Слайд 1СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ
С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Слайд 2
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Период изучения заболевания составляет около 150 лет
Изучением невротических отклонений
поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, но научного определения таких состояний долгое время не существовало.
Существовали многочисленные термины: «легкая дисфункция мозга», «легкое повреждение мозга», «легкая детская энцефалопатия», «гиперактивность», «минимальная мозговая дисфункция».
После множества изменений в терминологии заболевания было принято окончательное название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний.
Слайд 3НАЧАЛО ЗАБОЛЕВАНИЯ
Возникновение симптомов относят к началу посещения детского сада (3 года).
Первое
ухудшение к началу обучения в школе.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают:
гипервозбудимость;
двигательная расторможенность;
моторная неловкость;
рассеянность;
импульсивность.
В школьном возрасте на первый план выступают:
трудности обучения;
отклонения в поведении.
Таким образом усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания, что будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.
Слайд 4ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Нарушение внимания (встречается в 100% случаев):
Ребенок не может сконцентрироваться на
занятии продолжительное время;
Перескакивает с одного занятия на другое, не достигнув результата;
Небрежен в выполнении задания.
Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ – цикличность:
5-15 минут продуктивной работы;
Далее потеря контроля над умственной активностью на 3-7 минут, которые мозг «отдыхает», накапливая силы для следующего рабочего цикла (в моменты отключения ребенок занимается посторонними делами, на слова педагога не реагирует);
Затем новый «рабочий цикл» 5-15 минут.
Повышенная реактивность (двигательная расторможенность) – активность, как самостоятельно направляемая деятельность, развита плохо.
Результативность «брызжущей» активности невысока – быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом много лишних, ненужных и навязчивых движений.
Слайд 5
Часто сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики, неуклюжестью, неловкостью;
Нарушения эмоциональной сферы;
Контактность
с незнакомыми людьми, навязчивость, болтивость;
Часто дети из семей высокого социального риска;
Частота встречаемости основных признаков:
Нарушения внимания – 96-100%;
Повышенная двигательная активность – 80-84%;
Импульсивность – 63-84%;
Частая смена деятельность – 74%;
Проблемы с учебой – 80%;
Затруднения в социальном развитии – 64%;
Болтливость – 47%;
Признаки агрессии – 32%;
Нарушения сна – 21%
Признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Слайд 6ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Биологические:
Патологии беременности;
Осложнения в родах;
Низкая масса тела при рождении;
Возраст родителей;
Заболевания в
младенчестве;
Травмы головы.
Играют решающую роль в первые два года жизни ребенка, далее опосредуются
Психосоциальными факторами:
Характер окружения;
Психологический микроклимат в семье;
Особенности воспитания (гиперопека, «кумир семьи», педагогическая запущенность).
Наследственная предрасположенность:
подтверждается детским опытом родителей, имеющих подобное поведение;
Молекулярная генетика обнаружила несколько генов, связанных с СДВГ;
Поиски определенного гена, вызывающего данное расстройство, продолжается.
Другие причины заболевания:
Особенности питания и искусственных пищевых добавок в продуктах;
Экологическое неблагополучие.
МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПРИРОДА ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ НОСИТ КОМБИНИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР.
Слайд 7ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
разработаны Американской психиатрической ассоциацией и опубликованы в четвертом издании «Диагностического
и статистического руководства по психическим заболеваниям» в 1994 году
НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности;
Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр;
Легко отвлекается на посторонние стимулы;
Не может до конца закончить поставленную задачу;
Слушает, но кажется, что не слышит;
Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания;
Плохо организован;
Часто теряет личные вещи;
Забывчив.
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Ребенок суетлив;
Не способен усидеть на одном месте;
Много, но нецеленаправленно двигается;
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
Всегда нацелен на движение (вечный двигатель);
Болтлив;
Часто начинает отвечать, не подумав и не дослушав вопрос
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.
Слайд 8
Симптомы расстройства должны:
Проявляться до 8 лет;
Наблюдаться не менее 6 месяцев в
двух сферах деятельности ребенка (в саду и дома);
Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо психических расстройств;
Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.
Слайд 9ОБСЛЕДОВАНИЯ
Медицинское обследование:
Течение беременности;
Особенности родов;
Сведения о развитии речи;
Особенности темперамента;
Характер сна;
Поведенческие особенности.
Психологическое обследование:
Беседы
с членами семьи;
Наблюдение за ребенком;
Оценивается степень развития школьных навыков;
Социальные условия жизни;
Обследование включает до 10-15 методик (по мнению Лурия А.Р. применение целого комплекса разнообразных диагностических методик позволит точно провести диагностику нарушений высших психических функций);
Основная методика – тест Тулуз-Пьерона (один из вариантов «корректурной пробы»). Быстрый, адекватный, простой способ первичной диагностики СДВГ.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СТАВИТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Слайд 10ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Следует отличать от нормальной, свойственной многим дошкольникам высокой двигательной активности;
Важно
помнить, что функция внимания и самоконтроля находятся в процессе естественного развития;
Важно наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка не менее полугода (т.к. часто особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье);
Прием некоторых лекарств может отражаться на поведении ребенка;
Разграничение с психическими расстройствами (олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром);
Особое внимание на возможное отравление свинцом (относится к группе ядов, воздействующих на ЦНС), имеющее сходную симптоматику – поведенческие нарушения, раздражительность, нарушения внимания, беспокойство;
Возможны нарушения слуха и зрения, что также служит причиной беспокойства и невнимательности.
Слайд 11ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
Зависит от преобладающих отклонений (дефицит внимания, гиперактивность/импульсивность или сочетание
нарушений);
Должно включать комплекс методик, т.е быть «мультимодальным»:
Просветительные беседы с ребенком, родителями, учителями;
Обучение родителей и детей поведенческим программам;
Расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;
Медикаментозная терапия;
Аутогенная тренировка
Необходимо испробовать все многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данном нарушении;
Улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему;
Исследования подтвердили необходимость тестирования данного состояния при поступлении в школу, чтобы учителя и родителя были вовремя проинформированы о возможности возникновения сложных ситуаций и могли как можно раньше начать коррекционную работу.
Слайд 12МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
За рубежом применяется более, чем широко ( в США применение
лекарств является ключевым моментом лечения);
Но нет единой схемы лечения и единого мнения о результативности лечения препаратами;
Чаще всего назначаются психостимуляторы, антидепрессанты, неуролептики;
Существует несколько стратегий лечения:
Непрерывная терапия;
Метод «лекарственных каникул».
Особенности медикаментозной терапии:
Не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;
Психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;
Применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка
Медикаменты назначаются не раньше 6 лет и только в случае, когда нарушения когнитивных функций и отклонения в поведении ребенка не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических и психотерапевтических методов коррекции.
Резолюция Американской академии педиаторов: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция…»
Слайд 13ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Ключевым моментом служит создание благоприятных условий для преодоления отставания в
развитии психических функций;
Домашняя программа коррекции:
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку; изменение психологического микроклимата в семье;
Организация режима дня;
Специальная поведенческая программа (преобладание методов поддержки и вознаграждения;
Школьная (групповая) коррекция:
Изменение окружения (место в группе – рядом с педагогом, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
Создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
Коррекция негативных форм поведения;
Регулирование ожиданий (положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим).
Эффективность достигается при условии обмена информацией между родителями и педагогами, поддержания единых принципов в отношении к ребенку;
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей (невосприимчивы к выговорам и наказанию)
Слайд 14
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Важно иметь ввиду, что не все виды физической активности могут
быть полезны для гиперактивных детей;
Не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления);
Показаны упражнения аэробного характера: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие;
Перед занятиями необходимо пройти медицинской осмотр, для исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
Слайд 15АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Это упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями своего
организма;
Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения;
Способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости;
Улучшает двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;
Можно проводить во время индивидуальной и групповой работы;
Для обучения детей расслаблению мышц не обязательно чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы – необходимо использовать детскую фантазию.