Слайд 1
Тема:
«Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литературного чтения».
Выполнила: Сидорук Е. В.
Слайд 2
Цель:
Выявить и научно обосновать систему методов по развитию креативности на
уроках литературного чтения.
Слайд 3Объект исследования:
развитие креативных способностей младших школьников.
Предмет исследования:
процесс развития креативных
способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
Слайд 4Гипотеза :
если на уроках литературного чтения использовать систему методов развития
критического мышления и творческих заданий, то развитие креативности младшего школьника будет эффективным, так как при этом будет создана подлинно творческая атмосфера, способствующая включению младших школьников в креативную деятельность
Слайд 5Задачи:
1. Определить психолого-педагогическую сущность процесса развития креативных способностей младших школьников.
2. Проанализировать практический
опыт развития креативных способностей младших школьников.
3. Определить критерии и уровни развития креативных способностей младших школьников.
4. Систематизировать эффективные методы и приемы развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Слайд 6Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение;
анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), математическая обработках данных экспериментального исследования.
Слайд 7Методологическоя и теоретическая основа исследования:
« Технология критического мышления (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит)»;
«психодиагностика творческого мышления (Е.Е.Туник); , а также научные труды отечественных и зарубежных авторов, затрагивающие проблемы содержания и основ креативности, творческих способностей, в философии (А. Бергсон, Н.А. Бердяев, M.JI. Ивлева, B.C. Соловьев, П.А. Флоренский и др.) и психологии (Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, М. Воллах, JI.C. Выготский, Дж. ГилфорД, В.Н Дружинин, В.Г. Зазыкин, Н. Коган, А.Н. Матюшкин, С. Медник, . Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, Е.П. Торренс, Д.В Ушаковю, E.JI. Яковлева и др.), психология учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, JI.M. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.).
Слайд 8Теоретическая значимость
проведенного исследования заключается в том, что на основе анализа психолого-педагогической
литературы систематизированы подходы к пониманию креативности личности в зарубежной и отечественной психологии и определен основополагающий - системный, позволяющий представить креативность как целостное системное образование в тесной взаимосвязи составляющих его структурных компонентов; теоретически обоснован и эмпирически подтвержден новый взгляд на креативность как сложный психологический феномен, подверженный изменению и развитию посредством включения психологических механизмов рефлексии, саморегуляции и самооценки.
Слайд 9Практическая значимость
исследования состоит в том, что комплекс методик,
используемых для психодиагностики выявления и развития креативных способностей младших школьников дает возможность успешно развивать креативные способности на уроках литературного чтения применяя технологию развития критического мышления.
Слайд 10Креативность – это совокупность способностей, позволяющих генерировать принципиально новые, оригинальные, нешаблонные
идеи и использовать ранее не применяемые средства для решения проблем и достижения целей. Она позволяет быть более чувствительным к проблемам, недостатку или противоречивости знаний. Это позволяет определить направление, в котором необходимо выполнять личное развитие для появления возможности решить известные проблемы и достичь определенных целей.
Слайд 11Креативность состоит из набора способностей. Они позволяют ясно понять, как проявляется
креативность и что нужно для ее развития.
К креативным способностям относятся:
-оригинальность,
-беглость,
-открытость,
-восприимчивость,
-образность,
-абстрактность,
-детальность,
-вербальность.
Слайд 12База эксперимента:
ГУ « Школа – гимназия № 10 города Рудного», с
учащимися 2 «А» (24 человека) и 2 «В» (24 человека).
Слайд 13
Первым этапом экспериментальной работы было проведение констатирующего эксперимента.
Целью данного эксперимента состоял
в определение и подборе методик, формировании выборки и проведении первичного, констатирующего эксперимента, а так же в выявлении наличия определенных креативных способностей младших школьников на уроках литературного чтения. Констатирующий этап эксперимента был проведен с сентября по декабрь 2013 г.
Слайд 14Методика «Закончи рисунок» Э.П.Торренса.
Слайд 15Таблица 3
Данные по методике Э.П. Торренса в экспериментальном классе
Слайд 16Таблица 3.1
Данные по методике Э.П. Торренса в контрольном классе
Слайд 17Диаграмма 1. Результаты диагностики креативности по методике Э.П. Торренса в контрольном
классе.
Диаграмма 2 . Результаты диагностики креативности по методике Э.П. Торренса в экспериментальном классе.
Слайд 18
Таблица 4
Анализ данных по методике "Тест идей"
Диаграмма 3. Показатели уровня развития
креативности по методике "Тест идей"в экспериментальном классе
Диаграмма 4. Показатели уровня развития креативности по методике "Тест идей" в контрольном классе
Слайд 19Таблица 5
Результаты по методики тест - опросник Г. Дэвиса
Диаграмма 5. Результаты
по методике тест - опросник Г. Дэвиса в экспериментальном и контрольном классе
Слайд 20Второй этап исследования заключался в проведении формирующего эксперимента.
Формирующий эксперимент (декабрь 2013
–март 2014г) - состоял в разработке и проведении уроков литературного чтения с использованием заданий на развитие креативности с применением элементов технологии критического мышления, а также работы психолога, основанной на тренинговых занятиях по развитию креативности, которая проходила параллельно с занятиями учителя во внеурочное время
Цель данного эксперимента сводилась к внедрению методики формирования креативности младших школьников в процессе использования приемов развития критического мышления на уроках литературного чтения . В процессе исследования на формирующем этапе были проведены уроки, которые имели разную тематику, содержание и форму проведения.
Слайд 21Одним из элементов технологии критического мышления является творческое прогнозирование.
На уроке
литературного чтения по теме «Пчелки на разведке» был использован данный метод.
Работа в группах (деление по картинке)
Прежде чем перейти к чтению текста выполните следующее задание:
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.103, используя ключевые слова, они даны на интерактивной доске составьте свое эссе УСТНО. В течение 3 минут.
Ключевые слова: весна, проснулись, пчёлки, разведать, полетели, яблонька, рано, вишня, завтра, тюльпан, печальные, увидели, фиалочка, сок, весёлые.
Выступление спикера.
Первичное знакомство с произведением с остановками. (аудио запись)
Проблемный вопрос: Зачем пчелки полетели на разведку? Что они искали?
Проверка восприятия.
- Понравилось ли произведение?
- Что запомнилось больше всего?
- Где и когда происходят события?
- Кто главные персонажи?
-Что искали пчелки? Куда и зачем они отправились в путь?
- У кого совпал свой рассказ с текстом учебника и что совпало?
Слайд 22Значимость такого метода заключается в том, что школьники в значительной мере
самостоятельно учатся реализовывая свое воображение, активно помогая друг другу и взаимно проверяя себя.
Слайд 23«С.Михалков. Как друзья познаются»
Работа в группах:
1гр. - «Правила дружбы». (в помощь
высказывания известных писателей, философов)
- В чем заключаются правила дружбы?
(Уметь распределять обязанности, уметь сотрудничать, соблюдать правила игры, не стараться добиться перевеса нечестным путем, не злиться на победителя, не давать сверстникам кличек, обидных прозвищ).
2гр. – Возникла ссора, и уже невозможно понять кто прав, а кто виноват.
Разрешить ссору помогут Правила поссорившихся сторон.
Правила поведения двух поссорившихся сторон
Четко и ясно объясни своему товарищу или подруге: чем тебя обидели или какие ты имеешь претензии.
Никогда не откладывай этого "на потом". Потом приятель может не сообразить, что ты имеешь в виду.
Никогда не копи обиды. Лучше без утайки выкладывать все, что есть на душе, чтобы решить проблему до конца.
Объяснившись, считай вопрос исчерпанным и относись к своему приятелю по-прежнему.
Если объяснение не привело к быстрому примирению и один из вас по-прежнему считает себя обиженным, то первым извиниться должен тот, кто считает себя более виноватым.
Если виноваты оба в равной мере, то шаги к перемирию первым совершает тот, кто умнее.
Нет смысла дуться друг на друга и портить хорошее настроение из-за пустяков.
3гр. – Как найти (познакомиться )друга?(советы)
Слайд 24Целью данного задания было создание коллаборативной среды для эффективного восприятия и
осмысления художественного произведения; а так же понимании дружбы как одной из главных ценностей человеческой жизни.
Слайд 25.
Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные,
групповые, игровые, практико-ориентированные, ролевые, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня «методу проектов»
Слайд 26И. З. Суриков. Спасибо, матушка Зима! (с.103-105)
Творческое задание на воображение -
представь, что Зима случайно обронила свои волшебные рукавички, а ты, гуляя по лесу, нашёл их. Как ты поступишь с этими рукавичками?
Слайд 27Таблица 5.1.
Схема работы психолога по развитию креативности
Слайд 29Завершающим этапом исследования было проведение контрольного эксперимента,(апрель –май 2014 г )
где было проведено повторное диагностирование уровня сформированности креативных способностей младших школьников в экспериментальном и контрольном классах, а также был проведен сравнительный анализ полученных результатов.
Слайд 30Таблица 9
Динамика уровней сформированности креативности младших школьников констатирующего и контрольного
этапов эксперимента по методике Торренса
Слайд 31Констатирующий этап эксперимента.
Экспериментальный 2 «В» класс.
Контрольный этап эксперимента.
Экспериментальный 2 «В» класс.
Констатирующий
этап эксперимента.
Экспериментальный 2 «В» класс.
Контрольный этап эксперимента.
Экспериментальный 2 «В» класс.
Слайд 32Таблица 10.
Динамика уровней сформированности креативного мышления младших школьников на констатирующем и
контрольном этапах эксперимента по методике «Тест идей»
Диаграмма10
Сранительный анализ уровня сформированности креативного мышления младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Слайд 33Таблица 11
Динамика уровней сформированности креативного мышления младших школьников по методике
«Опросник Дэвиса»
Диаграмма 11
Сравнительный анализ результатов уровня сформированности креативного мышления младших школьников по методике «Опросник Дэвиса» на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Слайд 34Если в процессе обучения младших школьников использовать как можно больше разнообразных,
интересных и творческих заданий с применением элементов технологии критического мышления,то это будет способствовать эффективности сформированности креативного мышления.
Слайд 35Тема:
«Развитие креативных способностей младших школьников на уроках литературного чтения».