Слайд 1
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
В.А. Сухомлинский
«Эффективное развитие мелкой моторики рук у детей посредством упражнений со стихами и нетрадиционными предметами»
Подготовила воспитатель дошкольной группы
Суховерховской оош Гусева С.А.
Слайд 2У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность
двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные. К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое) .
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
Слайд 3ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ
Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони
к кончикам пальцев и обратно.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.
Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.
Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.
Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.
Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:
- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!
- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.
- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает.
Слайд 4КАРАНДАШИ
Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони
расположены вертикально (горизонтально).
Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
Стихотворение:
- Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
- Карандаш в руке катаю, я ладошки растираю.
Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Слайд 5МАССАЖНЫЕ ЩЁТКИ
Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между
ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп и приговаривает:
У сосны, у пихты, ёлки очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник!
или
Гладила мама – ежиха ежат:
«Что за пригожие детки лежат!
Гладь мою ладошку, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Лапушки, лапушки,
Поиграйте в ладушки.
Хлопайте в ладошки –
Вам дадут лепешки.
Слайд 6(БУСЫ)
Считать количество бусин в прямом и обратном порядке.
Перебирать бусы и называть
дни недели, месяцы, имена и т. д.
Щелчки каждым пальцем по подвешенным бусам.
Катать бусины между ладоней:
Покатаю я в руках бусинки – горошки.
Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.
Нанизывать бусины на леску:
Я сижу, но не скучаю,
Бусы маме собираю.
Нанизала бусы я -
Рада мамочка моя!
Слайд 7БЕЛЬЕВЫЕ ПРИЩЕПКИ
Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на
ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):
- Кусается сильно котёнок – глупыш, он думает: это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш, а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
- Большаку дрова рубить, а тебе воды носить,
А тебе печь топить, а тебе тесто месить,
А малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев потешать.
Натянуть верёвочку на уровне плеч ребёнка и дать несколько прищепок. На каждый ударный слог стиха делается одно соответствующее движение: Прищеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.
Слайд 8КРУПА
Предлагаем детям сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и
указательным пальцами, придавливать поочерёдно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Интересно детям выкладывать разные фигуры по контуру, трафарету или по замыслу.
В чашку насыпать два вида крупы. Предложить сортировать в две разные чашечки:
Я помощницей расту. Своей маме помогу.
Я крупу переберу, рис от гречки отберу!
Слайд 9Выложить из гороха или фасоли , скорлупок фисташек дорожку: прямую. Волнистую
и т. д. (по образцу, трафарету или самостоятельно):
Я горошины возьму, выложу дорожку.
Побежали по дорожке зайчик, белка, козлик.
Слайд 10Рассыпать на столе 10 горошин, прижимать каждую горошину по очереди к
столу пальцами по очереди сначала одной. Потом другой руки. Затем прокатываем горошинку пальцем по кругу, прижимая ее к столу:
Дома я одна скучала, горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать, надо пальчику сказать:
«Пальчик, пальчик, мой хороший, ты прижми к столу горошек.
Покрути и покатай и другому передай».
Слайд 11Сухой бассейн
Самомассаж в «сухом бассейне»
можно сопровождать
стихотворным текстом
или выполнять
под музыку.
Есть у нас бассейн волшебный,
Не наполнен он водой,
А наполнен - песком, солью
И фасолью и крупой.
Руки мы в бассейн опустим
И сожмем их, разожмем,
Будем делать массаж пальцам
И игрушки там найдем.
Слайд 12Насыпать в кружку горох. На каждый ударный слог перекладывать горошины по
одной в другую кружку:
Снегирь и сорока, и клёст, и синицы – зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
Насыпать горох в блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами. Потом берёт ещё одну, ещё одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берётся на ударный слог:
Зёрнышки все, что хозяйка давала,
Курочка клювом по штучке склевала.
Слайд 13«Волшебный колодец»: насыпать в глубокую пластмассовую банку фасоль и положить в
неё мелкие игрушки (от киндеров). Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать найденный предмет. Можно подобрать игрушки на закрепляемые звуки:
В ведре не соль, совсем не соль,
А разноцветная фасоль.
На дне игрушки для детей,
Мы их достанем без затей.
Слайд 14
«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет.
Теперь можно украшать крупами.
«Уточка»
Работа выполняется аналогично яблочку.
Слайд 15ВЕРЁВКА С УЗЕЛКАМИ
(Завязать на верёвке узелки – до 12, ребёнок перебирает
узелки пальцами).
На каждый узел называть день недели (по порядку), месяцы, времена года, гласные звуки, членов своей семьи:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
А самые маленькие могут выкладывать фигуры по образцу.
Слайд 16ПРОБКИ ОТ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, ТЮБИКОВ ЗУБНОЙ ПАСТЫ, ПУГОВИЦЫ С УГЛУБЛЕНИЕМ
Две пробки
кладём резьбой верх. указательный и средний пальцы встают на них как «ноги». Двигаемся, делая по шагу на каждый ударный слог стиха. Можно «ходить» одной, другой, двумя руками одновременно (4 пробки):
- Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
-Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!
Слайд 17ПОЛИЭТИЛЕН
Кусочки размером примерно 1,5 х 2 детские ладони. Ребёнок комкает пальцами
в ладонь, начиная с угла. Кусочки полиэтилена из кулачка торчать не должны. Сначала можно помогать себе другой рукой, но потом выполнять это упражнение только одной рукой). Вместо полиэтилена можно взять носовой платок:
У меня живет проглот -
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
Слайд 18“Мелкие кружочки
В дырочки нырнули,
Словно на замочки
Домик застегнули”.
“Загадочные пуговки”.
“Взялись цвета мы изучать
Ну
и с чего же нам начать?
Есть чудо пуговки у нас
Помогут нам они сейчас
Мы в руки пуговки возьмём
И дом по цвету им найдем”.
«Сортировка»
По цвету, форме, величине.
Слайд 19Рисование на крупе.
Для рисования хорошо
подойдет манка, кукурузная крупа,
соль,
но так же можно взять рис и гречку
Солнышко, солнышко, грей, грей,
Ты тепла не жалей.
Солнышко, покажись,
Нашим детям улыбнись,
Будут дети рисовать,
Веселиться и играть.
За окошком дождик льет,
По минутам день идет.
Надоело долго ждать,
Будем солнце рисовать.
Слайд 20Игра с шишками.
Перекатывать шишку между ладонями
до появления чувства приятного тепла
и легкого покраснения.
Также шишки можно сжимать и разжимать
обеими руками одновременно или поочередно,
воздействовать на кончики пальцев и ладошки
постукиванием и вращательными движениями,
прокатывание шишки от кончиков пальцев к запястью,
локтю и обратно.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко