Слайд 1Развитие логического мышления детей старшего возраста группы Зпр посредством дидактических игр
Слайд 2 цели и задачи
Цель: Проанализировать развитие логического мышления
детей группы ЗПР посредством дидактических игр.
Задачи: 1. Изучить психологию мышления детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть дидактическую игру как средство развития логического мышления детей.
3. Исследовать на практике возможности развития логического мышления в процессе дидактической игры.
4. Разработать практические рекомендации для педагогов и родителей.
Слайд 3 Актуальность
Именно с логического мышления начинается
формирование мировоззрения ребенка.
В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей.
Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.
Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Слайд 4Выделяют три вида мышления
Предметно- действенное мышление – 2,5-3 года, является ведущим
до 4-5 лет.
Наглядно-образное мышление – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет.
Словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Слайд 5 Формы мышления
Основными формами мышления являются понятие, суждение
и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
- общее, частное и единичное
- утвердительное и отрицательное;
Понятие – житейское
- научное;
Умозаключение – индуктивное
- дедуктивное
- умозаключение по аналогии.
Слайд 6 Мыслительные операции
Мышление – очень
сложный процесс, включающий несколько видов психической деятельности.
Анализ
Синтез
Сравнение
Обобщение
Абстрагирование
Конкретизация
Классификация
Слайд 7Логическое мышление и
дидактическая игра
Логическое мышление – это система навыков, позволяющая выражать мысли в ясной и отчетливой форме, а главное понимать суть вещей, происходящих процессов.
Лучше всего привычку логично думать прививать ребенку с дошкольного возраста, но не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому. В этом поможет дидактическая игра.
Дидактическая игра делает процесс обучения легким, занимательным. Та или иная умственная задача, заключенная в игру, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Слайд 8Средства развивающие логическое
мышление
Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности.
Загадки. Задачи – шутки.
Игры-головоломки.
Игры с счетными палочками.
Разгадывание ребусов.
«Неправильные» сказки.
Слайд 9 Развивающая среда
В группе создана развивающая
среда, выделен специальный стеллаж с наличием дидактических игр по развитию логического мышления.
Слайд 10Дидактическая игра
«КУХНЯ»
Цель этой игры заключается в том , кто больше назовет блюд, что едят в сыром виде, что в вареном, название и назначение посуды для столовой, развивать быстроту реакции на вопрос.
Слайд 11Лото «Мои любимые сказки»
Цель: развивать речь детей, мышление, память.
Ребенку необходимо по силуэту узнать персонажа сказки, назвать его и те сказки, в которых он встречается.
Слайд 12Дидактическая игра
«Четвертый лишний»
Цель: Развивать образно-логическое мышление,
умственные операции анализа и обобщения.
Ребенку показывается карточка с изображением четырех предметов, он должен определить какой предмет лишний и обосновать свой ответ.
Слайд 13 Дидактическая игра
«Где чей дом?»
Цель: Развитие мышления, внимания и речи детей.
Играющий должен назвать животное, место его обитания, чем оно питается. Найти на большой картинке его место нахождение.
Слайд 14Упражнение в схемах «Восстанови последовательность событий»
Цель: Закрепить понимание детей причинно-следственных отношений
в живой и неживой природе.
Слайд 15Дидактическая игра
«веселая логика»
Цель:
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза предметов сложной формы.
Ребенку необходимо найти те геометрические фигуры, из которых составлен предмет.
Слайд 16Лото «занимательная
математика»
Цель: Закрепление знаний цифр и счета.
Слайд 17Игра-головоломка «танграм»
Цель: Развитие воображения, конструктивного мышления, сообразительности.
Ребенку надо создать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу.
Слайд 18 Игры с счетными палочками
Цель: Формирование геометрических представлений, развивать пространственное воображение
детей.
Слайд 19 Игры с счетными палочками
Детям дают задание: Построить два
треугольника из пяти палочек. Построить два квадрата из семи палочек.
Слайд 20 Конструкторы, пазлы
Цель: Развивать мышление, воображение, умение из множества
мелких деталей создавать единый образ.
Слайд 21 Работа с родителями
Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
Разработка консультаций для родителей по данной теме.
Привлечение родителей к изготовлению наглядного материала (подбор иллюстраций).
Рекомендации для родителей по использованию литературы.
Слайд 22 заключение
Развитие логического мышления происходит постепенно.
Для одного ребенка больше характерно наглядно-образное мышление, для другого – наглядно-действенное, а третий с легкостью оперирует понятиями.
Дидактическая игра одна из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер.
Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.