Слайд 1Роль устного народного творчества в развитии речи детей 3 - 4
лет
Выполнила воспитатель МДОУ ЦРР - детский сад №50 «Колосок» Истринского муниципального района
Сисягина Надежда Васильевна
Слайд 2«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет
духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»
К.Д. Ушинский
Слайд 3Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития
речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщаются к красоте и самобытности слов. Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.
Слайд 4Ценность раннего обучающего воздействия фольклора давно подмечена народом. Устное народное творчество
имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нём создавалось специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодёжи – своём будущем. С незапамятных времён живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребёнка. Обязательными спутниками младшего дошкольного возраста являются сказки. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что нет.
Слайд 5ПРОИЗВЕДЕНИЯ, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии –
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР. «Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора.
(М.Н. Мельников)
Работая над произведениями устного народного творчества, необходимо решать основные задачи развития речи дошкольников:
Воспитание звуковой культуры речи
Обогащение и активизация словаря
Формирование грамматического строя речи
Обучение связной речи
Формирования эмоционально – образного восприятия произведений разных жанров (сказка, рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы)
Развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своём творчестве.
Все вышеизложенные умения можно формировать с помощью текстов, разных игр и упражнений используя следующие малые фольклорные формы;
Слайд 6Устное народное творчество
Потешки и прибаутки
Пестушки и песенки
Считалки, дразнилки
Игры:
хороводные, подвижные, словесные
Сказки
Поговорки
и пословицы
Скороговорки и чистоговорки
Загадки и небылицы
Слайд 7Песенная лирика оказывает большое влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется,
когда ребёнок ещё совсем мал. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек и потешек. Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, но и заговаривать.
Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической, гипнотической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, оберечь, сохранить. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счёт того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своими внешним многообразием образов.
Слайд 8Потешки
Это небольшой веселый стишок, который комментирует действия ребенка, развивает его память
и воображение. Потешки произносят спокойным тоном, их можно и спеть. В этих произведениях отражается многовековой опыт, передаваемый от поколения к поколению. Эстетическая ценность потешки огромна. Она влияет на формирование художественного вкуса у детей. Потешки способствуют формированию речи ребёнка, обогащению его лексики, учат различению разных типов интонации, выразительности. Другая важная функция этих стихов – помощь физическому развитию малыша. Ребёнок изучает жесты, движения, развивает мелкую моторику пальцев. Слушая потешки, ребенок готовится к восприятию народной сказки.
Многообразие тем этого фольклорного жанра позволяет использовать эти стихи во всех режимных моментах.
Слайд 9Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После
сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!!!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые!
Потешки для режимных моментов
Умывание
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико
Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Ритмичные слова вызывают у ребят радость. Они с удовольствием подставляют руки под струю воды.
Слайд 10Расчёсывание
Дружат волосы с расчёской,
Хороша моя причёска.
Расти коса до
пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
С помощью потешек, можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причём исполняются на мотив народных мелодий.
Слайд 11Одевание на прогулку
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если
хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
Мы на пухлые ручонки,
Надеваем рубашонку.
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.
На мою малышку
Наденем мы штанишки.
Повторяй за мной слова:
Ножка – раз, и ножка – два.
Одевание – сложный режимный момент. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того, чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, учим и проговариваем подходящие потешки:
Слайд 12Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не
было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат,
За обедом не сори,
Насорил -так убери.
Кто у нас любимый самый?
- Ложку первую за маму.
- А вторую за кого?
- Да за папу твоего.
-За кого же третью ложку?
- За веселую матрешку,
Съешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку, за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котёнка, за Тимошку
Эту маленькую ложку
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста.
Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать желание есть, произносятся:
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем всем "СПАСИБО".
Слайд 13.
Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги,
тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. И здесь приходят на помощь удивительно нежные ласковые потешки, слушая которые дети засыпают.
Баю-баю-баиньки,
В огороде заиньки,
Зайки травушку едят,
Детке спать велят,
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
Слайд 14Крепко поспали, сны повидали, пора и просыпаться.
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где
игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Мы проснулись,
Мы проснулись.
Сладко, сладко потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись.
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!
Потянулись, потянулись
И на спинку повернулись.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Ручки вверх, ручки вниз и садись.
Слайд 15У кошки болит, у собаки болит,
У лошадки болит, а у Саши
не болит!
***
У лисы боли, у волка боли,
А у Вани боль на березку улети!
***
Не плачь детка, прискачет белка
Принесет орешки, тебе для потешки!
***
От моей Оли уходите боли!
На чистое поле, на синее море, на темный лес
На калину, на рябину, на горькую осину!
Очень часто маленькие дети плачут иногда от боли, а иногда и без причины. Правильно подобранная потешка-утешалка, помогает избавиться малышу от отрицательных эмоций, пробудить чувство симпатии к воспитателю, отвлечься и успокоиться.
Слайд 16Дети с большим удовольствием заучивают бесхитростные слова закличек и приговорок. Закличка
– это разновидность обрядового фольклора: обращение к солнцу, радуге, дождику, стихиям, птицам с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл. а приговорка – обращение к животным, передразнивание птиц. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, а каждым отдельно. Очень часто эти фольклорные жанры используются в сценариях праздников, посвященных временам год.
Дождик лей, лей, лей!
Будет травка зеленей.
Вырастут цветочки
На зелёненьком лужочке!
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!
Слайд 17Загадки – жанр фольклора, в котором по содержащему в вопросе образу
надо найти правильный ответ. Как правило, большинство загадок построено на перечислении признаков загаданного предмета.
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрёшка)
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть, нет головы.
(Гриб)
Слайд 18Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем мы считать.
Есть в игре один закон:
Сосчитали
? Выйди вон!
Какая детская групповая игра может обойтись без считалочки. Считалки передаются детьми из уст в уста, часто переделываются и дополняются. Считалка - это жанр устного народного творчества возникла еще в древние времена. Считалки помогали перераспределять работу и имели магическое значение, позволяя случаю выбирать того, кто будет делать работу.
Со временем считалочки стали использовать в игре, для выбора ведущего, чтобы случай решал, кто будет водить и не было обиды и вопросов: «Почему именно я?» Считалочки - это рифмо-ритмические тексты, созданные в шутливой форме, развивающие память, юмор, чувство ритма.
Считалочки
Слайд 19Чистоговорки и скороговорки
К 4-м годам у ребенка накапливается большой
словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще нечетко и невнятно. Как правило, дети еще не выговаривают многие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи в работе используются чистоговорки и скороговорки.
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу вырастут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Слайд 20Свинка Ненила Сыночка хвалила: - То-то хорошенький! То-то пригоженький! Ходит бочком,
Хвостик крючком, Нос пятачком.
. -
С мамой мы белье стирали,
В речке вместе полоскали. Выжали, повесили
– То-то стало весело!
Для детей в младшем дошкольном возрасте большое значение имеет развитие мелкой моторики рук. Одним из средств развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры и упражнения. Они дают возможность играть с малышом, радовать его и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком. Персонажи и образы пальчиковых игр нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми текст, движения, развивают при этом память, обогащают словарный запас. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, использовать обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Утро раннее настало, Солнце из-за леса встало.
Эй, братец Федя, Буди соседей! - Вставай, Большак! - Вставай, Указка! - Вставай, Середка! - Вставай, Сиротка! - Вставай и ты, крошка – Мирошка!
Доброе утро, Ладошка!
Все проснулись и потянулись.
Слайд 21 Сказка, как один из жанров устного народного творчества, проникает во
все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной и игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. Сказка способствует совершенствованию навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению. В результате работы со сказками у детей снижается уровень тревожности и агрессивности, формируется умение преодолевать трудности и страхи, происходит развитие творческих способностей . Сказка путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку.
В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:
Слушание и запоминание сказок.
Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
Рисование сказочных персонажей.
Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Слайд 22Народные пословицы и поговорки- часть духовного наследия, которое досталось нам от
наших предков. Это- народная мудрость, накопленная в течение многих веков. Пословицы и поговорки- прекрасный материал для развития речи. Постигая их смысл, ребенок развивает мыслительные способности, а стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи.
Слайд 23Лето красное, приди к нам,
Приди хлебородное,
С рожью спелою,
С белым льном,
С золотым
зерном.
С тёплыми денёчками,
С красным солнышком,
С цветиками голубыми,
С подсолнухами янтарными,
С муравой-травой.
В руки мы берем совочек,
Сыплем желтенький песочек.
Помогай мне, не ленись!
Наш куличик, получись!
Под ногой скрипит снежок,
Раз шажок, два шажок.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп-хлоп-хлоп!
Мы потопаем ногами
Топ-топ-топ!
Заклички и народные игры помогают весело провести прогулку
Слайд 24На все факторы развития речи ребенка положительное влияние оказывает театрализованная деятельность.
Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Слайд 25Основные этапы работы над сказкой:
Знакомство со сказками
Рассказывание сказки с показом пальчикового
театра
Рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра
Имитационные движения героев сказки и их голосов
Упражнение «Изобрази героев»
Дидактические игры «Угадай о ком говорю», «Узнай по описанию», «Мои любимые сказки».
Театрализованное представление сказки.
Слайд 26Русские народные хороводные игры – это слой фольклора, корни которого уходят
в очень далекое прошлое. Изначально хоровод был языческим обрядом, совмещавшем в себе пение, танец и игру. Его цель была славить духов природы, задабривать их, чтобы обеспечить благополучие и процветание людей. Постепенно первоначальный смысл стерся, но хороводы остались. Играть в русские народные хороводные игры с детьми можно начинать очень рано – буквально с двух лет. Но до 4-х лет петь (или читать «хороводный» речитатив) придется взрослому. Для детей самым главным будет повторять движения, необходимые по тексту хоровода.
Самыми известными русскими народными хороводными играми являются:
Каравай
Пузырь
Дубок
Берёзка
Вьюн
Слайд 27Весёлые подвижные русские народные игры, как песни и сказки, созданы народом.
Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Правила их просты и понятны, часто они сопровождаются словами.
Салки
Прятки
Гуси
Гори-гори ясно
У медведя во бору
Жмурки
Алёнушка и Иванушка
Удочка
Кошки-мышки
Охотники и утки
Вороны и воробьи
Слайд 28Малышам нравится играть в игры, приговаривая и выполняя определённые движения.
Большие ноги
Шли
по дороге
Топ-топ, топ-топ
Маленькие ножки
Бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ-топ.
Мы по лесу идем,
Зверей найдем.
Зайца громко позовем:
«Ау-ау-ау!»
Никто не откликается,
Лишь эхо отзывается,
Тихо: «Ау-ау-ау!»
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По пням, по кочкам,
по камушкам,
По камушкам, в яму – бух!
Ходим, ходим хороводом
Перед всем честным народом.
Сели, встали, себя показали. Попрыгали. Потопали. В ладошки мы похлопали.
Медведь.
Как под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
И под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише,
Не шуметь!
Слайд 29Таким образом, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все
задачи методики развития речи: их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. Познавая окружающий мир посредством устного народного творчества, дети усваивают словесные, образные обозначения предметов и явлений, их связи и отношения. Наряду с этим идет важная составная часть развития речи – работа над формированием словаря, звуковой культуры грамматического строя языка. Помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет задачи воспитания, развития и образования каждого ребенка.