Слайд 1
Подготовила: воспитатель
Иванова
Л.Б.
Влияние сюжетно – ролевой игры на целостное развитие
ребёнка - дошкольника
Слайд 2«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого
–деятельность, работа, служба.
Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля
происходит прежде всего в игре.
А. С. Макаренко
Слайд 3
Проявить личностные качества и свою активность ребёнку дошкольного возраста помогает
игра.
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.
Она является потребностью растущего организма, ведь в неё вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, думает, говорит. Стоит отметить, что игра выступает как
важное средство воспитания.
Слайд 4 В игре ребёнок получает первоначальные знания об окружающем мире, у
него происходит формирование определённого отношение к людям, к животным, к природе, к труду, вырабатываются навыки, привычки правильного поведения, складывается характер.
Именно сюжетно – ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире,
зажигает огонёк пытливости и любознательности.
Слайд 5Характеристика основных видов игр и их классификация
Условно игры можно разделить
на две основные группы: Сюжетно- ролевые – деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщённой форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы – заместители.
Игры с правилами . К таким играм относятся дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно- печатные, музыкально- дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).
Слайд 6
Структурные элементы сюжетно- ролевой игры
по Д. Б. Эльконину.
Сюжет (тема)
игры - это ,, та сфера действительности,
которая отражается в игре.
Содержание – это то, что конкретно отражается в игре.
Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация – совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел – план действий, задуманный играющими.
Роль – это образ существа (человека, животного) или
предмета, который ребёнок изображает в игре..
Слайд 7Ролевое (игровое) действие – это деятельность ребёнка в роли. Определённая комбинация,
последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.
Ролевое (игровое взаимодействие) предполагает осуществление взаимоотношений с партнёром (партнёрами) по игре, диктуемых ролью, т.к. ребёнок, взявший на себя какую- либо роль, должен принимать во внимание и роль своего партнёра по игре, координируя с ним свои действия.
Правила – это порядок, предписание действий в игре
Слайд 8Виды сюжетно- ролевых игр
Игры на бытовые сюжеты : в «дом»,
«семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых , их отношениях.
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолёт), полиция, пожарные, цирк, театр, зоопарк, фабрика, супермаркет и т.д.
Слайд 9Игры на патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны,
космические полёты и др.)
Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радиопередач: в «моряков» и «лётчиков», в Зайца и Волка, в крокодила Гену и Чебурашку , смешариков(по содержанию м/ф). В этих играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
Режиссёрские игры - в которых ребёнок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, мишек. Причём ребёнок действует и от лица игрушки и от себя.
Слайд 10 Сюжетно- ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий,
последовательно сменяющих друг друга:
- ознакомительная игра,
- отобразительная игра,
- сюжетно - отобразительная игра,
- сюжетно - ролевая игра,
-игра - драматизация.
Слайд 11Уровни развития сюжетно – ролевой игры Первый этап.
Основным содержанием игры
являются действия с предметами. Они осуществляются в определённой последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет – заместитель, который ранее использовался в игре.
Слайд 12Второй этап.
Основное содержание игры- действия с предметом. Эти действия развёртываются
более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования общей игрушки ( или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные сюжеты – бытовые. Одна и та же игра может многократно повторяться. Игрушки заранее не подбираются, но дети часто используют одни и те же – любимые. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
Слайд 13Третий этап.
Основное содержание игры – также действия с предметами. Однако они
дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнёрами по игре. Роли чётко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика; характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельными действиями партнёров, не связанных друг с другом, не соотнесённых с ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты более разнообразны: дети отражают быт, труд взрослых и яркие общественные явления.
Слайд 14Четвёртый этап.
Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий взрослых
друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный, коллективный характер. Объединения строятся на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют долгое время.
Слайд 15В игре на этом этапе чётко выделяется подготовительная работа: распределение ролей,
отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и ролевое поведение участников. В игру вовлекаются до 5 - 6 человек. Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.
Слайд 16
Значение сюжетно – ролевой игры
зависит от профессионального мастерства воспитателя, от
знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Следует отметить, насколько важна игра для детей дошкольного возраста, так как развитие детей в дошкольном учреждении неэффективно без игры.
Слайд 17Через игровую деятельность формируется личность дошкольника
- в игре дети
учатся сознательно принимать игровую задачу,
- выполнять игровые действия по правилам,
- добиваться желаемого результата,
так как ребёнок проявляет настойчивость в поиске решения,
- соблюдать правила, находить компромиссы, рассуждать, анализировать, обдумывать свои ходы и действия.
- пояснять и комментировать свои поступки в процессе игры, осваивает умение объяснять воспитателю и друзьям содержание и правила игры
Слайд 18
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм,
вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль.
Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем.
В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект,речь воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Слайд 19Таким образом сюжетно – ролевая игра оказывает огромное влияние на психологическое,
физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.. Подводя итог выше сказанного, хочется отметить, что игра дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения и зависит от приобретения знаний, умений и воспитания интереса. Именно в игровой деятельности проявляются индивидуальные особенности и формируются нравственные качества ребёнка.