Слайд 1Развитие эмоциональной сферы ребенка в театрализованной деятельности
Слайд 2
«Театр в детском саду
учит ребенка видеть
прекрасное в жизни
и
в людях, зарождает
стремление в нём самому
нести в жизнь
прекрасное и доброе»
Т.И. Софронова
Слайд 3В дошкольном возрасте происходит процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром
Слайд 4Один из показателей гармонически развитой личности является соотношение интеллектуального и эмоционального
развития
Слайд 5Эмоции являются «индикатором» состояния ребенка, а также влияют на его познавательные
процессы
и поведение
Слайд 6Маленькие дети находятся в «плену эмоций», они не умеют управлять своими
чувствами, и это приводит к импульсивности поведения, осложнениями в общении
со сверстниками и взрослыми
Слайд 7Развитие эмоциональной сферы зависит от направленности педагогического процесса
на ее развитие
Слайд 8Особенность дошкольного возраста:
Овладение знаниями, умениями, навыками.
Становление базовых свойств его
личности.
Слайд 9Одна из приоритетных задач воспитания:
Формирование эмоций и чувств;
Развитие понимания
и вербализации
эмоциональных
состояний
Слайд 10
Театрализованная деятельность в детском саду – возможность раскрытия потенциала ребенка, воспитание
творческой направленности личности
Слайд 11 Коллективная театрализованная
деятельность направлена на целостное воздействие, на личность ребенка,
его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности;
корректирует коммуникативные
качества, помогает осознанию чувства
удовлетворения, радости и успешности.
Слайд 12Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных
навыков, развитию способности к сопереживанию
Слайд 13С театрализованными представлениями дети
знакомятся при:
просмотре
спектаклей;
цирковых
представлений;
кукольных
спектаклей
Слайд 14Кукольные театры:
Бибабо;
Теневой;
Пальчиковый;
Настольный
Слайд 15 В процессе игр-инсценировок малыши учатся понимать и использовать язык мимики
и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими
являются
эмоциональная
окраска и
интонация
Слайд 16Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают:
Психические функции личности ребенка;
Художественные
способности;
Творческий
потенциал;
Способность к
межличностному
взаимодействию
Слайд 17 Взрослый призван помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире,
приобщать его к доступным видам
художественно-
эстетической
деятельности
Слайд 18Игра – доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций,
впечатлений
Слайд 19
Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе
осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства
Слайд 20.
Общая структура
сюжетно-ролевой и театрализованной игры:
Замысел;
Сюжет;
Содержание;
Игровая ситуация;
Роль;
Ролевое действие;
Правила
Слайд 21Различия сюжетно-ролевой и театрализованной игры:
В сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления;
В
театрализованной игре дети берут сюжет из литературных произведений;
В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры;
В театрализованной игре продукт – поставленный спектакль, инсценировка
Слайд 22Особенность театрализованной
– литературная или
фольклорная основа
содержания и
наличие
зрителей
Слайд 23Классификация игр, составляющих театрально-игровую деятельность:
Предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки,
куклы);
Непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль)
Слайд 24 Две группы
театрализованной игры:
Драматизация
Режиссерская
игра
Слайд 25Игры – драматизация:
Ребенок создает образ с помощью комплекса средств выразительности;
Производит собственные действия исполнения роли;
Исполняет какой либо сюжет с существующим сценарием
Слайд 26Виды драматизации:
Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
Ролевые диалоги на основе текста;
Инсценировки
произведений;
Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки
Слайд 27Режиссерские игры:
Ребенок не является сценическим персонажем;
Действует за игрушечного героя;
Выступает в роли сценариста и режиссера;
Управляет игрушками или их заместителями
Слайд 28Две основные группы игр:
Сюжетно-ролевые (творческие игры) – это игры на
бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.
Игры с правилами – дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические) и подвижные игры (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
Слайд 29Формы организации театральной деятельности
Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол,
театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами, привлечение куклы-Петрушки в решении познавательных задач.
Слайд 30В возрасте 2-3 лет малыши живо интересуются играми с куклой, их
впечатляют небольшие сюжеты, они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах-импровизациях под музыку. Именно на основе первых впечатлений от художественной игры впоследствии будут развиваться творческие способности детей.
МЛАДШАЯ ГРУППА
Слайд 31
Театрализованная игра
позволяет ребенку вступить в особые отношения с окружающим миром,
в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности
Слайд 32СРЕДНЯЯ ГРУППА
Ребенок постепенно переходит:
От игры «для себя» к игре, ориентированной на
зрителя;
Игры, в которой главное – сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
Игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе их 5-7 сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Слайд 33 Многоперсонажные игры – драматизации по текстам двух – трех -
частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси-лебеди»;
Игры – драматизации по рассказам на тему: «Труд взрослых»;
Постановка спектакля по произведению.
В работе с детьми используют:
Слайд 34
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера
(«Угадай, что
я делаю»)
Слайд 35
Театрально-игровые этюды и упражнения «Угадай, что я делаю» влияют на развитие
психических качеств:
Восприятия;
Ассоциативно-образного мышления;
Воображения;
Памяти;
Внимания
Слайд 36СТАРШАЯ ГРУППА
Дети продолжают совершенствовать свои исполнительные умения, развивается чувство партнерства.
Дети могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, вводить в действие новых персонажей.
Слайд 37 Хорошо использовать мимические и пантомические этюды и этюды на
запоминание физических действий.
Дети
подключаются
к придумыванию
оформления
сказок,
отражению их
в изобразительной
деятельности.
Слайд 38Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение
спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.
Слайд 39 Искусство театра, является одним из важнейших факторов эстетических наклонностей,
интересов, практических умений.
В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память.
Слайд 40ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Дети интересуются театром, как видом искусства. Их
увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей и работников театра.
Интересны
театральные
профессии.
Слайд 41 Дошкольники знают основные правила поведения в театре и стараются их
не нарушать.
Знакомства с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Слайд 42Условия для продумывания детьми собственных сюжетов
Нацеливать детей на создание собственных поделок
для режиссерской настольной театрализованной игры;
Знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
Давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
Проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Слайд 43
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогаю упражнения и гимнастика.
Дети сами придумывают и задают сверстникам
какой-либо
образ,
сопровождая
его словом,
жестом,
интонацией,
позой,
мимикой.
Слайд 44Структура работы:
Чтение;
Беседа;
Исполнение отрывка;
Анализ выразительности воспроизведения
ВАЖНО предоставить детям
больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Слайд 45Кукольный театр
Вид театральных представлений, в которых действуют куклы, приводимые в
движение актерами – кукловодами.
Слайд 46Виды кукольных театров
Настольный кукольный театр (на плоской картинке, на кружках, магнитный,
настольный, конусный, театр игрушки (готовая и самодельная);
Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовой, стенд-книжка);
Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
Верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
Напольные куклы (марионетки, конусный театр);
Театр живой куклы (с «живой куклой», ростовые, люди-куклы, театр масок, танта-морески)
Слайд 47Пять основных видов кукол:
Марионетка – кукла, ходящая по полу, ее за
прикрепленные нити водит актер;
Перчаточная кукла – надевается на руку;
Тростевая кукла – актер одной рукой держит корпус куклы, второй управляет тростями, прикрепленными к рукам куклы;
Теневая кукла – плоское изображение живого существа, отбрасывающего тень на экран;
Театральная кукла –берет начало от куклы-символа, куклы-предмета.
Слайд 48Организация уголка театрализованной деятельности
Различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на
фланелеграфе;
Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширма, элементы костюмов, маски;
Атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, грим, стул режиссера, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Слайд 49Роль педагога в организации театрализованной деятельности
Эмоциональное отношение взрослого ко всему
происходящему, искренность и неподдельность чувств – главное условие в развитии творчества ребенка.
Интонация голоса педагога – образец для подражания!
Слайд 50Педагогическое руководство
игровой деятельностью
в детском саду включает:
Воспитание у ребенка основ
общей культуры;
Приобщение детей к искусству театра;
Развитие творческой активности и игровых умений детей
Слайд 51Роль педагога состоит в том,
чтобы воспитать у ребенка потребности духовного
свойства, выступающие главной побудительной силой поведения личности, источником ее активности, основанием
всей сложности
системы
мотивации,
составляющей
ядро личности.
Слайд 52 Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко
всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания
Слайд 53 Основные направления
работы с детьми:
Театральная игра;
Ритмопластика;
Культура и
техника речи;
Основы театральной культуры;
Работа над спектаклем
Слайд 54 Театрализованная игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями:
Удивлением;
Волнением;
Радостью;
Восторгом
Слайд 55Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием
Становление и совершенствование игровой деятельности
влияет на возникновение и развитие эмоций;
Сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания.
Слайд 56Основные линии развития эмоционального поведения ребенка в театрализованной деятельности:
Развитие эмоционального отношения
ребенка к театрализации как деятельности в целом, в отличие от отношения к другим деятельностям неигрового типа;
Развитие эмоций, возникающих в ходе передачи игрового и сказочного образа;
Развитие эмоциональных отношений со сверстниками в процессе театрализованной деятельности.
Слайд 57Эмоциональное отношение ребенка к театрализованной деятельности
Эмоционально активные дети – ярко
выражен интерес к театральной игре. Играют в течение длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий.
Эмоционально пассивные дети – интерес к театральной игре слабо выражен. Педагог должен показывать и давать словесные указания для освоения новых способов игровых действий, нацеливать на создание игровых ситуаций. Побуждать ребенка к активной речи.
Слайд 58 Дети чаще всего эмоционально выражают в играх действия положительных персонажей,
и неохотно передают образ отрицательных героев.
Педагог корректирует условия игры.
Итог игры – исправление персонажа из плохого в хорошего.
Слайд 59
В старшем возрасте эмоциональные оттенки театрализованной игры выражаются в
движениях ребенка, его мимики. Особую выразительность приобретает речь: восклицания, высказывания, реплики, диалоги
Слайд 60 Для обогащения эмоционального опыта используют:
Рассматривание иллюстраций;
Чтение художественных произведений;
Введение в игру специальных наборов театров и образных игрушек с ярко выраженным эмоциональным содержанием
Слайд 61Для формирования нравственной ориентации на сверстника,
педагог должен ставить и решать
следующие задачи:
Подбирать содержание совместных театрализованных игр;
Обозначать моменты контактов между сверстниками;
Идти в театрализованных действиях от простого к сложному, от создания стереотипов для стимулирование эмоций к неизвестным сложным ситуациям.
Слайд 62
Театрализовано – игровая деятельность – это неисчерпаемый источник развития
чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу
Слайд 63
Театрально – игровая деятельность доставляет ребенку много счастливых мгновений, привлекает
яркостью, динамикой. Такая деятельность раскрывает большие потенциальные возможности ребенка.
Театр развлекает и воспитывает детей, раскрепощает, повышает уверенность в себе, создает положительный эмоциональный настрой.
Слайд 64Совместная театрализованная деятельность
направлена на развитие:
Ощущений;
Чувств и эмоций;
Мышления;
Воображения;
Фантазии;
Внимания;
Памяти;
Воли;
Коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных
навыков
Слайд 65
Театрализованная игра является для дошкольников формой организации жизни и
имеет большое значение в его психическом развитии.
Театрализованная игра – одно из эффективных педагогических средств.
Театрализованная игра является источником развития чувств, глубоких переживаний, приобщает к духовным ценностям.
Слайд 66 Театрализованная игра – важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е.
способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации.
Театрализованная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Слайд 67 Театрализованная деятельность позволяет формировать у дошкольников опыт социальных навыков поведения
благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.)