Слайд 1Система М. Монтессори:
«Зона практической деятельности»
(Упражнения в практической жизни)
Выполнила:
Ткаченко Ирина
Дмитриевна
Слайд 2Зона практической деятельности
Зона практической жизни - имеет особое значение для детей,
так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, начищает и очищает предметы, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т. д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров – рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.). В этой же зоне находится материал для мытья рук и чистки обуви. Материалы, позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи: чистку и нарезку овощей и фруктов, сервировку стола. В зоне есть живые и срезанные цветы, ухаживая за которыми ребенок учится заботиться не только о себе, но и об окружающем его мире.
Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.
Слайд 3Цели упражнений в практической жизни:
направляют стремление детей действовать в разумном
русле;
координируют, совершенствуют и гармонизируют поведение в целом;
способствуют независимости ребенка от взрослых, его самостоятельности и тем самым укрепляют чувство собственного достоинства и самоценности;
развивают чувство ответственности перед окружающими.
Слайд 4
В зону практической жизни входят:
1. Упражнения
с водой.
2. Упражнения с сыпучими веществами.
3. Упражнения по самообслуживанию:
- Рамки с застежками;
- Мытье рук и чистка ногтей.
Что входит в зону
практической деятельности?
Слайд 54. Упражнения по уходу за предметами окружающей среды:
- Вытирание пыли.
- Сметание со стола (подметание).
- Мытье посуды.
- Мытье фруктов.
- Мытье стола.
- Мытье пола.
- Стирка белья.
- Глаженье белья.
- Чистка металла.
- Уход за срезанными живыми цветами.
5. Ходьба по линии.
6. Упражнения в тишине.
7. Упражнения, имеющие отношение к социальной жизни.
Слайд 6Упражнения с водой
Упражнения с водой выполняют функцию среды для развития мелкой
моторики, но кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка.
Еще упражнения с водой являются обще подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни.
В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода – и простой способ ее устранения – протирание подноса, стола или пола.
Как и в других зонах, выбор материала осуществляется ребенком, а показ работы – взрослым.
Слайд 7Упражнения с водой
«Практическую зону» создают поблизости от источника воды, которая требуется
для многих упражнений. Для слива грязной воды предусматривают специальный бак или сливное устройство.
Часто советуют располагать эту зону недалеко от входа в помещение, чтобы вновь пришедший ребенок, объективно нуждающийся в подобных упражнениях, сразу попадал в нее.
Слайд 9Большая часть материалов этого раздела для детей до трех лет расположена
стационарно, ребенок работает с материалом, никуда его не перенося. Материал расположен на однотонных подносах для контроля ошибок. Хорошо если у детей будет запасная одежда.
Для малышей презентации упрощены, не используются стеклянные кувшины.
Например, вместо мытья посуды мы можем поставить мытье игрушек (без мыла), использовать только один тазик и существенно упростить уборку. Важно все материалы этой зоны выдержать в определенной цветовой гамме и сделать красивыми и привлекательными. Тряпочки для вытирания воды лучше положить в отдельные корзинки, если они лежат в материале, то для малышей очень велик соблазн бросать их в воду, «стирать».
Упражнения с водой
Слайд 10Упражнения с водой
Оборудование и материалы
для упражнений с водой:
Клеенчатые и матерчатые
фартуки, полотенца.
Фигуры для работы с водой.
Водяная мельница.
Набор для переливания воды (сосуды, плошки, половник).
Магнитная рыбалка.
Губки для впитывания воды.
Резиновая груша.
Плавающие шарики и сито для вылавливания.
Тазики, ведра, кувшинчики небольшого размера.
Слайд 13Полки-столики для размещения материала.
Фигуры «аква» для создания композиции на стене.
Двойная миска
и резиновая груша для переливания воды.
(Можно использовать двойные миски для кошек).
Две миски (или двойная миска) и губка на подносе для переноса воды.
Миска, венчик, мыльная пена для взбивания.
Соломинка и сосуд для выдувания мыльной пены.
(Сразу мы не можем предложить ребенку это упражнение, сначала нужно убедиться, что ребенок умеет дуть в трубочку. Поэтому сначала мы можем предложить просто дуть на руку, на огонек свечки, в миску с водой).
Большая пипетка, два сосуда для переливания.
Щетки.
Ведро с отжимом и швабра для мытья пола.
Тряпочки для вытирания со стола.
Слайд 15Упражнения с водой
Ожидаемые результаты:
Слайд 16Упражнение «Переливание воды»
Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться
в окружающем мире.
Возраст: около трех
лет.
Материал: поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка.
Как работать с материалом: Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется). Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Педагог берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол.
Особенно интересный пункт! Педагог показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
Слайд 17Упражнения: возраст: с 3 лет.
1. Переливание
воды при помощи сосудов разной формы и размеров.
2. Разливание воды из большого сосуда в несколько маленьких.
3. Наливание воды через воронки различного размера в сосуды различного размера и формы.
4. Переливание воды при помощи шприца.
5. Поливка цветов.
6. Наливание и переливание различных жидкостей, в том числе пенящихся (например, минеральной воды, лимонада), из разных сосудов.
Расширение словарного запаса: «кувшин», «чайник», «бутылка», «сосуд», «воронка», «чашка», «шприц», «лить», «наливать», «переливать» и тому подобные слова, включая названия жидкостей и сосудов.
Слайд 18Упражнения с сыпучими веществами
Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает
фазу интереса к мелким предметам.
Это связано с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсомоторное и одновременно речевое развитие.
Очень важным является также осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а затем и синтез.
У детей 1,5 –3 лет деятельность строится на основе манипуляции с мелкими предметами при их классификации, сортировке, пересыпании и т.д.
Слайд 19Сенсомоторная координация движений рук обеспечивается следующими механизмами:
а) Чувствительность пальцев -
обеспечивает восприятие таких свойств, как твердость – мягкость, форма, вес, температура, особенность поверхности предметов. При помощи кожной чувствительности люди узнают предметы на ощупь, что дает возможность приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.
б) Зрение позволяет ориентироваться в расположении предметов в пространстве, оценивать их форму, величину и др. свойства, дает возможность планировать их захват и действия с ними.
в) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц позволяют выполнять движения точно и быстро.
г) Двигательная память обеспечивает автоматизацию навыков.
При работе с сыпучими веществами взрослый должен находиться рядом с ребенком, справа на его уровне и очень точно и спокойно показывать способ работы.
Слайд 20
Сортировка природного материала.
Перекладывание бобов из одной ёмкости в две маленькие.
Пересыпание из
кувшинчика в кувшинчик.
Пересыпание ложкой.
Просеивание.
Миска с пшеном и спрятанными в ней мелкими игрушками.
Перекладывание ложкой.
Забивание гвоздиков в глину.
Механическая кофемолка (шарманка).
Мельница для песка (манки).
Ящик для рисования манкой.
Мелкая мозаика.
Деревянные фрукты на липучках для резания.
Нанизывание на шнурок.
Раскладывание бусин пинцетом.
Проталкивание бусин в отверстия.
Втыкание кнопок в пробку.
Оборудование и материалы для упражнений с сыпучими материалами (упражнения):
Слайд 23Упражнение «Пересыпание риса» (2-5 лет)
Цель: развитие мелкой моторики рук, приобщение к
аккуратности, развитие терпения и усидчивости, создание ситуации успеха
Материалы: поднос или большая тарелка, небольшой кувшин, наполненный рисом до половины, стакан или чашка, тряпка для уборки.
Как работать с материалом: Сначала ознакомьте ребенка с предметами, назовите их четко и ясно, назовите все действия, связанные с данными предметами.
Помните, что вы должны выполнять действия достаточно медленно и так, чтобы они были понятны для ребенка. В одну руку возьмите кувшинчик, в другую – стакан. Направьте горлышко кувшина ровно в середину стакана и пересыпьте в него рис. Теперь пусть ребенок повторит ваши действия. Объясните ему, что пусть сразу не все получается, но не нужно расстраиваться, а можно убрать за собой и повторить упражнение еще раз.
Когда упражнение будет хорошо получаться, то вместо риса можно использовать жидкости: воду, молоко или сок. И очень скоро ваш маленький хозяин будет пытаться обслуживать своих родных за общим столом.
Слайд 24Пересыпание ложкой
Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными
зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
4. Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
5. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.
7. Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
^ Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение запястья правой руки.
Контроль ошибок: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.
Упражнение «Пересыпание ложкой»
Материал: две круглые пиалы на подносе, левая из них наполнена кукурузными зернами, горохом или рисом; между пиалами лежит ложечка. Пиалы должны иметь одинаковые размеры, форму и расцветку. Поднос также должен подходить по расцветке к пиалам.
Цели: прямая — ребенок учится пересылать зерна ложкой; косвенная — анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, подготовка к письму.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как пересыпают зерна ложкой. Ты можешь взять этот поднос». Он указывает нужный поднос, стоящий на полке, и говорит: «Поднос носят так».
2. Ребенок самостоятельно берет поднос и ставит его на стол посередине. Учитель показывает рукой, куда именно нужно поставить поднос. Учитель садится справа, ребенок — слева.
3. Учитель говорит: «Сначала покажу я, а затем попробуешь ты». Он берет ложечку левой рукой и ясно показывает ребенку, как ее держат за ручку средним, указательным и большим пальцами правой руки. В первый раз следует отдельно показать положение каждого пальца.
4. Большим и указательным пальцами левой руки учитель обхватывает левую от него пиалу вдоль ее края, поддерживая ее таким образом.
Слайд 255. Учитель погружает ложку в зерна, зачерпывает их и некоторое время
держит ложку горизонтально над пиалой и ждет, пока лишние зерна упадут в пиалу. Ложка не должна быть переполнена.
6. Учитель ведет руку с ложкой направо до тех пор, пока та не окажется над правой пиалой, делает короткую паузу и переворачивает ложку, так что зерна высыпаются из нее в пустую пиалу. При этом он поворачивает кисть руки. Ребенку слышен шум падающих зерен.
7. Предыдущие действия повторяются до тех пор, пока левая пиала не опустеет. Если в левой пиале осталось мало зерен, то ее можно слегка наклонить направо для удобства зачерпывания зерен.
8. Когда левая пиала опустеет, учитель откладывает ложку в сторону и осуществляет контроль ошибок. Он ставит сначала левую, затем правую пиалу позади подноса и внимательно осматривает поднос, проверяя, нет ли там просыпанных зерен. Он говорит ребенку: «Смотри: ни одного зерна не просыпалось. Поднос чистый».
9. Учитель ставит пустую пиалу справа, наполненную — слева, кладет ложку на поднос посередине (точно так же, как и в начале презентации) и предлагает ребенку выполнить упражнение самостоятельно.
Если ребенок при работе просыпает зерна на поднос, то корректура ошибок производится следующим образом: каждое зернышко берут большим и указательным пальцами правой руки (как пинцетом) и кладут обратно в наполненную пиалу.
Слайд 26
Особый интерес: шум при пересыпании зерен; не просыпать зерна на поднос; вращение
запястья правой руки.
Контроль ошибок: зерна просыпаны на поднос; в левой пиале остались зерна.
Слайд 27Упражнения:
Пересыпание зерен из одного кувшина в несколько одинаковых небольших сосудов.
Пересыпание зерен
из одного кувшина в другой обеими руками попеременно.
Пересыпание зерен из сосуда сложной формы (например, с сильно изогнутыми стенками, с узким горлышком и т.п.).
Пересыпание зерен через воронки различного размера.
Пересыпание зерен ложкой из большого сосуда в несколько маленьких одинаковых сосудов.
Пересыпание ложками различных форм и размеров.
Пересыпание различных зерен (различных видов круп).
Раскладывание салатов и т.д.
Расширение словарного запаса «ложка», «поднос», названия зерен, «пересыпать» «наклонять». (Возраст: с 2,5 лет.)
Расширение словарного запаса: «кувшин», названия различных зерен, «воронка», «пересыпать». (Возраст: с 2,5 - 3 лет.)
Слайд 29Упражнения по самообслуживанию:
1. Рамки с застежками:
Рамка с пуговицами.
Рамка с кнопками.
Рамка с
ремнями.
Рамка с бантами.
Рамка со шнуровкой.
Рамка с молнией.
Рамка с булавками.
2. Мытье рук и чистка ногтей.
Слайд 30
Оборудование и материалы:
Рамка с застежками – Липучки.
Рамка с застежками – Средние
пуговицы.
Рамка с застежками – Малые пуговицы.
Рамка с застежками – Кнопки.
Рамка с застежками – Молния.
Рамка с застежками – Крючки.
Рамка с застежками – Ремни.
Рамка с застежками – Банты.
Рамка с застежками – Шнуровка с отверстиями.
Рамка с застежками – Шнуровка с крючками.
Рамка с застежками – Булавки.
Рамка с застежками – Крючок и железные пуговицы на ножке.
Рамка с застежками – Фастекс.
Слайд 33Рамки с застежками
Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы,
кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-"липучки".
Материал: Работа с застежкой "бант". Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой.
Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация
движений.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом: Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта - очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине.
Слайд 34Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга
крест - накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть.
Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой.
Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
Слайд 35 Рамки с пуговицами
Упражнения:
Расстегивание и застегивание маленьких пуговиц, пуговиц разной формы:
выпуклых, на ножке, продолговатых и т.д.
Использование разных петель: горизонтальных петель-прорезей, скрытых петель, воздушных петель и т.д.
Расстегивание и застегивание пуговиц на одежде других детей, кукол, на своей одежде.
Расширение словарного запаса: «пуговица», «рамка», «ткань», «расстегивать», «застегивать». (Возраст: с 3 лет.)
Слайд 36 Рамки с кнопками
Упражнения:
1. Расстегивание и застегивание кнопок на одежде других
детей, кукол, на своей одежде.
Расширение словарного запаса: «кнопка», «острие», «отверстие», «щелчок», «расстегнуть», «застегнуть». (Возраст: с 3 лет.)
Слайд 37 Рамки с ремнями
Упражнения:
Расстегивание и застегивание ремней с другими пряжками.
Расстегивание и
застегивание ремней на одежде и обуви других детей, кукол, на сумках, портфелях и т.д.
Расстегивание и застегивание ремней на своей одежде.
Расстегивание и застегивание ремешка часов.
Расширение словарного запаса: «ремень», «острие», «пряжка», «расстегивать», «застегивать». (Возраст: с 3 лет.)
Слайд 38 Рамки с бантами
Упражнения:
Развязывание и завязывание бантов на одежде и обуви
других детей, кукол, бантов на косичках девочек.
Развязывание и завязывание бантов на своей одежде, обуви.
Расширение словарного запаса: «бант», «петля», «развязывать», «завязывать». (Возраст: с 3,5 лет.)
Слайд 39 Рамки со шнуром и отверстиями
Упражнения:
1. Завязывание шнурков на одежде и
обуви других детей, кукол.
2. Развязывание и завязывание шнурков на своей одежде и обуви.
Расширение словарного запаса:«шнур»,«отверстие», «расшнуровывать»,
«зашнуровывать».
(Возраст: с 3 лет.)
Слайд 40 Рамки со шнуровкой для ботинок
Упражнения:
Расшнуровывание и зашнуровывание обуви.
Расширение словарного запаса:
«шнур», «крючок», «отверстие»,
«расшнуровывать»,
«зашнуровывать».
(Возраст: с 3 лет.)
Слайд 41 Рамки с застежкой – молнией
Упражнения:
Расстегивание и застегивание «молнии» на
одежде других детей и на своей собственной.
Расширение словарного
запаса: «молния», «замок»,
«язычок замка»,
«расстегивать»,
«застегивать».
(Возраст: с 3 лет.)
Слайд 42 Рамки с английскими булавками
Упражнения:
Расстегивание и застегивание булавок разной величины и
формы.
Расширение словарного запаса:
«булавка», «головка булавки»,
«острие», «приколоть»,
«расстегивать», «застегивать».
(Возраст: около 4 лет.)
Слайд 43Мытье рук и чистка ногтей
Материал: клеенчатый фартук, блюдечко для колец, часов и
т.п.; кувшин, тазик, мыло в мыльнице, щетка для ногтей в пластмассовой коробочке; полотенце для рук; щетка на длинной ручке для мытья таза; легко впитывающая воду тряпка для просушивания таза, стола и предметов на нем; ведро, щетка на длинной ручке для чистки ведра; тряпка для пола; крем для рук. Весь набор должен быть выдержан в одном цвете.
Расположение предметов: на столе слева направо лежат: сложенный фартук, тазик, в котором стоит кувшин, ручка его направлена к нам; справа от тазика находится мыло в мыльнице, щетка для чистки ногтей в пластмассовой коробочке, свернутое полотенце, тряпка для сушки предметов на столе. Справа сверху находится крем для рук. Щетка для чистки таза находится позади него. Ведро стоит под столом, в нем - щетка для чистки ведра; тряпка для пола висит на краю ведра. Блюдечко для часов и колец находится слева сверху.
Примечание: это лишь один из возможных вариантов расположения предметов. Важно выдержать основной принцип: предметы располагаются в порядке их употребления.
Цели: прямая - ребенок учится мыть руки и чистить ногти; косвенная - анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья.
Слайд 44Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Я покажу тебе, как моют руки. Сначала
покажу я, потом попробуешь ты». Учитель надевает клеенчатый фартук, закатывает рукава, снимает часы, кольца, браслеты и кладет их на блюдечко.
2. Учитель берет кувшин и предлагает ребенку пойти с ним вместе за водой. Он наливает воду из-под крана в кувшин, возвращается к столу и осторожно наливает воду из кувшина в тазик. Оставшиеся капли он вытирает тряпочкой. В кувшине должна остаться примерно треть воды.
3. Учитель опускает кисти рук в воду, мочит их, затем поднимает сложенные ладонями друг к другу руки и ждет, пока с них стекут капли.
4. Учитель берет мыло, хорошо намыливает ладони, окунает мыло в воду, ждет, пока с него стекут последние капли, и возвращает его обратно в мыльницу.
5. Учитель потирает ладони рук друг о друга, размыливая мыло; ладонью правой руки намыливает левое запястье, тыльную сторону кисти; затем поочередно большой, указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец левой руки. То же самое он делает с кистью правой руки.
6. Учитель опускает кисти рук в воду и смывает мыло; затем он снова приподнимает прижатые друг к другу ладони и ждет, пока стекут последние капли.
Слайд 457. Учитель показывает чистку ногтей. Правой рукой он берет соответствующую щеточку,
окунает ее щетину в воду, затем касается щеточкой мыла и начинает чистить ногти левой руки. Он сжимает четыре пальца левой руки (от указательного до мизинца) и короткими движениями щеточки, направленными сверху вниз, чистит ногти на этих пальцах. Затем он чистит ноготь на большом пальце левой руки такими же движниями. То же самое он проделывает с ногтями правой руки. Когда ногти почищены, учитель споласкивает пальцы и щетку и кладет ее на место.
Примечание: при первой презентации чистку ногтей показывать необязательно.
8. Учитель берет полотенце, разворачивает его, кладет на правую ладонь и сушит левую руку в той же последовательности, в какой она намыливалась (ладонь, запястье, тыльная сторона руки, все пальцы поочередно, начиная с большого). То же делается с правой рукой. Промежутки между пальцами также должны быть сухими.
9. Далее следует уборка. Учитель достает ведро из-под стола, расстилает половую тряпку справа от стола, ставит на нее ведро, достает из него щетку на длинной ручке и кладет ее на тряпку справа от ведра. Учитель берет тазик с мыльной водой обеими руками, осторожно выливает воду в ведро, вытирает капли тряпочкой для вытирания со стола и ставит тазик обратно на стол.
10. Учитель наливает воду из кувшина в тазик, берет щетку на длинной ручке для чистки тазика (она лежала позади него) и медленными круговыми движениями щетки чистит таз от мыльного налета.
Слайд 4611. Учитель ждет, пока со щетки стекут капли, касается щетиной тряпочки
для вытирания стола (для того чтобы высушить оставшиеся на щетине капли), кладет щетку позади таза и медленно, осторожно выливает воду из таза в ведро. Оставшиеся на краю тазика капли он высушивает тряпкой для вытирания стола и ставит таз обратно на стол. Учитель выливает в сливной бачок или в канализацию мыльную воду из ведра.
Примечание: ведро носят за ручку на вытянутой руке, а не двумя руками перед собой. Грязную воду не рекомендуется выливать в унитаз, так как в ней случайно может оказаться тряпка, которая застрянет в трубе.
12. Учитель выливает из кувшина всю оставшуюся воду в ведро, берет щетку для чистки ведра и медленными круговыми движениями очищает ведро от мыльного налета. Он вновь откладывает щетку на половую тряпку и снова выливает воду из ведра в сливной бачок или в канализацию.
13. Далее следует процесс просушивания всех предметов. Учитель берет тряпочку для вытирания со стола, левой рукой приподнимает три верхних слоя этой тряпочки и вставляет между 3-м и 4-м слоями четыре пальца правой руки, как будто надевая варежку. Большим пальцем правой руки он прижимает три слоя тряпочки, которые теперь оказываются лежащими на его ладони.
Слайд 4714. Учитель просушивает все предметы, находящиеся на столе в следующем порядке:
тазик внутри и снаружи, стол под тазиком (возможный водяной круг); кувшин внутри и снаружи, стол под кувшином; дно мыльницы, дно коробочки для щетки, стол под мыльницей и коробочкой для щетки; возможные капли, оставшиеся на столе. Кувшин ставят обратно в тазик. Затем учитель берет тряпку для пола и протирает ведро изнутри и снаружи, кладет щетку для чистки ведра обратно в ведро и вешает тряпку на край ведра для просушивания. Он убирает ведро обратно под стол.
Примечание: при необходимости руки можно сполоснуть под краном и снова тщательно высушить полотенцем.
15. Учитель берет крем для рук, наносит его на ладонь левой руки и размазывает его в том же порядке, в каком намыливал руки.
16. Учитель относит на просушку мокрые полотенце и тряпочку для вытирания со стола и приносит вместо них сухие. Он снимает фартук, складывает его и надевает часы, кольца, браслеты и т. п. Ребенку предлагается повторить упражнение.
Особый интерес: капли, стекающие с рук, мыльная пена, запах мыла и крема, намазывание рук кремом.
Контроль ошибок: вода на столе и на полу, грязь и следы мыла на руках, грязное полотенце, мыльный налет на тазике и ведре.
Слайд 48Упражнения:
Мытье рук под краном.
Мытье других частей тела.
Купание в ванной.
Купание под душем.
Чистка
зубов.
Обращение с жидким мылом и шампунем.
Применение крема различной консистенции и в разных упаковках.
Намазывание кремом других частей тела.
Расширение словарного запаса: «ладонь», «тыльная сторона кисти», «запястье», названия пальцев, предметов из комплекта для мытья рук, «мыть», «вытирать» и т.д.
(Возраст: с 3 лет.)
Слайд 49УПРАЖНЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА ПРЕДМЕТАМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Слайд 50УПРАЖНЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА ПРЕДМЕТАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Вытирание пыли.
Сметание со стола (подметание).
Мытье
посуды.
Мытье фруктов.
Мытье стола.
Мытье пола.
Стирка белья.
Глаженье белья.
Чистка металла.
Уход за срезанными живыми цветами.
Слайд 51Оборудование и материалы:
Тряпочки.
Губки.
Ведра.
Швабры.
Веники.
Утюг небольшого размера.
Гладильная доска.
Тазики.
Порошок.
Мыло с мыльницей.
Фартуки.
Клеенки.
Кувшины.
Подносы.
Подстилки.
Половые тряпки.
Ножницы.
Щетки.
Вазы.
Слайд 52Вытирание пыли
Упражнения:
1. Вытирание пыли со шкафа, зеркала, Монтессори-материалов, с других предметов.
2.
Использование кисточек для сметания пыли с предметов сложной формы, имеющих желобки и углубления. Ребенок может сам выбрать подходящую кисточку.
Расширение словарного запаса: «пыль», «кисточка», «обметать», «тряпка», «вытирать», «пыльный», «чистый».
Возраст: с З лет.
Слайд 53Сметание со стола (подметание)
Упражнения:
1. Подметать пол веником.
2. Подметать пол половой щеткой.
Расширение
словарного запаса: «совок», «щетка», «мусор», «ведро», «подметать», «сметать».
Возраст: с З лет.
Слайд 54Мытье посуды
Упражнения:
1. Мытье грязной фарфоровой посуды.
2. Мытье стеклянной посуды.
3. Мытье кастрюль,
сковородок.
Расширение словарного запаса: название всех столовых приборов, «моющее средство», «губка», «мыть», «вытирать», «сушить».
Возраст: с 3,5 лет.
Слайд 55Мытье фруктов
Упражнения:
1. Мытье фруктов под краном.
2. Мытье фруктов и овощей различной
формы: груш, огурцов, кабачков.
3. Мытье фруктов с нежной, легко счищающейся кожицей: персиков, слив, абрикосов.
4. Мытье особо загрязненных овощей: моркови, картофеля, репы, свеклы.
Расширение словарного запаса: названия фруктов и овощей, «мыть», «счищать грязь», «ополаскивать», «вытирать».
Возраст: с 3,5 лет.
Слайд 56Мытье стола
Упражнения:
1. Мытье различных столов.
2. Мытье стен, дверей.
Расширение словарного запаса: названия
всех предметов комплекта, «мыть», «чистить», «вытирать».
Возраст: с 3,5 лет.
Слайд 57Мытье пола
Упражнения:
Мытье полов в различных помещениях.
Расширение словарного запаса:
«ведро», «тряпка», «пол»,
«мыть», «протирать», «полоскать».
Возраст: с 3,5 лет.
Слайд 58Стирка белья
Упражнения:
1. Стирка кукольного белья и предметов одежды.
2. Стирка при помощи
стиральной доски.
3. Стирка при помощи детского порошка, не вызывающего аллергии.
4. Обращение со стиральной машиной.
Расширение словарного запаса:
названия всех предметов комплекта,
«стирать», «полоскать», «вешать»,
«сушить» и т.д.
Возраст: с 3,5-4 лет.
Слайд 59Глаженье белья
Упражнения:
1. Глаженье с применением пульверизатора для увлажнения белья.
2. Глаженье различных
хлопчатобумажных вещей: носовых платков, салфеток, наволочек, кукольной одежды и постельного белья, детских рубашек и т.д.
3. Глаженье шерстяных тканей через влажную марлю.
4. Глаженье тонких тканей.
Расширение словарного запаса:«утюг»,
«ткань»,«гладильная доска»,
«подставка для утюга», «лампочка»,
«регулятор», «розетка», «гладить»,
«нагреваться», «включать»,
«выключать». Возраст: с 4 лет.
Слайд 60Чистка металла
Оборудование и материалы:
Подстилка на подносе.
Жидкое средство для чистки металла в
бутылке.
Ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги.
Чашки для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства.
Тряпки для полировки.
Чистящие средства и т.д.
Слайд 61Материал: подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек
с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений.
Цель: развитие координации движений. Чистка предметов из металла.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом: Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего, учитель пододвигает маленькую бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит ее назад на поднос.
Интересный пункт! Открывание, закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет темного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета. Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку.
Упражнение «Чистка металла»
Слайд 62Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего
средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой.
Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным.
Слайд 63Дальнейшие упражнения: усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые
предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу.
Контроль над ошибками: грязная тряпка для полировки, блестящая вещь.
Применение: чистка дверной ручки, столового прибора.
Слайд 64Чистка металлических предметов сложной формы - ложек, вилок, ножей, кувшинов и
т.д.
Полировка дерева (можно использовать предметы, стоящие в комнате, в том числе и дидактические Монтессори-материалы).
Полировка зеркала.
Расширение словарного запаса: названия предметов, входящих в комплект, «чистить», «полировать», «блестеть». (Возраст: с 3—3,5 лет.)
Упражнения:
Слайд 65Уход за срезанными
живыми цветами
Материал: поднос, сложенный клеенчатый фартук, маленькая
подстилка и
большая подстилки из клеенки, поднос для цветов, пластмассовый кувшин, пластмассовый тазик, ножницы, тряпка для вытирания со стола, ведро, половая тряпка, возможно, щетка для чистки ведра и губка. Весь комплект должен быть подобран в одном цвете. К комплекту прилагаются вазы различной величины и формы.
Цели: прямая - ребенок учится составлять букеты и ухаживать за срезанными живыми цветами; косвенная - анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие самостоятельности, тренировка пальцев и запястья, самовыражение, эстетическое воспитание.
Презентация: 1. Учитель говорит ребенку: «Ты уже пробовал составлять букеты из цветов? Тогда мы можем заняться этим сейчас. Я покажу, как это делают, а затем попробуешь ты».
2. Поднос с комплектом материалов ставят на стол. Учитель надевает фартук, закатывает рукава.
Слайд 663. Учитель расстилает на столе большую подстилку, кладет сверху маленькую подстилку
и располагает предметы на столе в следующем порядке: кувшин, тазик, ножницы, тряпочка для вытирания со стола, вазы. Справа от стола учитель расстилает половую тряпку, на которую ставит ведро и кладет щетку для чистки ведра.
4. Учитель берет поднос для цветов и ножницы и предлагает ребенку пойти вместе с ним в сад. Вместе с ребенком он выбирает цветы и показывает, как их срезают: по возможности низко, чтобы ножка была длиннее. Ребенок приносит срезанные живые цветы в помещение.
Примечание: если невозможно срезать живые цветы в саду, то их следует подготовить заранее и положить на поднос в начале упражнения.
5. Учитель предлагает ребенку выбрать подходящую вазу для цветов в зависимости от их формы и размера. Ребенок может также выбрать две вазы, если на подносе есть цветы различного размера.
6. Учитель приносит в кувшине прохладную воду, наливает ее в выбранную вазу и в тазик.
Слайд 677. Учитель берет цветок, отщипывает сухие листочки.
8. Учитель берет ножницы и
обрезает под водой ножку цветка. Затем берет цветок и ставит его в вазу. Он предлагает ребенку повторить те же действия с другим цветком.
Примечание: если цветов достаточно много, учитель может сам составить первый букет, а затем предложить ребенку составить второй букет самостоятельно.
9. По окончании работы учитель показывает процесс уборки. Он моет и сушит ножницы, выбрасывает мусор, выливает воду из таза и т.д. В целом процесс уборки повторяет тот, который был описан в презентации упражнения «Мытье рук».
10. Все предметы складывают на поднос, поднос относят на место.
Особый интерес: срезание живых цветов, составление букета.
Контроль ошибок: пролитая вода, слишком короткие ножки цветов, остатки мусора от цветов.
Слайд 68Упражнения:
Составление букетов и композиций из различных цветов; икебана.
Уход за цветами,
растущими на улице.
Уход за садом.
Расширение словарного запаса: названия цветов. (Возраст: с 4лет.)
Слайд 69Ходьба по линии
Материал: линия (полоса) шириной 3-4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная
или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенная бутылка или стакан, колокольчик, свеча лучина цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.
Возраст: около 3-6 лет.
Как работать с материалом: Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы.
Слайд 70Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок
понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: "Мы стараемся наступать точно на линию". Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, учитель предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение.
Слайд 71Дальнейшие упражнения: дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до
краев подкрашенной водой, колокольчик, зажженную свечу, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность - поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие дети.
Контроль над ошибками: уход с линии. Вода пролита, колокольчик звенит, свеча гаснет. Столкновение с другим ребенком.
Слайд 72Упражнения в тишине
Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В
упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.
Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом: Учитель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: "Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое". Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.
Слайд 73Контроль над ошибками: кто-то из детей шумит.
Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают
отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Учитель тихим голосом дает поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву.
Слайд 74Упражнения, имеющие отношение
к социальной жизни
Эти упражнения могут способствовать освоению
ребенком многообразия форм поведения в обществе. Они должны проводиться, как групповые упражнения, потому что виды социального поведения могут быть усвоены и осознаны только в совместных с другими играх. В качестве подходящих форм упражнений предлагаются беседа и ролевая игра. В качестве выбирать из жизни ребенка в группе, например: Приходит гость. Я иду в гости. Я дарю что-нибудь. Я хотел бы принять участие в игре. Формы приветствия.
Цель: обратить внимание ребенка на формы приветствия для осмысленного их применения.
Возраст: около трех лет.
Слайд 75Беседа и ролевая игра. Ребенок и учитель ведут беседу о приветствиях. При
этом предлагается затронуть следующие вопросы: какие формы приветствия мы знаем?
· в зависимости от времени суток;
· в зависимости от родства и взаимоотношений между людьми (родители, братья и сестры, родственники, приятели, соседи);
· в зависимости от места (дом, улица). Что выражается посредством приветствия:
· человека узнают;
· с человеком хотели бы вступить в контакт;
· люди слушают друг друга.
Слайд 76· Наши общеупотребительные формы приветствия в языковом отношении сильно укорочены, например:
"Добрый день!", "Привет" и т. п.
Идеи и предложения ребенка реализуются в ролевой игре. Для ребенка важно наполнить эти формы первоначальным содержанием и собственными представлениями. Через многообразие возможностей языка, мимики и жестов нужно показать образцы поведения в различных ситуациях.