
экскурсия.
Слайд 16Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
1. Индивидуальная
работа, предусматривающая деятельность в двух аспектах:
а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений), оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий;
б) работа с учащимися по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи).
Слайд 17Модель работы с одарёнными детьми на ступени начального образования
2. Групповая форма (включает
в себя работу над совместными исследовательскими проектами).
3. Массовые формы.
Сюда можно отнести встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах.
Слайд 18Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься
исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель» и т. д.;
– анализ полученных результатов;
– формирование коррекционных групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
– мониторинг.
Слайд 19Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 2
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение
научных результатов.
Этап 3
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Слайд 20Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
Этап 4
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на
компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Этап 5
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Слайд 21Последовательность приобщения учащихся к проектной деятельности
от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов
к долговременным, межпредметным
от личных проектов к групповым и общеклассным
Слайд 22Презентация (защита) проекта
Необходимо:
- помочь ученикам произвести самооценку проекта
- помочь учащимся оценить
процесс проектирования
- помочь ученикам подготовить проект к презентации
Слайд 23Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств
личности:
- самостоятельность
- целеустремленность
- ответственность
- инициативность
- настойчивость
- толерантность
Слайд 24Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших
школьников:
- исследовательские
- социального взаимодействия
- оценочные
- информационные
- презентационные
- рефлексивные
- менеджерские
Слайд 25Участвуя в проектной исследовательской деятельности, младшие школьники демонстрируют:
готовность к познанию и
овладению основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения);
готовность овладеть компьютерной грамотностью, умение работать с аудиовизуальной и мультимедиатехникой;
владение коммуникативными навыками, толерантностью;
умение интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам для решения познавательных задач.
Слайд 26Вывод:
эффективность использования технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе -
это не просто один из методов обучения- это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Слайд 27
Рекомендуемая литература:
1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя.
Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников.
4. Энциклопедия вопросов и ответов. Когда?, М., Росмэн, 2008.
5. Энциклопедия для любознательных. Почему и отчего?, М.:Астрель,2010.