Слайд 1Развитие речи обучающихся
и обогащение словарного запаса детей.
Слайд 2Требования к речи обучающихся.
1.Правильность речи.
2.Ясность речи.
3.Чистота речи.
4.Точность речи.
5.Выразительность речи.
6.Логичность, последовательность,
четкость построения речи.
Слайд 3Работа над словом.
1.Обогащение словаря.
2.Уточнение словаря.
3.Активизация словаря.
4.Устранение нелитературных слов, исправление ошибочных ударений,
произношений.
Слайд 4Работа над словосочетанием.
Выделение словосочетаний в предложении и установление связей при помощи
вопросов.
Составление самостоятельных словосочетаний при изучении имен существительных, прилагательных глаголов, других грамматических тем и при активизации новой лексики.
Слайд 5Упражнения со словосочетаниями.
1.Постановка вопросов от главных слов к подчиненным словам в
предложении.
2.Схематическое изображение связей между словами в предложении:
Солнышко отражается
весеннее в озере
3.Объяснение значений, встретившихся в тексте словосочетаний.
Слайд 64.Составление словосочетаний с новыми словами, встретившимися в тексте.
5.Устойчивые сочетания.
6.Составление словосочетаний в
связи с грамматическим изучением слов – имен существительных, прилагательных, глаголов, предлогов, местоимений, наречий.
Слайд 7Работа над предложением.
1.Первоначальный прием, применяемый для построения предложений – это вопрос
учителя.
2.Составление предложений по аналогии.
3.Дополнение незаконченных предложений.
Мчатся поезда мимо _____, _____, _____.
Солнце согревает (что?)…
Ученик подготовился (к чему)…
4.Восстановление деформированного текста.
5.Постепенное ступенчатое распространение данного простого предложения с помощью вопросов.
6.Изменение порядка слов в предложении.
Слайд 8
7. Составление ответов на вопросы.
8.Соединение двух или трех простых предложений в
односложное
или простое с однородными членами.
9.Составление предложений по данной схеме:
какой? что? что делает? где?
какие? кто? что сделали? куда?
10.Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах предложения; объяснение оттенков значения, которые при этом возникают.
11.Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты.
Слайд 912.Основные виды творческих упражнений по составлению предложений следующие:
составление предложений по опорным
словам (2-3 слова не более);
по заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению;
по предметной картинке;
по сюжетной картинке;
по узкой теме, заданной учителем или учащимися;
свободное составление предложения. (Составьте предложение любого вида и на любую тему).
Творческие упражнения особенно ценны в развитии речи школьников.
Слайд 10Работа над связной речью.
1.Развернутые ответы на вопросы;
2.Различные текстовые упражнения, связанные с
анализом прочитанного, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм или лексики, если высказывания (или написанные тексты) в основном отвечают изложенным выше требованиям;
3. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды и природы, другие дневники;
4. Устные пересказы прочитанного (в его различных вариантах);
5. Устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу.
Например, задание продолжить текст.
6. Пересказ художественных текстов заученных на память;
7. Импровизация сказок, зачатки литературно-художественного творчества;
8. Письменное изложение образцовых текстов
9. Перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения, инсценирование рассказов и пр.) как устно, так и письменно;
10. Диалоги – пересказы сохранения диалогической формы, а также самостоятельные диалоги между учащимися (устно);
11. Различные виды драматизации, устного (словесного) рисования, воображаемой экранизации прочитанных произведений или собственных рассказов;
12. Письменные сочинения разнообразных типов; например, мы писали сочинение в третьем классе «Птицы говорят, спасибо».
13. Статьи в газеты, отзывы о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах, т.е. в сущности сочинения особых жанров;
14. Письма;
15. Деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.п.