Слайд 1
Семинар-практикум на тему:
« Трудовое воспитание в ДОУ»
Лангепасское Городское Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»
Слайд 2 Трудовая деятельность в ДОУ в свете ФГОС
Задачи по формированию позитивных
установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».
В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.
Слайд 3В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений
в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества.
развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества
Слайд 4
Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду
Поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности
Содействие си сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка….
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принцип развивающего образования (системности и последовательности);
Принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)
Слайд 5
Виды труда в ДОУ
Самообслуживание
Хозяйственно-бытовой труд
Труд в природе
Ручной
труд
Слайд 6
Компоненты трудовой деятельности
Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности или
заинтересовывающий момент
Цель - это то, к чему надо стремиться.
Трудовые действия – это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат
Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу
Результат - это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду.
Слайд 7Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста по группам
Слайд 8
Примерная сетка совместной образовательной деятельности и культурных практик в режимных моментах
Слайд 9
Самообслуживание - труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей
Слайд 10
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе самообслуживания
Слайд 11Хозяйственно-бытовой труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и
на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Слайд 12
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе хозяйственно-бытового труда
Слайд 13
Труд в природе - в уголке природы, в цветнике, на огороде
Слайд 14
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе труда в природе
Слайд 15Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и
ориентировки, формирует интерес к работе, готовность справиться с ней
Слайд 16
Овладение компонентами трудовой деятельности в процессе ручного труда
Слайд 17Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Слайд 18
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Слайд 19
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.
Слайд 20
Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с
требованиями ФГОС
Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:
обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Слайд 21Пословицы о труде.
Глазам страшно, а руки сделают.
Семь дел в одни руки не берут.
За всякое дело берись умело.
Муравей не велик, а горы копает.
Не говори, что делал, а говори, что сделал.
Одна пчела мало меда нанесет.
Ест за вола, а работает за комара.
Не все те повора, у кого ножи длинные.
Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Хвались урожаем, когда в амбаре засыпаешь.
Уменье и труд все перетрут.
На работу он сзади последних, а на еду — впереди первых
Землю красит солнце, а человека труд.
Без труда нет плода.
Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня
Слайд 22Проблемные ситуации
Девочка в садике самостоятельно умеет одеваться и раздеваться,
но
когда ее забирают родители, она говорит, что она не умеет и маме приходится делать это самой
Слайд 23
Утром в садике воспитатель спрашивает детей, кто бы хотел быть дежурным,
один мальчик поднял руку, больше никто не поднял.
Слайд 24 Мама Наташи (6 лет) говорит:
«У моей дочери есть желание
мне помогать. За какую бы работу я ни взялась, она тут как тут. Но какая от нее помощь, одна помеха! Я отправляю ее гулять, без нее я быстрее управляюсь по хозяйству». Права ли мама Наташи? Что можно посоветовать маме?
Слайд 25
Условия воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
- учет возрастных особенностей;
- помощь
и поддержка в процессе трудовой деятельности;
- личный пример трудолюбия взрослого;
- создание трудовой атмосферы в семье и детском саду;
- уважение личности ребенка;
- систематическая трудовая деятельность ребенка дома и в детском саду;
- требование от ребенка качества труда;
- единство действий воспитателей и родителей;
- включение детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте;
- обеспечение нравственно ценной мотивации деятельности в процессе игр, детской деятельности и различных видах труда;
- использование этнических традиций воспитания трудолюбия;
- осуществление преемственности между детским садом и общеобразовательной школой;
- повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования трудолюбия;
- повышение уровня осведомленности и воспитательной компетентности родителей по вопросам формирования трудолюбия;
- воспитание трудолюбия на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении;
- стимулирование ребенка на выполнение трудовых действий;
- общественное признание, одобрение взрослых;
- обеспечение условий для физического воспитания;
- возбуждение у ребенка интереса к семейному хозяйству;
- воспитание привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет;
- добиваться того, чтобы работа была все – таки выполнена;
- давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы;
- рациональная организация индивидуальной и коллективной работы;
- предварительное планирование труда.
Слайд 27Вывод:
Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у
детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов.
Слайд 28
Перечень литературы:
1. ФГОС ДО.
2. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций» СанПин 2.4.1.3049-13. – Санкт-Петербург: ДЕТСВО-ПРЕСС, 2014.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет/ Куцакова Л.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
4. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада /Дыбина О.В. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Ознакомление с предметным и социальным миром. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада / Дыбина О.В.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
6. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ /Потапова Е.В. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012.
7. Труд. Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
8. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение / Н.В. Елжова. –
Ростов н/Д: Феникс. – 2012, с. 128-156.
9. Журнал «Справочник старшего воспитателя» №9 (с.6-8), №10 (с. 8-21), №12 (с.5-25) - 2013г.