Слайд 1ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Развитие звуковой культуры речи
Развитие лексического запаса
Развитие грамматического строя
Развитие связной речи
Подготовка к обучению грамоте
Слайд 2Познавательно-речевое развитие
область «Познание»
Основные направления психолого-педагогической работы:
развитие высших психических функций - восприятия,
мышления, воображения, памяти, внимания и речи
познавательной мотивации
познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности).
Слайд 3Основные задачи психолого-педагогической работы:
развитие сенсорной культуры;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Слайд 4Примерные виды интеграции области «Познание»
По средствам организации и оптимизации образовательного
процесса:
«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования целостной картины мира);
«Музыка» и «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Познание)
Слайд 5Примерные виды интеграции области «Познание»
По задачам и содержанию психолого-педагогической
работы:
«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми);
«Чтение художественной литературы» (решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы - формирования целостной картины мира);
«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни)
«Социализация» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире);
«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности)
«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы);
«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)
Слайд 6Область «коммуникация»
«Коммуникация» (от англ. communikate – сообщать, передавать), которое предполагает:
- осуществление
передачи содержания социально-исторического опыта человечества;
- передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения;
- обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата.
Слайд 7Основные задачи психолого-педагогической работы:
- развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и
детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами русской речи.
Слайд 8Область «Чтение художественной литературы»
основная концептуальная позиция – не ознакомлять детей с
художественной литературой, не заниматься литературным образованием детей, а ежедневно читать, потому что «чтение – вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).
Слайд 9Примерные виды интеграции области «Чтение детям художественной литературы»
По средствам организации
и оптимизации образовательного процесса:
«Музыка» (использование музыкальных произведений как средства обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений)
«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения содержания области «Чтение детям художественной литературы», закрепления результатов восприятия художественных произведений)
Слайд 10Примерные виды интеграции области «Чтение детям художественной литературы»
По задачам и
содержанию психолого-педагогической работы:
«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу прочитанного, практическое овладение нормами русской речи)
«Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей)
«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, своих чувствах и эмоциях, окружающем мире людей, природы, а также формирование первичных ценностных представлений)
«Художественное творчество» (развитие детского творчества)
Слайд 11Основные задачи психолого-педагогической работы:
- формирование целостной картины мира (в том числе
формирование первичных ценностных представлений);
- развитие литературной речи (знакомство с языковыми средствами выразительности через погружение в богатейшую языковую среду художественной литературы);
- приобщение к словесному искусству (развитие художественного восприятия в единстве содержания и формы, эстетического вкуса, формирование интереса и любви к художественной литературе).
Слайд 12Роль взрослого при реализации области
«Чтение художественной литературы»
1) формирование круга детского
чтения;
2) организация процесса чтения.
Слайд 13Формы работы по разным видам детской деятельности
«Коммуникация»
Детская деятельность-коммуникативная
Формы работы: беседы, ситуативный
разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами
Слайд 14Формы работы по разным видам детской деятельности
«Чтение художественной литературы»
Детская деятельность –
чтение художественной литературы
Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание
Слайд 15Формы работы по разным видам детской деятельности
«Познание»
Детская деятельность – познавательно-исследовательская
Формы работы:
наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами
Слайд 16Формы работы по разным видам детской деятельности
«Труд»
Детская деятельность – трудовая
Формы работы:
совместные действия, дежурство, поручение, задание, реализация проектов
Слайд 17Формы работы по разным видам детской деятельности
«Социализация»
Детская деятельность – игровая
Формы работы:
сюжетные игры, игры с правилами
Слайд 18Структура речевой деятельности
Поддержка мотивации общения;
Помощь в достижении цели речевой деятельности –
воздействие говорящего на партнера общения, следствием которого являются изменения, происходящие в его информационном поле (понимание-непонимание, вербальная-невербальная реакции – это результат);
Создание условий и средств для достижения цели;
Формирование умений оперировать способами по достижению цели;
Формирование умений создавать «продукт» речевой деятельности – содержательное умозаключение
Слайд 19Интеграция ОО «Коммуникация» с другими образовательными областями
Слайд 23Работа с родителями
-Диагностика (анкетирование родителей)
- Беседы с родителями «Причины речевых
нарушений у дошкольников», «Организация работы по исправлению речевых нарушений родителями», «Совместная работа воспитателя, логопеда и родителей в процессе речевого развития дошкольников»
-Родительские собрания: «Речевая подготовка, как одно из главных условий подготовки ребенка к школе», «Нормы и нарушения речевого развития дошкольников»
-Празднично-игровые программы (совместное участие детей и родителей)
-Экскурсии
-Викторины
-Совместные семейные проекты (фотолетопись моей семьи, герб семьи, «Делаем рисунок в подарок группе»)
Слайд 24Работа с родителями
Педагогические тренинги «Знаю ли я своего ребенка?», «Какой я
родитель»
Проблемные ситуации для детей, элементарные опыты
Семейные гостиные, посиделки
Выставки детско-родительского творчества
Слайд 25 - Развитие речевого дыхания;
Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата;
Уточнение произношения звуков и их дифференциация;
Умение изменять интонацию и темп речи;
Развитие фонематического слуха.
Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников:
Слайд 26Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика –упражнения для тренировки мышц речевого аппарата. Цель -
укрепление мышц речевого аппарата, тренировка подвижности органов речевого аппарата, подготовка органов артикуляции к обучению грамоте
Требования:
проводится в начале занятия;
вводится по одному новому упражнению на занятии;
каждый комплекс упражнений имеет свою направленность;
количеств упражнений, время проведения;
в разных возрастных группах: ознакомление детей с органами артикуляционного аппарата в доступной игровой форме (сказка о Веселом Язычке)
Слайд 27Фонематический слух
Фонематический слух – это способность различать фонемы родного языка
Структура фонематического
слуха:
Фонематическое восприятие (узнавание и различение фонем;
Фонематический анализ и синтез (определение количества звуков в слове, позиционного положения каждого звука, составление из заданных звуков слов);
Фонематические представления (усвоение фонематических закономерностей языка, распознавание правильно и асемантично произнесенных слов).
Слайд 28 Развитие фонематического слуха. Этапы:
1) различение и определение первого звука в
одном слове
2) различение и определение первого и последнего звука в ряде слов
3) определение любой позиции звука в слове
4) подбор слов с определённым звуком
Слайд 29Словарный запас
Ребенок развивается в ходе ознакомления с окружающим миром, его предметами,
явлениями, признаками предметов и действий, зависит от социально-культурного уровня людей, воспитывающих ребенка. А темп развития словаря зависит от того, насколько родители уделяют внимание общению с ребенком
Слайд 30Рекомендации по развитию словарного запаса детей
- развивать мышление ребенка;
-
активно знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их признаками и действиями;
- сопровождать любые действия с ребенком речью
Слайд 31Основные направления развития словаря
- Расширение объема словаря;
- формирование внимания
детей к семантике слова и уточнение значений слов;
- расширение связей между словами в лексиконе
Слайд 32ОБОГАЩЕНИЕ
СЛОВАРЯ
Словарь прилагательных.
Игры
«Скажи наоборот»
« Назови блюдо»
«Назови одежду»
Глагольный словарь.
игры с
мячом:
«Что делает….?»
«Что можно делать с ….?».
Работа по сказкам
Словарь существительных
игры
« Что без чего»
«Кто это?»
Работа со сказкой
Слайд 33
Семантика слова
Игра "Классификация"
Игра "Четвёртый лишний"
Игра "Назови другим словом"
Игра
"Скажи наоборот"
Игра "Исправь ошибку"
Игра "Два из трех"
Слайд 34Игры на подбор слов к названию действия
Краснеет (Кто? Что?) – помидор,
яблоко, клубника, человек, лист, небо
Пахнет ( как?) – ароматно, вкусно, сладко, нежно
Игры на подбор слов к признаку
Горький…., кислый …, сладкое…, круглая …, зелёные … и т.д.
Составление предложений с парой слов ( по всем темам)
Земляника - лес, малина – куст, бабочка – шиповник и т.д.
подбор названия жилища животного
У лисы, мыши – норка, у волка – логово, у медведя – берлога, у белки – дупло, у птиц - гнездо, у коровы – хлев, у лошади – конюшня и т.д.
«Собери семью» подбор наименований животных и их детёнышей.
Лиса – лис – лисёнок, волк – волчица – волчонок, медведь, медведица – медвежонок, ёж – ежиха – ежонок, заяц – зайчиха - зайчонок, слон – слониха – слонёнок и т.д.
Дополнение предложений словами
( по всем темам)
Осенью птицы улетают на … . Кружится и тихо падает на землю … . Дети собирали в парке … . и т.д.
Расширение связей между словами в лексиконе.
Слайд 35Связная речь
Высшая форма организации речи, так как требует умения грамотно и
в полном объеме использовать все компоненты речи
Слайд 36Формы связной речи
диалог монолог полилог
Слайд 37Виды рассказа
Описательный рассказ
Повествовательный
рассказ
О признаках, свойствах,
качествах предмета
О событиях
Главный механизм
– интеллект
Не имеет четкой программы
Синтаксически однообразен
Главный механизм - память
Имеет жёсткую программу
Синтаксически разнообразен,
поэтому интересен
Слайд 38Игры и задания с сюжетными и предметными картинками для обучения составлению
повествовательного состава
- Отобрать из ряда сюжетных картин те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ;
- придумать случай на заданную предметную программу;
- отобрать из банка данных картин те, которые помогут придумать случай;
- распутать две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов сюжетных картин
Слайд 39ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
Погулять язык собрался: (открыть рот)
Он умылся, (кончиком языка
быстро провести по верхним зубам)
Причесался, (несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся, (провести языком по губам – «облизнуться»)
Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)
Слайд 40Игра «Узнай меня».
1 вариант.
Ребёнок смотрит на картинку, которую дал ему
учитель, и даёт описание: цвет, материал, форму данного предмета, его назначение, где живёт … . Остальные дети отгадывают, о чём идёт речь.
Слайд 41Игра «Узнай меня».
2 вариант
Детям раздаются парные картинки с изображением предметов, отличающихся
друг от друга несколькими признаками, и одинаковые. Один из детей описывает предмет на своей картинке. Остальные находят у себя такой же. Те, у кого такой же предмет, но с другими признаками могут рассказать об отличиях на своих карточках.
Слайд 46Помоги Тане добраться до дома.
Выбирай только те картинки, в названиях
которых есть звук т .
Слайд 47Назови всё, что нарисовано на картинке.
На какой звук оканчивается каждое слово?
Какой предмет в каждом ряду лишний?
Слайд 48Игра «Разноцветные корзинки».
На доску помещаются корзиночки трёх цветов: красная, жёлтая и
зелёная. Среди карточек с изображением (по выбору учителя) надо выбрать и положить в красную корзинку карточки, в названии которых звук [р] и [р,] находится в начале; в жёлтую корзинку карточки, в названии которых звук [р] и [р,] находится в середине; в зелёную – в конце слова.
Слайд 49"Длиннее-короче".
Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить
по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".
Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
Слайд 50Сложи в корзинку слова с 2 слогами, в ведро с 3-мя
слогами
Слайд 51"Путаница".
Послушай внимательно
стихотворение.
Кто на дереве
сидит?
-Кит.
В океане кто плывет?
- Кот.
В огороде что растет?
- Рак.
Под водою кто живет?
- Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
*
Слайд 52Все ли верно?
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними
расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным
лесом.
Слайд 53«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости
к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
Слайд 54«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов
и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Слайд 55Пропавшие слова (добавь слова, перескажи текст)
Тишина царит в дремучем _____.
Черные _______ затянули солнце.
Умолкли ______ .
Вот-вот пойдет ________ .
Слайд 562. Зима.
Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река.
Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ . Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза.
Слайд 57«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь называть признаки животных по образцу взрослого. Взрослый
берет себе одну игрушку (медведя), а ребенку дает зайца. И начинает: «У меня медведь».
Ребенок: А у меня заяц.
— У медведя коричневая шубка.
— А у зайца ……
Слайд 59«Прятки»
Цель: упражняться в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за,
под, около.
На столе расставляется кукольная мебель: стол, стул, диван, шкаф, кровать.
— В этой комнате живет девочка. Ее зовут... (ребенок дает имя, например, Света). Здесь ее комната. Назови все предметы. Как их назвать одним словом? (Мебель.) К Свете в гости пришли друзья. Это... котёнок, зайчик, щенок. Стали они играть в прятки. Котёнок залезли на.. (стол), щенок прыгнул под… (стол), зайчонок спрятался за... (шкаф).
— Света стала искать зверят. На стуле нет, около дивана нет. Помоги Свете найти малышей. Где котёнок? Где щенок? Куда спрятался зайчонок?
Игра повторяется несколько раз. Малыши прячутся в разные места, которые называет сам ребенок. Котят можно спрятать... Зайчонок решил спрятаться...
— Давай с тобой вместе расскажем, как Света играла со своими друзьями в прятки. Однажды к Свете... (пришли друзья). Стали они... (играть в прятки). Котёнок залез... (на стол), щенок прыгнул... (под стол), а зайчонок спрятался... (за шкаф). А Света... (всех нашла).