Слайд 1Сказкотерапия в ДОУ
« Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее
дело, как игра, она нужна для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить оценить свои возможности»
Дж.Родари
Слайд 2Задачи сказкотерапии
Развитие слухового и зрительного внимания
Развитие наблюдательности и зрительной памяти
Развитие аналитических
способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи)
Развитие фантазии и творческого воображения
Снятие эмоционального и физического напряжения
Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную
Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков
Слайд 3Требования в работе со сказкой:
Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь
тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт и ссора детей, непослушание, тревожность и др.). В противном случае можно исказить всю идею.
Искренность – безусловно, от воспитателя требуется открытость и искренность повествования.
Дозированность – сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс . Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
Слайд 4Какие сказки можно использовать в ДОУ:
Развивающие и обучающие сказки, позволяют накапливать
опыт об окружающем мире, правилах поведения.
Народные художественные сказки, способствуют воспитанию нравственных чувств: взаимопомощи, поддержки, сочувствия, долга, ответственности и др.
Медитативные сказки, помогают расслабиться, снять напряжение.
Диагностические сказки, позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает.
Психологические сказки способствуют преодолению страхов, обретению уверенности в себе и др.
Слайд 5Алгоритм занятия:
1 этап. Организационный момент. На котором можно использовать приветствие: «В кругу
друзей», с целью настроить детей на совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. (Он может быть произвольным).
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда дети «возвращаются» в группу, подводится итог, что всё получилось, и мы справились с проблемой только потому, что были все вместе, приходили друг другу на выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может творить настоящие чудеса.
Слайд 6При подготовке к занятию важно чтобы:
комната была освобождена от привычной детям
мебели и игрушек;
в оформлении комнаты присутствовали сказочные элементы;
занятие проводилось при неярком освещении;
были приготовлены костюмы для детей;
костюм ведущего чем-то отличался от обычного;
был правильно подобран музыкаль-ный фон.
Слайд 7Карты Владимира Яковлевича Проппа
Слайд 8Работа по моделированию сказки с картами
Проппа состоит из 5 этапов:
Познакомить детей со сказкой, рассмотреть сюжетные картинки, разделить на мотивы.
Игры с детьми, которые помогают освоить и запомнить карты.
Чтение сказки, сопровождение ее выкладыванием карт Проппа.
Пересказ сказки, опираясь на схемы-карты Проппа.
Творческая часть. Дети сами сочиняют и придумывают сказки.
Слайд 9Пример сказки «Медведь и пчелы»
Жил-был медведь, который очень любил мед.
Он жил
в берлоге около дерева, где в дупле жили пчелы.
Медведь все время лазил на дерево за медом, не давая пчелам покоя,
Раскачивая и ломая их жилище.
Пчелы злились и кусали его.
Но однажды старая добрая пчела предложила пчелам и медведю подружиться.
С тех пор медведь не ломал их домика, а пчелы угощали его медом.
И теперь они все дружат.
Слайд 10«Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в
другую…»
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!