Презентация, доклад Развиваем мелкую моторику

Содержание

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?  Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений

Слайд 1Развитие мелкой моторики

Развитие  мелкой  моторики

Слайд 2Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для

детей?
 Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем человека, зачастую в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног. Часто для понятия «мелкая моторика» используется такой термин как «ловкость».Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе. Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.
Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи».Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя детского сада, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.



Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?  Мелкая моторика – это совокупность

Слайд 3Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?
Чем раньше мы будем

развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.
Процесс развития мелкой моторики происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека. Развитие моторики проходит сложный путь, начиная с хватания предмета ладошкой целиком, затем совершенствуется в процессе перекладывания предмета из руки в руку, а уже к двум годам ребёнок может не только правильно держать ложку и кисточку, но и рисовать. Психологи и педагоги рекомендуют начинать заниматься развитием мелкой моторики малыша уже с восьмимесячного возраста путём активной тренировки пальцев ребёнка. Что же способствует развитию мелкой моторики малыша? Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д. )
пальчиковые игры
лепка
массаж пальцев и кистей

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка? Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем

Слайд 4Средства развития мелкой моторики





Вода
Песок
Куклы



Пластилин
Ножницы
Бумага , оригами
Раскраски-штриховки

Крупа
Бусы
Пуговицы
Прищепки

Природный материал
Нитки
Веревки
Шнурки
Пальчиковая

гимнастика
Массаж


Конструктор
Мозаика
Пазлы

Карандаши
Счетные палочки

Средства развития мелкой моторикиВодаПесок КуклыПластилинНожницыБумага , оригамиРаскраски-штриховки КрупаБусыПуговицыПрищепки Природный материалНиткиВеревки Шнурки Пальчиковая гимнастикаМассажКонструкторМозаикаПазлыКарандашиСчетные палочки

Слайд 5Средства развития мелкой моторики

Средства развития мелкой моторики

Слайд 6Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие

и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:
массаж тыльной стороны кистей рук
массаж  ладони
массаж пальцев рук

Комплекс игр и специальных упражнений для развития мелкой моторики и координации движений рук.

Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для

Слайд 7Массажеры
Упражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя,

между ладонями, по тыльной стороне кисти.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

Упражнения с мячами

учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
катать мяч по часовой стрелке;
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

МассажерыУпражнения с массажерами: катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.Выполнять

Слайд 8Пальчиковая гимнастика
Включение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у

детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук
2 группа. Упражнения условно статические
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Пальчиковая гимнастикаВключение пальчиковых игр и упражнений в любое занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает

Слайд 9 .

Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а дети в это

время выполняют определённые движения руками. Таких пальчиковых игр и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.
.  Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а дети в это время выполняют определённые движения

Слайд 10Пальчиковые игры

Пальчиковые игры

Слайд 11Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
Театр теней.

Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.Театр теней.

Слайд 12Упражнения с мячами
учиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его;
катать

мяч по часовой стрелке;
держать одной рукой – другой рукой выполнить ввинчивающие движения, пощелкивания, пощипывания.
Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.
Упражнения с мячамиучиться захватывать мяч всей кистью и отпускать его; катать мяч по часовой стрелке;держать одной рукой

Слайд 13 Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку

стихотворения и откладывает бусину (но не как на счетах, а держа четки этой же рукой). Работают 1-й, 2-й 3-й пальцы, а 4-й и 5-й держат четки. Упражнение выполняется попеременно каждой рукой.

Упражнение с четками

Четки можно купить или сделать из крупных бусин. Ребенок проговаривает строчку стихотворения и откладывает бусину (но не

Слайд 14Игры с пуговицами
Пуговичный массаж:
Заполните просторную коробку пуговицами.
Опустите руки в коробку;

Перетирайте пуговицы между ладонями;
Пересыпайте их из ладошки в ладошку;
Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с пуговицамиПуговичный массаж:Заполните просторную коробку пуговицами.Опустите руки в коробку;   Перетирайте пуговицы между ладонями;Пересыпайте их

Слайд 15Игры с бусами

Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст детей,тем крупнее

должны быть бусины. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.
Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания.

Игры с бусамиНанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст детей,тем крупнее должны быть бусины. Старшим дошкольникам можно

Слайд 16Игры с пластилином
Мнем и отщипываем
Надавливаем и размазываем
Скатываем шарики, раскатываем колбаски
Режем на

кусочки
Лепим картинки

Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина,глины,соленого теста.

При помощи пластилина ребёнок развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

Игры с пластилиномМнем и отщипываемНадавливаем и размазываемСкатываем шарики, раскатываем колбаскиРежем на кусочкиЛепим картинки	Для детей со слабыми мышцами

Слайд 17Игры с крупой,горохом,фасолью
Крупы являются хорошим массирующим материалом – ребёнок должен их

перебрать по разным ёмкостям, растирать их в руках.

Прячем ручки
Пересыпаем крупу
Дождь, град
Покормим птичек
Разложи по тарелочкам
Вкусная кашка
Найди игрушку
Игра «Золушка»
«Отгадай, какая крупа в мешочке»
«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

«Найди меня» -в небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

Игры с крупой,горохом,фасольюКрупы являются хорошим массирующим материалом – ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям, растирать их

Слайд 18Игры с песком
- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок?

Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.
Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.
Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.
Игры с песком- Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из

Слайд 19Игры с бумагой
Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры

и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.
Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных и других фигурок.
Игры с бумагойБумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как

Слайд 20Игры с природным материалом
Гуляя с детьми,обратите внимание на то, как щедро

может одарить природа наблюдательного человека. Из камешков и палочек можно создавать интересные творческие композиции.Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.
Игры с природным материалом		Гуляя с детьми,обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека. Из

Слайд 21Игры с конструктором
Свободное конструирование – самый простой способ развития у

ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей и произвольных действий. Детали конструктора очень приятно держать и вертеть в маленьких, да и не только, ручках. Такой массаж рук благотворно воздействует на развитие осязания и мелкой моторики рук, а также полезен для здоровья.
Игры с конструктором Свободное конструирование – самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих потребностей

Слайд 22Игры с мозаикой
Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики,

сообразительности и творческих способностей ребёнка.
Игры с мозаикой Игры с разными мозаиками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Слайд 23Шнуровки

В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно

– поэтапная подготовка ребёнка к письму. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук. «Шнуровки» способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, и как результат – стимулируют развитие органов артикуляции (речевого аппарата).

Шнуровки В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно – поэтапная подготовка ребёнка к письму.

Слайд 24Игры с веревочкой
Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с

веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться на время от забот повседневности. Врачи-физиотерапевты убеждаются, что упражнения с веревкой способствуют более быстрому восстановлению моторики пальцев после полученных травм рук. Учителя математики находят их полезными для объяснения некоторых абстрактных понятий и терминов.
Игры с веревочкой		Как и любая игра, требующая концентрации внимания, игры с веревочкой производят психотерапевтический эффект, позволяя отключаться

Слайд 25Шитье, вязание, плетение, застежки

Шитье, вязание, плетение, застежки

Слайд 26Куклы
Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие

их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы, вязаные пальчиковые куклы, мягкие подвижные «куклы-рукавички», комбинированные куклы, «я–куклы», куклы-марионетки.
Куклы		Для развития мелкой моторики используются куклы, соответствующие возможностям ребенка и развивающие их. Куклы бывают разные: петрушечные куклы,

Слайд 27Кубики, пирамидки
Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка

конца первого, всего второго и третьего года жизни. Эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Кубики. Данная игрушка появляется в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков можно конструировать башни, строить крепости и дома. Кроме того, продаются деревянные кубики с нанесёнными на них картинками (например, овощи, домашние животные, герои сказок), благодаря которым игра в кубики переходит в собирание картинки. Это уже не только развитие мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики.
Кубики, пирамидки Пирамидка – это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка конца первого, всего второго и

Слайд 28Пазлы
Собирая красочные картинки,ребенок развивает не только мелкую моторику, но и

внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.
Деревянные пазлы, или рамки-вкладыши, способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Впервые такие рамки были использованы Марией Монтессори.



Пазлы  Собирая красочные картинки,ребенок развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование

Слайд 29Рисование , трафарет – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное.

И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.
Рисование , трафарет – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом

Слайд 30Игры с прищепками
Игры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют

координации движения рук.
Игры с прищепкамиИгры с прищепками прекрасно развивают мускулатуру пальчиков ребенка, способствуют координации движения рук.

Слайд 31Заключение
Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только

способствует речевому развитию, но и позволяет детям овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения , лучше адаптироваться в практической жизни, научиться понимать многие явления окружающего мира.

Не зря существует выражение, что наш ум – находится на кончиках наших пальцев. Поэтому если мы хотим, чтобы наши дети были умными и способными, то необходимо развивать мелкую моторику!

Заключение 		Развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей не только способствует речевому развитию, но и позволяет

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть