Слайд 1
Семинар – практикум для педагогов
«Современные подходы к организации работы с детьми
по
ознакомлению с художественной литературой»
Слайд 2Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов работы с детьми по знакомству с
художественной литературой.
Задачи:
1. Систематизировать и расширить знания педагогов об организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»
2. Расширить знания педагогов о современных формах, методах и приёмах приобщения детей к чтению.
3.Активизировать деятельность педагогов. Способствовать приобретению навыков коллективной работы.
Слайд 3План проведения семинара — практикума:
1. «Ребёнок и книга».
2. Изречения великих людей
о чтении книг
3. Художественное развитие в ФГОС ДОО
4. «Чтение художественной литературы» в соответствии ФГОС ДОО
5. Деловая игра «Эрудит».
Слайд 4 Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память
человеческого рода, она рупор человеческой мысли.
Мир без книги — мир дикарей"
Н. А. Морозов
1.«Ребёнок и книга».
Слайд 9
«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если
чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А.Сухомлинский
Слайд 10Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребёнка, её образы оказывают большое воздействие
на формирование личности.
Евгения Флёрина
классик дошкольной педагогики советского периода
Слайд 11Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Вольтер
французский философ-просветитель 18 в.
Слайд 12Виссарион Белинский
русский писатель, литературный критик 19 в.
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Слайд 13Книги —
корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие
свой драгоценный груз от поколения к поколению.
Фрэнсис Бэкон
английский философ 16-17 в.в.
Слайд 14Френсис. Б
«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно
несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.»
Слайд 153. Влияние художественной литературы на развитие словаря детей дошкольного возраста.
К.Д.
Слайд 16Речевое развитие
Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение
активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
4. «Чтение художественной литературы» в соответствии ФГОС ДО
Слайд 17
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и
средствами взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
Развитие речи
Художественная литература
Слайд 18К какой возрастной группе относятся задачи
В 1 младшей группе воспитатель
приучает детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождает чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учит слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
Слайд 19К какой возрастной группе относятся задачи
Во 2 младшей группе воспитываются умение
слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. С помощью воспитателя дети инсценируют и драматизируют небольшие отрывки из народных сказок. Дети учатся читать наизусть потешки и небольшие отрывки из народных сказок.
Слайд 20К какой возрастной группе относятся задачи
В средней группе педагог поддерживает внимание
и интерес к слову в литературном произведении, объясняет, как важны в книге рисунки; показывает, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Дети знакомятся с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.
Слайд 21К какой возрастной группе относятся задачи
В старшей группе воспитатель учит определять
жанр произведений; помогает детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения; учит вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста; помогает выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Слайд 22К какой возрастной группе относятся задачи
В подготовительной к школе группе внимание
детей обращается на изобразительно-выразительные средства воспитатель помогает почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививает чуткость к поэтическому слову; помогает детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением .
Слайд 23Методы и приёмы ознакомления с художественной литературой
Слайд 24Традиция ежедневного чтения.
Оформление книжных центров в группах детского
сада.
Оформление выставок.
Творчество отдельных писателей, отдельным жанрам (сказка, юмористический рассказ, энциклопедия и т. д.).
Выставки книг писателей-художников.
Азбуки.
Народная сказка как источник сюжетов для авторской сказки.
Тематические выставки.
Народные детские песенки стран мира.
Произведения, одинаковые по названию, но принадлежащие разным авторам.
Выставка книг, предназначенных разным возрастным группам читателей.
Выставки книг и детских журналов, издаваемых в отдельном городе или регионе.
Выставка произведений, которые были положены в основу мультфильмов, детских фильмов.
Детские журналы
Выставка – иллюстрация – выставка с рисунками читателей.
Выставка – викторина. Создание "Книжкиной больницы"
Празднование именин произведения.
Использование проектного метода
Макеты по любимым сказкам.
Литературные викторины и интеллектуальные марафоны по художественным произведениям.
Слайд 25Для какой возрастной группы используются произведения:
Сказки «Репка», «Теремок», «Козлятки и волк»,
«Маша и медведь»;
В.Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»;
А.Барто «Игрушки»;
К.Чуковский «Путаница»;
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Первая младшая группа
Вторая младшая группа
А. Барто «Игрушки»;
К.Чуковский «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево»;
Н.Носов «Ступеньки»;
С.Маршак «Детки в клетке»;
В. Сутеев «Три котёнка»;
В.Бианки «Купание медвежат», «Мишка-башка»;
Е.Чарушин «Утка с утятами», «Медведица и медвежата»;
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
Сказки «Волк и козлята», «Колобок», «Три медведя», «Два жадных медвежонка», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди».
Для какой возрастной группы используются произведения:
Средняя группа
Сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Как собака друга искала», «Три поросёнка», «Красная Шапочка»;
С.Маршак «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Усатый – полосатый»;
С. Михалков «Дядя Стёпа»;
М.Пришвин «Журка», «Ребята и утята»;
Е. Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц?», «Воробей»;
К.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», «Телефон»;
Х. К. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик».
Для какой возрастной группы используются произведения:
Слайд 28Для какой возрастной группы используются произведения:
Старшая группа
Сказки «Заяц – хвастун», «Лиса и кувшин», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Царевна – лягушка, «Сивка-Бурка», «Финист – ясный сокол», «Хаврошечка»;
Л.Толстой «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;
Н.Носов «Живая шляпа»;
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
П.Бажов «Серебряное копытце»; В.Катаев «Цветик – семицветик»;
В.Осеева «Почему?», «Плохо».
Слайд 29Для какой возрастной группы используются произведения:
Подготовительная группа
Сказки «Айога», «Кот в сапогах»,
«Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Хаврошечка»;
Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца — длинные уши», «Медведко»;
П.Ершов «Конёк – Горбунок»;
С.Маршак «Двенадцать месяцев»;
А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;
К.Ушинский «Слепая лошадь»;
Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»;
Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок», «Дюймовочка»;
А. Милн «Винни — Пух и все-все-все».
Слайд 30Определите название и автора произведения по отрывку
Ну так
видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях, об отце
В государевом дворце...
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер...
Конек-Горбунок
Ершов. П.П
Сказка о золотом петушке
А.С. Пушкин
Сказка о царе Салтане
А.С. Пушкин
Что стрела пропала в море;
Это горе — всё не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Слайд 31• Знакомые герои в новых обстоятельствах.
•Коллаж из сказок.
•Сказка от смешного
стишка.
•Сказка от считалки.
•Сказка от загадки.
•Спасательные ситуации в сказках.
•Сказки от странных историй.
•Сказки от просто стишков.
•Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.
•Сказки о чудищах.
•Сказка продолжается.
•Изменение ситуации в знакомых сказках.
•Перевирание сказки.
•Сказка, но по-новому.
•Сериал в сказке.
•Решение противоречий в сказке.
•Моделирование сказок.
•Сказки с новым концом.
•Сказка с середины.
•Частица «не» и новая сказка.
•Из сказки убежали все глаголы (существительные).
•Пословицы и поговорки к сказкам
•Шуточная реклама по сказкам.
Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора.
Слайд 36«Подбери пословицу к произведению»
С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»
За большим погонишься – последнее потеряешь.
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Шуба овечья, да душа человечья.
Колобок
На языке медок, да на сердце –ледок.
Царевна Несмеяна
Не все то золото, что блестит.
В. Катаев «Цветик – семицветик
Дружба дороже денег.
«Бременские музыканты»
Доброе братство лучше богатства.
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Кто любит труд, того люди чтут.
Репка
Капля по капле и камень долбит.
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
Ш. Перро «Кот в сапогах»
Встречают по одежде, провожают по уму.
Теремок
Не бравши топор, жилья не срубишь;
Лиса и журавль
Как аукнется, так и откликнется.
Слайд 37«Шуточная реклама»
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на
стиральную машину.
( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Несу золотые яйца. Дорого.
( Курочка Ряба, р.н.с. «Курочка Ряба»)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А.Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
4. Отмою всё!
( Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
5. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш.Перро «Красная Шапочка»)
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.
(Доктор Айболит, К.Чуковский «Доктор Айболит»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Р.н.с. «Гуси-лебеди»)
8. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, р.н.с. «Лиса и волк»)
9. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, р.н.с. «Колобок»)
10. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Баба Яга)
Слайд 38«Чей предмет?»
«Четвёртый лишний»
«Узнай произведение по предметам»
«Доскажи словечко»
«Бюро находок»
Игра – соревнование
«Расшифруй имена
сказочных героев»
Дидактические игры
Слайд 39Игры с иллюстрациями и картинами
"Угадай сказку по фрагменту"
Картина закрывается большим по
размеру листом бумаги, в котором сделана прорезь в виде круга. Передвигая лист бумаги с прорезью по картине, угадать ее название и автора.
Слайд 41Узнай произведение по предметам»
Слайд 45Выразительное чтение
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение
доносит до них педагог.
Перед педагогом стоит важная задача — раскрыть замысел произведения, заразить ребенка эмоциональным отношением к прочитанному.
Чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной, содержать разнообразные интонации.
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.
Слайд 46Компоненты интонационной выразительности речи
Слайд 47Произнесите фразу с разной эмоциональной окраской:
Разговор киски с хозяйкой
Киска просит
молока (жалобно, просящим голосом):
«Мяу»
Кисонька поела, песенку запела (весёлым, радостным голосом):
«Мяу- Мяу- Мяу»
Диктор радио
Тревожное сообщение: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка!»
Радостное сообщение: «Внимание! Внимание! Девочка нашлась!»
Рано-рано выпал снег.
Удивился человек:
— Это снег? Не может быть!
На дворе? Не может быть!
На траве? Не может быть!
В октябре? Не может быть!
Неужели это снег?
Не поверил человек.
Снег
Слайд 48Конкурс пародистов
Баба-яга:
"Фу, фу, фу! Русским духом пахнет! Зачем пришел, молодец,
— дело пытаешь или от дела лытаешь?"
Царевна Лебедь:
"Здравствуй,
князь ты мой прекрасный.
Что ты тих,
как день ненастный?"
Слайд 49Конкурс пародистов
Кот Матроскин:
"Корову заведем, молоко пить будем"
Черепаха:
"Я на
солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу и лежу, и на солнышко гляжу"
Слайд 50Конкурс пародистов
Волк:
"Ну, заяц, погоди!"
Галчонок:
"Кто там? Кто там?"
Слайд 51Примерное содержание
книжного уголка
Различная тематика книг.
Две-три сказки.
Стихи, рассказы.
Специальный подбор книг по
программе в каждой возрастной группе.
Веселые книги Маршака, Михалкова, Носова и др.
Книги, которые дети приносят из дома.
Книги на школьную тематику: азбуки, энциклопедии и т.п. (в старшей, подготовительной группе)
Портреты известных детских писателей и поэтов.
Слайд 521. Активизировать работу по ознакомлению детей с книгой, используя разнообразные методы
и приемы.
2. Пополнять в детском саду библиотеку детских книг. Проводить конкурсы групповых книжных уголков.
3. В годовой график включать мероприятия, посвященные знаменательным датам международного уровня: день детской книги (2 апреля), день родного языка (21 февраля), день поэзии (21 марта), день грамотности (9 сентября), дни рождения знаменитых детских писателей.
5. Провести анкетирование родителей по чтению в домашних условиях.
6. Информировать родителей о том, какие произведения входят в круг чтения детей каждой возрастной группы.
Предложение по итогам семинара-практикума:
Слайд 53
Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.
Марк Цицерон