Презентация, доклад Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Содержание

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯПериод изучения заболевания составляет около 150 летИзучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, но научного определения таких состояний долгое время не существовало.Существовали многочисленные термины: «легкая дисфункция мозга», «легкое повреждение мозга», «легкая

Слайд 1СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ

Слайд 2

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Период изучения заболевания составляет около 150 лет

Изучением невротических отклонений

поведения и учебных трудностей занимались многие ученые, но научного определения таких состояний долгое время не существовало.

Существовали многочисленные термины: «легкая дисфункция мозга», «легкое повреждение мозга», «легкая детская энцефалопатия», «гиперактивность», «минимальная мозговая дисфункция».

После множества изменений в терминологии заболевания было принято окончательное название «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Под этим названием данная патология вошла в американскую классификацию заболеваний.

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯПериод изучения заболевания составляет около 150 летИзучением невротических отклонений поведения и учебных трудностей занимались многие

Слайд 3НАЧАЛО ЗАБОЛЕВАНИЯ
Возникновение симптомов относят к началу посещения детского сада (3 года).
Первое

ухудшение к началу обучения в школе.
В дошкольном возрасте среди детей с СДВГ преобладают:
гипервозбудимость;
двигательная расторможенность;
моторная неловкость;
рассеянность;
импульсивность.
В школьном возрасте на первый план выступают:
трудности обучения;
отклонения в поведении.
Таким образом усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию этого заболевания, что будет способствовать формированию нормального поведения во взрослом возрасте.
НАЧАЛО ЗАБОЛЕВАНИЯВозникновение симптомов относят к началу посещения детского сада (3 года).Первое ухудшение к началу обучения в школе.В

Слайд 4ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Нарушение внимания (встречается в 100% случаев):
Ребенок не может сконцентрироваться на

занятии продолжительное время;
Перескакивает с одного занятия на другое, не достигнув результата;
Небрежен в выполнении задания.
Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ – цикличность:
5-15 минут продуктивной работы;
Далее потеря контроля над умственной активностью на 3-7 минут, которые мозг «отдыхает», накапливая силы для следующего рабочего цикла (в моменты отключения ребенок занимается посторонними делами, на слова педагога не реагирует);
Затем новый «рабочий цикл» 5-15 минут.
Повышенная реактивность (двигательная расторможенность) – активность, как самостоятельно направляемая деятельность, развита плохо.
Результативность «брызжущей» активности невысока – быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом много лишних, ненужных и навязчивых движений.

ПРИЗНАКИ ЗАБОЛЕВАНИЯНарушение внимания (встречается в 100% случаев):Ребенок не может сконцентрироваться на занятии продолжительное время;Перескакивает с одного занятия

Слайд 5
Часто сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики, неуклюжестью, неловкостью;
Нарушения эмоциональной сферы;
Контактность

с незнакомыми людьми, навязчивость, болтивость;
Часто дети из семей высокого социального риска;
Частота встречаемости основных признаков:
Нарушения внимания – 96-100%;
Повышенная двигательная активность – 80-84%;
Импульсивность – 63-84%;
Частая смена деятельность – 74%;
Проблемы с учебой – 80%;
Затруднения в социальном развитии – 64%;
Болтливость – 47%;
Признаки агрессии – 32%;
Нарушения сна – 21%
Признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Часто сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики, неуклюжестью, неловкостью;Нарушения эмоциональной сферы;Контактность с незнакомыми людьми, навязчивость, болтивость;Часто дети

Слайд 6ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Биологические:
Патологии беременности;
Осложнения в родах;
Низкая масса тела при рождении;
Возраст родителей;
Заболевания в

младенчестве;
Травмы головы.
Играют решающую роль в первые два года жизни ребенка, далее опосредуются
Психосоциальными факторами:
Характер окружения;
Психологический микроклимат в семье;
Особенности воспитания (гиперопека, «кумир семьи», педагогическая запущенность).
Наследственная предрасположенность:
подтверждается детским опытом родителей, имеющих подобное поведение;
Молекулярная генетика обнаружила несколько генов, связанных с СДВГ;
Поиски определенного гена, вызывающего данное расстройство, продолжается.
Другие причины заболевания:
Особенности питания и искусственных пищевых добавок в продуктах;
Экологическое неблагополучие.

МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ ПОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ПРИРОДА ДАННОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ НОСИТ КОМБИНИРОВАННЫЙ ХАРАКТЕР.
ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯБиологические:Патологии беременности;Осложнения в родах;Низкая масса тела при рождении;Возраст родителей;Заболевания в младенчестве;Травмы головы.Играют решающую роль в первые

Слайд 7ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ разработаны Американской психиатрической ассоциацией и опубликованы в четвертом издании «Диагностического

и статистического руководства по психическим заболеваниям» в 1994 году

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ
Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности;
Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр;
Легко отвлекается на посторонние стимулы;
Не может до конца закончить поставленную задачу;
Слушает, но кажется, что не слышит;
Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания;
Плохо организован;
Часто теряет личные вещи;
Забывчив.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ, ИМПУЛЬСИВНОСТЬ
Ребенок суетлив;
Не способен усидеть на одном месте;
Много, но нецеленаправленно двигается;
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге;
Всегда нацелен на движение (вечный двигатель);
Болтлив;
Часто начинает отвечать, не подумав и не дослушав вопрос
С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях;
В разговоре часто прерывает, мешает окружающим.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ разработаны Американской психиатрической ассоциацией и опубликованы в четвертом издании «Диагностического и статистического руководства по психическим

Слайд 8
Симптомы расстройства должны:
Проявляться до 8 лет;
Наблюдаться не менее 6 месяцев в

двух сферах деятельности ребенка (в саду и дома);
Не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрении и других каких-либо психических расстройств;
Должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию.


Симптомы расстройства должны:Проявляться до 8 лет;Наблюдаться не менее 6 месяцев в двух сферах деятельности ребенка (в саду

Слайд 9ОБСЛЕДОВАНИЯ
Медицинское обследование:
Течение беременности;
Особенности родов;
Сведения о развитии речи;
Особенности темперамента;
Характер сна;
Поведенческие особенности.
Психологическое обследование:
Беседы

с членами семьи;
Наблюдение за ребенком;
Оценивается степень развития школьных навыков;
Социальные условия жизни;
Обследование включает до 10-15 методик (по мнению Лурия А.Р. применение целого комплекса разнообразных диагностических методик позволит точно провести диагностику нарушений высших психических функций);
Основная методика – тест Тулуз-Пьерона (один из вариантов «корректурной пробы»). Быстрый, адекватный, простой способ первичной диагностики СДВГ.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ДИАГНОЗ СТАВИТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
ОБСЛЕДОВАНИЯМедицинское обследование:Течение беременности;Особенности родов;Сведения о развитии речи;Особенности темперамента;Характер сна;Поведенческие особенности.Психологическое обследование:Беседы с членами семьи;Наблюдение за ребенком;Оценивается степень

Слайд 10ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Следует отличать от нормальной, свойственной многим дошкольникам высокой двигательной активности;
Важно

помнить, что функция внимания и самоконтроля находятся в процессе естественного развития;
Важно наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка не менее полугода (т.к. часто особенности поведения ребенка могут оказаться реакцией на кризисную ситуацию в семье);
Прием некоторых лекарств может отражаться на поведении ребенка;
Разграничение с психическими расстройствами (олигофрения, аутизм, шизофрения, маниакально-депрессивный синдром);
Особое внимание на возможное отравление свинцом (относится к группе ядов, воздействующих на ЦНС), имеющее сходную симптоматику – поведенческие нарушения, раздражительность, нарушения внимания, беспокойство;
Возможны нарушения слуха и зрения, что также служит причиной беспокойства и невнимательности.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКАСледует отличать от нормальной, свойственной многим дошкольникам высокой двигательной активности;Важно помнить, что функция внимания и самоконтроля

Слайд 11ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
Зависит от преобладающих отклонений (дефицит внимания, гиперактивность/импульсивность или сочетание

нарушений);
Должно включать комплекс методик, т.е быть «мультимодальным»:
Просветительные беседы с ребенком, родителями, учителями;
Обучение родителей и детей поведенческим программам;
Расширение круга общения ребенка через посещение различных кружков и секций;
Медикаментозная терапия;
Аутогенная тренировка
Необходимо испробовать все многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данном нарушении;
Улучшение состояния ребенка зависит не только от назначаемого лечения, но в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему;
Исследования подтвердили необходимость тестирования данного состояния при поступлении в школу, чтобы учителя и родителя были вовремя проинформированы о возможности возникновения сложных ситуаций и могли как можно раньше начать коррекционную работу.
ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯЗависит от преобладающих отклонений (дефицит внимания, гиперактивность/импульсивность или сочетание нарушений);Должно включать комплекс методик, т.е быть

Слайд 12МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
За рубежом применяется более, чем широко ( в США применение

лекарств является ключевым моментом лечения);
Но нет единой схемы лечения и единого мнения о результативности лечения препаратами;
Чаще всего назначаются психостимуляторы, антидепрессанты, неуролептики;
Существует несколько стратегий лечения:
Непрерывная терапия;
Метод «лекарственных каникул».
Особенности медикаментозной терапии:
Не у всех больных наблюдается ожидаемый эффект;
Психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют ряд побочных действий;
Применение одних только лекарств не всегда улучшает поведение ребенка
Медикаменты назначаются не раньше 6 лет и только в случае, когда нарушения когнитивных функций и отклонения в поведении ребенка не могут быть преодолены с помощью психолого-педагогических и психотерапевтических методов коррекции.
Резолюция Американской академии педиаторов: «Медикаментозной терапии должна предшествовать педагогическая и поведенческая коррекция…»

МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.За рубежом применяется более, чем широко ( в США применение лекарств является ключевым моментом лечения);Но нет

Слайд 13ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Ключевым моментом служит создание благоприятных условий для преодоления отставания в

развитии психических функций;
Домашняя программа коррекции:
Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку; изменение психологического микроклимата в семье;
Организация режима дня;
Специальная поведенческая программа (преобладание методов поддержки и вознаграждения;
Школьная (групповая) коррекция:
Изменение окружения (место в группе – рядом с педагогом, регулирование взаимоотношений с одноклассниками);
Создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
Коррекция негативных форм поведения;
Регулирование ожиданий (положительные изменения в поведении ребенка проявляются не так быстро, как бы хотелось окружающим).
Эффективность достигается при условии обмена информацией между родителями и педагогами, поддержания единых принципов в отношении к ребенку;
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей (невосприимчивы к выговорам и наказанию)

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯКлючевым моментом служит создание благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций;Домашняя программа коррекции:Изменение поведения

Слайд 14
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Важно иметь ввиду, что не все виды физической активности могут

быть полезны для гиперактивных детей;
Не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления);
Показаны упражнения аэробного характера: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие;
Перед занятиями необходимо пройти медицинской осмотр, для исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.


ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬВажно иметь ввиду, что не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей;Не показаны

Слайд 15АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА
Это упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями своего

организма;
Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты, поэтому в программу коррекции обязательно включаются релаксационные упражнения;
Способствует снижению двигательной расторможенности, эмоциональной возбудимости;
Улучшает двигательный контроль, усиливает концентрацию внимания;
Можно проводить во время индивидуальной и групповой работы;
Для обучения детей расслаблению мышц не обязательно чтобы они знали, где и как расположены эти мышцы – необходимо использовать детскую фантазию.
АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКАЭто упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями своего организма;Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть