Слайд 1
Современные технологии в проектировании
Слайд 2
«Любая реформа образования должна опираться на личность
человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя ,как самое великое и утешительное чудо природы».
М.Монтессори
Слайд 3
Актуальность
Современный мир меняется с невероятной скоростью. Сегодня в
системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.
Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Слайд 4
На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим
в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков.
То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.
В ФГОС Дошкольного образования, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Слайд 5
.
Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством
проектной деятельности;
Часть 1: Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
Основные принципы дошкольного образования:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-Организации с семьёй;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2: Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
Программа направлена на:
-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Слайд 6
.
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного
образования
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
-Способствует профессиональному развитию педагогических работников;
-Создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Создает условия для участия родителей в образовательной деятельности
- Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи и детских учреждений.
Слайд 7
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Технология проектной деятельности
в дошкольных учреждениях является
развитие свободной творческой личности ребенка.
Основной целью проектного метода-
Развитие творческого воображения и мышления
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
Развитие коммуникативных навыков
Развитие познавательных способностей
Задачи
развития
Слайд 10
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Слайд 11
В старшем дошкольном возрасте это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению
Развитие важнейших компетенций для современной жизни.
Слайд 12
Позиция детей как участников проекта:
Влияют на выбор темы, форм
работы в рамках проекта;
Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности:
Выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии
Слайд 13
Позиция взрослых как участников проекта:
Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс наиболее эффективно,
необходимо участие не только педагога и детей группы, но и их родителей. Привлечение родителей к реализации проектов в детском саду обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого.
Во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.
Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности в детском саду – сотрудничество, содействие, партнёрство с ребёнком и педагогами ДОУ.
Слайд 14
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖНО
И НУЖНО ВОВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ, НАПИСАВ, НАПРИМЕР, ТАКОЕ ОБЬЯВЛЕНИЕ:
Дорогие мамы и папы!
Пока мы ещё маленькие, но когда вырастем большими, обязательно станем космонавтами или космическими туристами. В космос, конечно, без специальной подготовки не полетишь. Мы хотим многое узнать о космосе, но без вашей помощи нам не обойтись! Мы будем вам благодарны, если вы принесёте для нас бумагу, старые журналы, коробки, картинки и книги о космосе.
Ваши будущие космонавты.
Слайд 15
I. Мотивационная поддержка – показать собственную заинтересованность к теме реализуемого
проекта.
II. Информационная поддержка – родители выступают источником информации для ребёнка, помощником в поиске нужной информации (написание доклада, поиск художественной литературы).
III. Организационная поддержка – сопровождение детей в музей, библиотеку и т. д.
IV. Техническая поддержка – фото- и видео- съёмка, монтаж материалов, составление презентаций.
Формы участия родителей в проектной деятельности:
Слайд 16.
ПРОЕКТ – ЭТО 5 «П»
Основной тезис современного понимания метода проектов,
который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Слайд 17.
Классификации проектов
Существуют различные классификации проектов, используемых педагогом дошкольного учреждения в
работе с детьми. В практике наиболее используются следующие виды проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна; «Откуда пришёл хлеб», «Почему дети болеют», «Как растёт горох», «Что мы знаем о воде»
ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); Театрализованная постановка детьми сказок на новый лад: «Теремок» и «Курочка Ряба».
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).
Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина Россия», «Покормите птиц», «Книжкина неделя»;
Индивидуальные: «Зверьё моё», «Моя семья»
Слайд 18
Этапы работы над проектом
Этап разработки проекта (целеполагание), где воспитатель выносит
проблему на обсуждение детям, далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
Этап разработки плана действий по достижению цели, где в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы, а старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности. В результате в конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план.
Этап работы над проектом (практическая часть), где дети самостоятельно и/или совместно с взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели.
Презентация проекта (подведение итогов), где работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, газеты и другое. Педагог совместно с детьми проводит рефлексивный момент по итогам работы, а так же определяет задачи для новых проектов.
Слайд 19
ПРОЕКТ-это « Модель трёх вопросов»
(на примере проекта «ОТКУДА БЕРУТСЯ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»)
1. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О…?
Они цветные могут быть (Кирилл)
Пузыри летают (Настя)
Их делают из мыла (Софья)
2. ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ?
Кто придумал пузыри?(Руслан)
Что можно делать с пузырями?(Тоня)
Зачем они нужны?(Саша)
3. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ?
Читать умные книги (Злата)
Можно спросить у взрослых(Даша)
Сами подумаем и придумаем (Леня)
Слайд 21
Экологический проект: «Сбережём планету вместе»
Цель: прививать любовь к
Родине,, желание беречь и охранять её, развивать познавательную активность у детей.
Задачи:
-формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правила поведения в лесу, сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её охранять.
-формировать представление об экологических ситуациях, которые возникают по вине человека;
- развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе, развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие.
-воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально — положительное отношение к природе, воспитывать любовь к художественной литературе, музыке, прививать трудовые природоведческие навык
Слайд 22Формы работы по реализации проекта:
*Познавательное чтение;
*наблюдения и экологические прогулки;
*Беседы;
*продуктивная деятельность;
*лаборатория (опыты);
*экологические,
подвижные, дидактические, имитационные игры, игры- путешествия.
*Эколого- познавательные занятия, праздники, развлечения.
*Просмотр и обсуждение презентаций
*Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе.
*Участие в субботнике по уборке территории детского сада.
*Взаимодействие с семьёй.(создание мини-книжек с исчезающими экспонатами-животными и птицами, оформление стенда «Живая душа природы»)
*АКЦИЯ « Помогите перезимовать птицам»«(изготовление кормушек и скворечников).
Слайд 23
Экологический проект: «Сбережём планету вместе»
С родителями и детьми
оформили стенд на витраже детского сада: «Живая душа природы».
Слайд 25
Непосредственно – образовательная деятельность по познавательному развитию «Сбережем планету
вместе»
Слайд 26
В рамках проекта «Сбережем планету вместе», мы с детьми
создали в группе «Красную книгу глазами детей», а родители с детьми сделали небольшие книжечки с исчезающими экспонатами в живой природе, которые занесены в Красную книгу.
Слайд 28
Акция :«Поможем перезимовать птицам»
Слайд 30
Проект :«Эти удивительные камни»
Слайд 31
Проект: «Эти удивительные камни»
Цель проекта:
Создание условий для
развития познавательных и исследовательских способностей воспитанников.
Задачи проекта:
1.Обучать детей исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира.
2. Развивать мыслительные операции, уметь выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.
3. Формировать представления у детей о разнообразии и особенностях камней.
4. Познакомить детей с ролью камней в жизни человека.
5. Воспитывать бережное отношение к неживой природе.
6. Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам
Слайд 32
Проект: «Эти удивительные камни»
.
Актуальность проекта:
Живя в стране богатой
полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах.
Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой России.
Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности…
Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством
Слайд 33
Проект: «Эти удивительные камни»
.
План проведения проектной деятельности
Совместная работа
педагога с детьми.
Информация для родителей о предстоящей деятельности.
Подбор демонстрационного материала по данной теме.
Подбор художественной литературы.
«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;
«Как живут камни» Е. Чуйко
Продуктивная деятельность:
•Экспериментирование «Какие бывают камешки»
•Аппликация «Гора»
•Лепка из солёного теста «Горы».
•Рисование «Горный пейзаж»
Просмотр мультфильмов
По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»
Цель: Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.
Подвижные игры: «Мы скалолазы», «Царь горы», «Найди свой камень»
Цель: Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно
Просмотр презентаций: «Мир камней», «Драгоценные камни»
Цель: Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней
Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Что лишнее?», «Найди пару», «Продолжи ряд».
Настольно-печатные игры :«Живая, неживая природа»,
Сюжетно-ролевые игры: «В поисках клада»
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету,, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.
Оформили мини-музей «Удивительные камни»
Провели викторину «Что мы знаем о камнях»
Выставка «Изделия из камня»
Цель: Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.
Слайд 37
Проект: «Морские обитатели»
• Цель: обобщить и дополнить знания детей
о морских обитателях.
Задачи:
• Сформировать представления детей о жизни моря и его обитателях; познакомить с миром рыб: чем питаются, где живут.
• Развивать память, речь, наблюдательность, логическое мышление, интерес к познанию окружающего мира.
• Учить применять полученные знания в разных видах деятельности.
• Активизировать совместную деятельность родителей и детей по внедрению проекта.
Слайд 39
Итогом этого проекта стал конкурс среди родителей и их
детей «Этот удивительный подводный мир»
Слайд 40
Проект: «Моя семья»
Цель: Создание единого пространства воспитания и развития
детей в ДОУ и в семье.
Задачи: Повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах взаимодействия с родителями воспитанников.
Повышать уровень педагогической культуры родителей, их заинтересованности в воспитании и развитии детей.
Совместное создание педагогами и родителями как в ДОУ так и в семье позитивного психологического климата.
Повышать заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
Сформировать доверительные и партнерские отношения между субъектами образовательного пространства.
Выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребёнку в ДОУ и дома, общие подходы к воспитанию.
Слайд 41
Взаимодействие с родителями по реализации этого проекта.
- Внесение альбомов
с семейными фотографиями
- Создание сборника рассказов «Выходной день в нашей семье…»
- Веселые эстафеты «Мама, папа, я - спортивная семья»
- Оформление плакатов «Моя семья»
-Презентация «Семейная фотография».
- Выставка рисунков «Герб нашей семьи».
Слайд 42
В ходе реализации этого проекта, родители оформили плакаты о
своей семье
Слайд 43
.
Итогом проекта «Моя семья», стал спортивный досуг «Папа, мама,
я-спортивная семья»
Слайд 44
Проект: «Город будущего»
Актуальность:
В современном мире
всегда есть место творчеству и фантазии. Человечество всегда умеет любить и мечтать. Своими семейными и групповыми проектами мы хотели показать наш город будущего и дома, которые будут самыми красивыми и комфортабельными.
Цель: Создание города будущего
Задачи:
-развивать творческие способности
-воспитывать экологическую культуру
-развивать умение анализировать
-укреплять сотрудничество детей, родителей, воспитателя
Слайд 46
Художественно-эстетическое развитие (рисование «Твой город будущего»)
Слайд 47
Проект: «Город будущего»
Итогом этого проекта стали, семейные проекты города
будущего
Проект семьи Стениных
Проект семьи Таранец
Проект семьи Васильевых
Проект семьи Кузнецовых
Слайд 49
Оформление стенда на витраже детского сада.
Слайд 51
В ходе этого проекта, наша группа «Веселые ребята» ,при поддержке
родителей ,заняла 1место в районном конкурсе «Снежные фантазии»
Слайд 52
Проект: «Огород на подоконнике».
Слайд 53
Цель:
Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать
за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Задачи проекта:
1. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
3. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Развивать познавательные и творческие способности детей.
5.Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Слайд 54
.
План реализации проекта «Огород на подоконнике»
1.Экскурсия в магазин «Семена»
2.Сбор художественной
литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
3. Родительское собрание «Участвуем в проекте «Зимний огород на подоконнике».
4.Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Родительский комитет .
5. Разбивка огорода на подоконнике.
6.Рассматривание семян (укропа, огурцов), посадка семян и рассады.
7. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». .
8.Непосредственно-образовательная деятельность с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы».
9. Проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?» .
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях.
5. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
6.Беседы о том, как выращивают овощи на огороде
7.Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку».
8. Праздник «Овощи и фрукты с нашей грядки».
Слайд 55
Проект: «огород на подоконнике»
Слайд 56
Проект: «огород на подоконнике»
Слайд 57
Проект: «огород на подоконнике»
Экспериментальная деятельность
Слайд 59
.
Проект: «Знакомство с русской культурой и ее традициями»
Слайд 60
.
Итогом проекта «Знакомство с русской культурой и ее традициями», стало
проведение праздника «Веселая карусель».
Слайд 61
.
Проект «Здравствуй, лето красное»
Слайд 62
.
Проект: «Никто не забыт и ничто не забыто»
Слайд 63
.
В ходе реализации проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»,
совместно с родителями, был оформлен на витраже детского сада стенд- «Этих дней не смолкнет слава»
Слайд 65
.
Проект: «Будущие космонавты»
В ходе реализации этого проекта, были проведены соревнования
с ребятами другой группы – «Мы будущие космонавты», оформлены выставки детских работ на космическую тематику и проведен конкурс среди родителей на лучший летающий космический объект.
Слайд 67
- Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную, развивающую среду.
- Создавать
игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Советы по организации
проектной деятельности
Слайд 68
- Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
-
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Не быть «всезнайкой», а искать решение проблем вместе с детьми и родителями. Стиль общения должен быть сотрудническим - это залог успеха и совместная работа над проектом, создаст радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
- Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.
- Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Слайд 69Таким образом, использование метода проекта в работе с дошкольниками на сегодняшний
день является актуальным вопросом. Метод проекта помогает осваивать детьми окружающую действительность, активизирует самостоятельную познавательную деятельность детей, развивает их творческие способности, навык обобщать и систематизировать, а также способствует развитие психических процессов детей дошкольного возраста.
ВЫВОД:
Слайд 70
Литература:
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий:
В 2 т. Т. 1. М.:
НИИ школьных технологий,2006.
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт.-сост.:
Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова - 3-е изд., испр. и доп.
– М.: АРКТИ, 2005. -96 с.