Слайд 1Отважная «семёрка».
1.РАЗУМНЫЙ.
2.ГРЕМЯЩИЙ.
3.ГРОМКИЙ.
4.ГРОЗНЫЙ.
5.СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ.
6.РАЗЪЯРЁННЫЙ.
Слайд 2Северные конвои. Эсминец «Разумный».
Слайд 3Эсминец «Разумный», представлен сборной моделью Modelist 120010, до 25 сентября 1940
именовался - «Прочный», был заложен в июле 1936 года на заводе в Николаеве. В августе 1937 года его отправили для достройки на Дальний Восток. Спуск на воду состоялся 30 июня 1939 года, а ввод в строй - 20 октября 1941 года. Его боевая биография началась в 1942 году, когда было принято решение перебросить Северным морским путем несколько кораблей с Тихого океана, чтобы усилить Северный флот. В состав «Экспедиции особого назначения» (ЭОН-18) вошли лидер эсминцев «Баку», эсминцы «Разумный» (Моделист 120010) и «Разъяренный». 14 августа экспедиция тронулась в путь, а 14 октября отдали якоря в Ваенге (ныне – Североморск). С прибытием ЭОН-18 на северном флоте была создана бригада эсминцев, в которую входили «семерки» «Гремящий», «Громкий», «Грозный», «Сокрушительный», «Разумный» и «Разъяренный». 15 ноября 1943 года, при проводке из Тикси в Архангельск конвоя АБ-55, «Разумный» (Modelist 120010) потопил немецкую подводную лодку, а 8 декабря 1944 серией глубинных бомб уничтожил и вторую вражескую субмарину.
Слайд 4Основная информация
Тип Эскадренный миноносец
Государство флага СССР
Верфь Завод № 202 (Владивосток)
Строительство начато 15 августа 1937
Спущен на
воду 30 июня 1939
Введён в эксплуатацию 7 ноября 1941
Параметры
Водоизмещение 1657/2039 т
Длина 113 метров
Ширина 10,2 метра
Осадка 3,27 метра
Технические данные
Силовая установка 2 x ПТУ ГТЗА-24, 4 котла
Винты 2
Мощность 50500 л.с.
Скорость 39 узлов
Автономность плавания 2800 миль экономическим ходом
Экипаж 245 человек
Вооружение
Артиллерия 4х1х130/50-мм Б-13
Торпедно-минное вооружение 2х3х533-мм. ТА 39-Ю
60 мин КБ-3, или 65 мин обр. 1926 г., или 95 мин обр. 1912 г.
Зенитное вооружение 2х76-мм 34-К, 2x45-мм 21-К, 2х12,7-мм пулемёта ДШК
К 1943:2х76-мм 34-К, 4x37-мм 70-К, 2х12,7-мм пулемёта ДШК, 2х2х12,7-мм «Кольт-Браунинг»
Авиация нет
Слайд 5
«ИДЕМ НА ЗАПАД БИТЬ ФРИЦЕВ...»
В январе 1943 года весь мир,
затаив дыхание, следил за битвой под Сталинградом. Военные стратеги прекрасно понимали, что именно там фактически решается судьба второй мировой войны. А в это время на другом участке советско-германского фронта, на самом правом его фланге, моряки-северофлотцы в сложнейшей обстановке решали серьезные боевые задачи.
Слайд 6Значительный перевес на море в совокупности с пассивностью англо-американского флота позволил
фашистской Германии в 1943году завладеть инициативой на Северном театре военных действий. Трагическим свидетельством этого стал, в частности, разгром брошенного союзниками конвоя PQ-17. Вместе с ним ушли на дно 430 танков, 210 самолетов, 3350 автомобилей и почти 100 тысяч тонн других грузов, в которых так нуждалась наша страна. Баренцево море оказалось практически оккупированным фашистскими рейдерами и субмаринами. Именно поэтому гитлеровское командование, посылая в Киркинес конвой из пяти транспортов с частями 6-й горно-егерской дивизии, было уверено: кораблям вряд ли что угрожает. Полярная ночь, сильный эскорт, включавший два новейших эсминца, близость береговых батарей на всем протяжении маршрута - все это сулило успех операции...
Слайд 7В ночь на 21 января, когда немецкие транспорты, пройдя уже большую
часть пути, оказались на траверзе норвежского городка Вадсе, из облаков выскользнула луна и, подобно осветительной ракете, раздвинула видимость почти до самого горизонта. И тут немцы с удивлением обнаружили менее чем в 30 кабельтовых от конвоя силуэты двух кораблей. Фашисты не успели даже запросить их позывные - замелькали вспышки выстрелов, по транспортам ударил смертоносный град артиллерийских снарядов, а черную воду прорезали следы приближавшихся торпед. Бой был краток. Один вражеский транспорт с войсками затонул мгновенно, другой, объятый пламенем, выбросился на прибрежные камни. Получил серьезные повреждения и миноносец типа «Вольф», испытав на себе поражающее действие 35-килограммовых снарядов советских орудий - «стотридцаток». На полной скорости наши корабли (это были лидер «Баку» и эсминец «Разумный», прибывшие на Северный флот всего три месяца назад) вышли из-под ответного огня, оставив в ледяной воде Варангер-фьорда горящие транспорты. Блестяще выполнив задачу, «Разумный» и «Баку» вернулись в Кольский залив и бросили якорь на рейде Ваенги (ныне Североморск). Так в наиболее тяжелые для Советского Заполярья дни открыли свой боевой счет вчерашние тихоокеанцы...