Слайд 1«Пути и средства поддержки эмоционального комфорта на уроке, как одного из
принципов
системно-деятельностного подхода»
Зозуля Татьяна Александровна
Курсы «Реализация системно-деятельностного
подхода на уроках в начальной школе» 13.11.2017-24.11.2017
Липецк 2017г.
Слайд 2Радость – это не просто нечто добавочное, второстепенное, это источник жизненной
силы и эффективного обучения.
Томас Хатчинсон
Слайд 3 Современное образование ориентировано на воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, иннова-ционной экономики, а именно: любознательности, готовности самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, способ-ности к организации собственной деятельности, доб-рожелательности. Для выполнения приоритетных задач необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы он всегда являлся сознательной, активной и творческой деятельностью. Этому способствует системно-деятельностный подход, который лежит в основе Стандарта нового поколения.
Слайд 4Одним из основных принципов системно-деятель-ностного подхода является принцип психологической комфортности, который
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Именно от того, насколько ребенку ком-фортно в школе, во многом зависит качество обра-зования и психологическое здоровье учащихся.
Слайд 5Комфорт- (от англ. comfort) «поддержка, укрепление»
Этимологический словарь Н.М.Шанский
Комфорт- это условия жизни,
пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Эмоциональный комфорт – это состояние уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги.
Слайд 6Как отмечает психолог Фергюсон, “творческие способности не создаются,
а высвобождаются”. Задача педагога – создать для этого необходимые условия, эмоционально благоприятную среду, которая являлась бы одновременно и развивающей, и психо-терапевтической, и психокоррекционной. Ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психоло-гические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуциро-вание идей, на творчество.
Слайд 7 Требуется создание особых условий эмоционального (психологического) комфорта для учащихся
для прео-доления, прежде всего, психологических барьеров. Этого я достигала с помощью приёмов позитивной эмоциональной поддержки учеников.
Игровые упражнения, создающие позитивный настрой, побуждающие учащихся к учебной деятельности: например, «Вам сообщение». По кругу передаётся сообщение, например «Я рад тебя видеть», «Ты сегодня хорошо выглядишь».
Слайд 8Использование игрового моделирования создаёт естественные условия для овладения знаниями, обес-печивает
единство эмоционального и рационального в обучении. Игра позволяет детям ощутить себя в ситуации успеха, помогая им раскрыть свои личност-ные качества и повышая их самооценку.
Мои ученики очень любят игры с различными предме-тами.
По кругу под музыку дети передают мяч (можно игрушку или предмет). Музыка останавливается. Тот, у кого оказывается мяч, отвечает на вопрос учителя (одно-классников).
Слайд 9 Очень увлекательны игры с пальцами. Инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок повторяя движения взрослы, достигает хоро-шего развития мелкой моторики рук (в 1-2 классах), которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к письму и рисованию. На уроках математики применяю игру «Узелки на память» при изучении умножения на 9.
Эмоциональность данного вида деятельности обес-печивается за счёт использования рифмовок, стихот-ворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток.
Слайд 10 Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства
и эмоции учащихся является музыка. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в создании комфортной среды на уроках. При этом создаётся благоприятный психологический кли-мат, снижается психологическая нагрузка, активизи-руется языковая деятельность, повышается эмоциональ-ный тонус, поддерживается интерес к учению.
Слайд 11 Важных средств создания благоприятного микро-климата является, на мой взгляд,
похвала ученика . Очень велика мотивирующая роль оценки взглядом, жестом, мимикой, аплодисментами. Вспоминается высказы-вание К. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов». На начальном этапе возможно оце-нивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чьё солнышко ярче.
Каждому учителю, я думаю, известен «101 способ», как похвалить ученика.
Слайд 12Важным этапом урока я считаю рефлексивную деятельность учащихся, поскольку она хорошо
показывает те изменения, которые происходят в развитии ребёнка. Примерами эмоциональной (сенсорной) и интеллектуальной рефлексии, используемыми мной на уроках английского языка, могут служить следующие задания:
Слайд 13«Состояние моей души»
Поставь человечка на ступеньку, которая соответствует состоянию твоей души.
(Крайне скверно/ Плохо/ Хорошо/ Уверен в своих силах/ Комфортно)
Слайд 14 - «Как твои дела?» Учащиеся показывают ту рожицу, которая
соответствует их настроению
- Учащиеся, анализируя свою деятельность на уроке, выбирают яблоки с ответами. Красные яблоки (зрелые) символизирую успешность, зелёные (незрелые)– слабые места, над которыми ещё нужно поработать
- «Все в твоих руках» На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец-это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой- для меня было важным и интересным…
Указательный- по этому вопросу я получил конкретную информацию
Средний- мне было трудно …
Безымянный- моя оценка психологической атмосферы
Мизинец- для меня было недостаточно…
Слайд 15Продумывая урок с позиции здоровьесбережения, я стараюсь следовать следующим правилам:
-
чередовать разнообразные виды деятельности (4-7 видов по 7-10минут);
- предоставлять учащимся выбор заданий;
- применять активные формы работы (в группах, игровые);
- проводить динамические паузы и физкультминутки и т.д.
Слайд 16Организация комфортной учебной среды на уроке, несомненно, способствует повышению мотивации учащихся,
их успешности. Ведь она обеспечивает такую обстановку на уроке, при которой ученику сложно получить двойку! А результат появляется непре-менно происходит снижение общего уровня тревож-ности учащихся, повышается мотивация к учению.
Слайд 17 Любые трудности становятся преодолимыми, как только учащиеся оказываются вовлечёнными
в об-щий творческий процесс, складывается огромная ситуация успеха для ребёнка с любым уровнем воз-можностей. Более того, как показывает практика, воз-никающий при этом интерес становится устойчивым, что позволяет учащимся «раскрыться» также и на уро-ках. Именно являясь участником внеклассных мероп-риятий ребёнок становится центром, полноправным субъектом воспитательно-образовательного процесса.
Слайд 18 «Золотые правила психологического комфорта на уроке».
Приемы создания психологического
комфорта (по Д.Карнеги)
УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает и не обедняет тех, кто ее дает!
Помните, что для человека звук его имени, является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.
Будьте сердечны в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течении всей своей жизни.
Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Искренне интересуйтесь людьми.
Будьте хорошим слушателем, говорите о том, что интересует собеседника, внушайте ему осознание его значимости
Слайд 19Учеба – горная вершина,
Дорога трудная в лесу,
Легко тому, кто очень сильный,
А
«слабый» прячется в нору.
А наша цель – убрать усталость.
И страх, который их гнетет.
Чтобы учеба была в радость,
Успех пусть к каждому придет!
Мы эту тему обсудили,
А вывод в правило вошел,
Чтобы учитель был всесильным,
Подход свой к каждому нашел!
Спокойствие, только спокойствие!
Доброжелательная требовательность!
Нужно быть готовым к уроку всегда!
Только юмор. Улыбка нам может помочь!
Лени, злости, раздражительности – нет!!!
ЭТО НАШ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ!!!