Слайд 1
Использование возможностей дополнительного образования в художественно-эстетическом развитии и интеллектуальном взрослении детей
и подростков
Дети должны жить в мире
красоты и фантазии,
сказки, музыки,
творчества.
В.А.Сухомлинский
Слайд 2Театр и дети
Проблема проекта: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и
потребностей ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности.
Цель проекта:
Гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.
Слайд 3Задачи проекта
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся.
Развивающие: развивать культуру и
технику речи, память, воображение, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Дидактические:
1.Расширить представления детей о театре как особом виде искусства, формировать основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра ( кукольный, драматический, оперный, Театр Юного зрителя);
2. Придать проекту межпредметный характер, формировать основы мышления и целостной картины мира;
3.Развивать художественно - творческие способности учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру в процессе коллективного взаимодействия;
Методические:
1. Формировать информационную компетентность учащихся, умение выделять общие закономерности, корректировать и помогать в освоении приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности (самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов);
2. Развивать коммуникативную компетентность (формировать навыки общения в группах в процессе поисково-исследовательской проектной деятельности, в процессе постановки исследовательских проблем и нахождении способов решения исследовательских задач, развивать инициативность, активную жизненную позицию и толерантность).
3.Совершенствовать умения собственного управления творческой деятельностью учащихся через постановку спектакля.
4.Совершенствовать собственное умение формирования у школьников навыков коллективной работы.
Слайд 4Особенность проекта
Отличительная особенность проекта - её комплексный характер.
По способу организации педагогического
процесса программа проекта является интегрированной, а по способу передачи информации - творческой.
В проекте важна интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей.
Слайд 5Интеграция предметов художественно-эстетического цикла
Слайд 6Материально-техническое оснащение:
1. Музыкальный зал, оснащённый аудиовизуальным и музыкальным оборудованием;
2. Кабинеты
начальных классов, оснащённые мультимедийным оборудованием, оргтехникой и дидактическими материалами;
3. Программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам эстетического развития детей начальной школы.
Слайд 7Учебно-методическое обеспечение:
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно - образовательного
процесса;
2. Картотека дидактических игр по теме «Театр»;
3. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений;
4. Подборка литературы познавательного характера;
5. Картотека аудио-записей, видео фильмов;
6. Конспекты театрализованных представлений;
6.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера;
7.Консультационный материал для педагогов;
8. Консультационный материал для родителей.
Слайд 8Информационное обеспечение
Афанасенко Е.Х и др. Детский музыкальный театр (программы, разработки занятий,
рекомендации). – Волгоград, 2009.
Баева А.А. Оперный театр И.Ф. Стравинского. – М., Красанд, 2009.
Барик М. Кукольный театр. – СПб., Мелик Пашаев, 2014.
Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей .-М., 2000.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 2007.
Засоркина Н.В. и др. Методы проектов в начальной школе. Система реализации. – Волгоград, 2010.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – М., Просвещение, 1982
Рассел Д. Большой театр (Санкт-Петербург). – М.,2012
Смолина К.А. 100 великих театров мира. – М., Вече, 2010.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.// Дошкольное воспитание, 1990, № 3.
Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003.
Дзюба П.П. «Праздник к нам приходит!»;
Дзюба П.П. «Сказка на сцене»;
Слайд 9Вид продукта проекта
Для подведения итогов реализации проекта используются следующие формы:
игры
концерты
презентации
фестивали
театрализованные постановки
Итог
каждого года - выступление в концертных программах, показ спектаклей.
Слайд 10Планируемые результаты
Личностные результаты:
- проявлять ценностное отношение к театру как виду
искусства;
- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развивать самостоятельность и личную ответственность;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Слайд 11Предметные результаты:
Литературное чтение:
- читать по ролям литературное произведение;
-
овладеют элементарными приемами интерпретации текста (информации);
- ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- систематизировать подобранные информационные материалы при подготовке собственных работ;
- составлять письменные отзывы
ИЗО и технология:
-использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей.
Внеурочная деятельность:
различать театральные профессии и термины театральной деятельности;
- средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения , инсценировать фрагменты произведения;
Слайд 12Метапредметные результаты
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять расширенный
поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;
- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
Коммуникативные
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- совершенствовать речевое оформление;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Информационные
- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- готовить и проводить презентацию перед аудиторией
Слайд 13Этапы работы над проектом.
1. Ценностно-ориентационный этап.
Основополагающий вопрос
Зачем
человеку творчество?
2. Этап планирования и организации деятельности.
Формирование рабочих групп проекта по классам.
3. Конструктивный этап.
Все занятия при работе над проектом коллективные и сочетают в себе два основных вида деятельности: беседу о специфике театрального искусства и игру.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся.
4. Подготовка к презентации проекта.
Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учащиеся не просто осваивали чьи-то продукты деятельности, а производили их самостоятельно,
5. Презентация проекта.
6. Рефлексивный этап.
Подведение итогов проектной деятельности.
Слайд 14 Достигнутые эффекты проекта
Промежуточным результатом проекта «Театр и дети» можно считать:
возросшую активность участия детей в гимназическом конкурсе талантов «У Лукоморья»;
возросшее желание родителей активно работать с детьми в художественно – эстетическом направлении, в свободное время посещать театр.
Слайд 16Позитивные изменения
Входная диагностика (1 кл. – 1 год проекта) - 2011-2012
г.
высокий уровень- 33,5%
средний уровень - 40,5%
низкий уровень - 26%
Текущая диагностика (4 кл. – 4 год проекта) – 2014-2015 г.
высокий уровень - 61%
средний уровень - 30%
низкий уровень - 9%
В результате текущего опроса родителей также были получены позитивные результаты.
Доля родителей, положительно оценивающих уровень художественно-эстетического развития, оказалась достаточно высока:
высокий уровень - 55%
средний уровень - 42%
низкий уровень - 3%
Заключение.
Рост показателей уровня развития аспектов художественно - эстетической направленности у учащихся позволяет говорить об эффективности проекта и необходимости продолжения работы в данном направлении.
Слайд 18Качества личности
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность
(в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях.