Презентация, доклад ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИАТОРА В СВЯЗИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Содержание

Кто такой медиатор? • Медиатор не является ни судьей, ни адвокатом, ни следователем, ни прокурором, ни воспитателем и ни советчиком. • Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения

Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИАТОРА
В СВЯЗИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕДИАТОРА В СВЯЗИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Слайд 2 Кто такой медиатор?
• Медиатор не является ни судьей, ни адвокатом, ни

следователем, ни прокурором, ни воспитателем и ни советчиком.
• Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом.
• Медиатор не несет ответственности за примирение сторон или выработку ими решения, поскольку это – ответственность сторон.
• Медиатор отвечает за то, чтобы люди поняли предлагаемый им восстановительный способ выхода из ситуации и сделали осознанный выбор – воспользоваться им или нет.
• Медиатор также отвечает за то, чтобы на встрече были созданы максимальные условия для взаимопонимания и примирения.
Кто такой медиатор? • Медиатор не является ни судьей, ни адвокатом, ни следователем, ни прокурором, ни

Слайд 3 Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков

Первая группа (личностная) -

определяет психологическую способность медиатора руководствоваться в своей деятельности принципами (особенно это касается беспристрастности и независимости).


Включает:







набор техник и приемов саморегуляции

навыки профилактики и коррекции психического заражения

Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков Первая группа (личностная) - определяет психологическую способность медиатора

Слайд 4 Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков
Вторая группа ( технологическая)

предполагает умение работать с коммуникативными технологиями:
- умение опираться на фазовую модель переговорного процесса, использовать ее как инструмент;
- владение техниками работы с отношениями в переговорах;
- владение техниками работы с интересами в переговорах;
- умение грамотно обходиться с уловками, манипуляциями и провокациями, утилизируя заложенную в них энергию для реализации интересов сторон и преобразуя по мере возможности, взаимодействие, осуществляемое по принципу «победитель – програвший» во взаимодействие «победитель – победитель».

Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков Вторая группа ( технологическая) предполагает умение работать с

Слайд 5 Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков

Третья группа (процессуальная) -

определяет способность направлять процесс переговоров в аспекте его трех основных динамик:
- тематической (направленность и последовательность фаз с возвратами при появлении новых содержаний);
- психологической (разрядка напряжения, переход от претензий к интересам и желаниям и их согласованию);
- групповой (от разрыва к диалогу, от опосредованной коммуникации (например, через медиатора) к восстановлению прямого общения сторон и их соглашению).


Медиативная компетентность включает следующие группы умений и навыков Третья группа (процессуальная) - определяет способность направлять процесс

Слайд 6 Интегральные компетентности переговорщиков:


социальный интеллект (и в частности эмоциональный интеллект как

его составляющую);
профессиональная идентичность;
коммуникативные способности;
толерантность.
Интегральные компетентности переговорщиков:  социальный интеллект (и в частности эмоциональный интеллект как его составляющую); профессиональная идентичность;

Слайд 7 Психологическая грамотность - это
овладение:







проявляется в:




психологическими знаниями
психологическими символами
психологическими правилами
психологическими умениями
нормативами в

сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.

кругозоре

эрудиции

осведомленности по поводу разнообразных явлений психики

Психологическая грамотность - это овладение:проявляется в:психологическими знаниямипсихологическими символамипсихологическими правилами психологическими уменияминормативами в сфере общения, поведения, психической

Слайд 8Отличие психологической грамотности от компетентности













Задача развития психологической компетентности —

не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

грамотный человек

знает,
понимает

компетентный
человек

реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам

Отличие психологической грамотности от компетентности Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека,

Слайд 9 Тип организации знаний компетентного человека
По мнению М. А. Холодной, знания такого

рода должны отвечать следующим требованиям:
 разнообразие (множество различных знаний о разном);
 артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
 гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание);
 быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и легкодоступность знания);
 возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе способность к переносу знания в новую ситуацию);
Тип организации знаний компетентного человека   	По мнению М. А. Холодной, знания такого

Слайд 10 Тип организации знаний компетентного человека
 выделенность ключевых элементов (в многообразии

знаний относительно данной предметной области факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);
 категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);
 владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);
 рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.
Р. Ульрих и Р. Ульрих используют понятие «социальная компетентность» и называют следующие характеристики социально компетентного человека:
 принимает решения относительно самого себя и стремится к пониманию собственных чувств;

Тип организации знаний компетентного человека     выделенность ключевых элементов (в многообразии

Слайд 11 Тип организации знаний компетентного человека
 забывает блокирующие неприятные чувства и

собственную неуверенность;
 представляет, как следует достигать цели наиболее эффективным способом;
 правильно понимает желания, ожидания и требования других людей, взвешивает и учитывает их права;
 анализирует область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей, и включает эти знания в собственное поведение;
 представляет, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;
 отдает себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других людей.
Тип организации знаний компетентного человека    забывает блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

Слайд 12 Общие элементы психологической компетентности :
 освоение и адекватное использование

психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
 анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;
 овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
 выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.
Для эффективной коммуникации характерно:
достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов);
коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».
Общие элементы психологической компетентности :    освоение и адекватное использование психологических средств познания и

Слайд 13 Процессуальные умения
определяют способность направлять процесс переговоров в аспекте его
трех основных

динамик:
тематической (направленность и последовательность фаз с возвратами при появлении новых содержаний);
психологической (разрядка напряжения, переход от претензий к интересам и желаниям и их согласованию);
групповой (от разрыва к диалогу, от опосредованной коммуникации (например, через медиатора) к восстановлению прямого общения сторон и их соглашению).
Процессуальные умения определяют способность направлять процесс переговоров в аспекте его трех основных динамик: тематической (направленность и

Слайд 14 Составляющая медиатора:
педагогическая и психологическая компетентность
деятельность медиатора относится к типу «человек-человек»;
предполагает

знание возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия, закономерностей поведения обучающихся и т.д.;
медиатор должен быть психологически образован и владеть знаниями о возрастных психологических особенностях обучающихся, потому что он занимается деятельностью, непосредственно связанной с детьми;
должен обладать психологической компетентностью, то есть должен быть способен эффективно использовать психологическую образованность на практике.
Составляющая медиатора: педагогическая и психологическая компетентностьдеятельность медиатора относится к типу «человек-человек»; предполагает знание возрастных особенностей школьников,

Слайд 15 Аффективное качество межличностных отношений
Современный медиативный процесс происходит в мультикультурной среде, которая

характеризуется многообразием взаимоотношений и взаимных влияний.
Психологическую компетенцию определяет аффективное качество межличностных отношений. Показатели :
наблюдение за чертами лица партнера, его голосом и другими физическими проявлениями, а также их изменениями,
прогнозирование и понимание ожидания и поведения партнера,
представление о партнере как о личности (с субъективным менталитетом, с интернациональной точкой зрения), которое развивает качество межличностного общения.
Качество взаимоотношений зависит от уровня развития личности, который характеризуется


Аффективное качество межличностных отношений Современный медиативный процесс происходит в мультикультурной среде, которая характеризуется многообразием взаимоотношений и

Слайд 16 Основные компоненты профессиональной компетентности:
социально-правовая компетентность – знания и умения в области

взаимодействия с общественными институтами и людьми,
а также владение приемами профессионального общения и поведения;
персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;
специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкции;
экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов.

Основные компоненты профессиональной компетентности:  социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с

Слайд 17 Психолого-педагогическая компетентность:
медиационная деятельность – это “технология” труда медиатора, медиационное общение –

климат и атмосфера этого труда, личностное развитие – ценностные ориентации, идеалы, внутренние смыслы работы медиатора.
Психолого-педагогическая компетентность предполагает сформированность в труде медиатора всех этих трех сторон.
В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе.
Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.

Психолого-педагогическая компетентность: медиационная деятельность – это “технология” труда медиатора, медиационное общение –

Слайд 18 Психолого-педагогическая компетентность (Н.В. Андронова):
1) необходима специалистам сферы «Человек- человек»;
2) всегда опосредована

содержанием деятельности специалиста;
3) является частью психологической культуры специалиста и элементов его профессионализма;
4) это своеобразный личностный инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности;
5) содержит два основных блока:
- интеллектуальный (когнитивный) – психологические знания и психологическое мышление;
- практический (действенный) – психологические умения и навыки.

Психолого-педагогическая компетентность (Н.В. Андронова): 1) необходима специалистам сферы «Человек- человек»;2) всегда опосредована содержанием деятельности специалиста;3) является

Слайд 19 Психологическая компетентность -
личностное качество медиатора, формирующееся в процессе развития и саморазвития

личности;
показатель информированности медиатора о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях медиативной деятельности;
показатель уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста;
показатель стремления к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность,
показатель способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
Психологическая компетентность медиатора - особый личностный инструмент, определяющий успешность осуществления медиационной деятельности.
Психологическая компетентность - личностное качество медиатора, формирующееся в процессе развития и саморазвития личности; показатель информированности медиатора

Слайд 20 Структура психолого-педагогической компетентности
компетентность в общении
интеллектуальная компетентность
социально-психологическая компетентность

Структура психолого-педагогической компетентности компетентность в общенииинтеллектуальная компетентностьсоциально-психологическая компетентность

Слайд 21 Факторы, определяющие психологическую компетентность:
индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип

личности, в частности, является ли она интро- или экстравертной, аутичной или не аутичной,
а также ее интеллект);

психическое состояние (астеническое и стеническое)
и типичное настроение;

эффективность социализации (например, нарушение социализации приводит к возникновению эмоциональной глухоты, комплексов, агрессивности);

влияние культурных различий;

специальная психологическая подготовка.

Факторы, определяющие психологическую компетентность: индивидуальные особенности (при этом большую роль играет тип личности, в частности, является

Слайд 22 Сущность психолого-педагогической компетентности
В соответствии со стандартами образования сущность психолого-педагогической компетентности:
осведомленность медиатора

об индивидуальных особенностях субъектов медиации;
осведомленность в области процессов общения, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых медиативных результатов;
осведомленность медиатора об оптимальных техниках, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Сущность психолого-педагогической компетентности В соответствии со стандартами образования сущность психолого-педагогической компетентности:осведомленность медиатора об индивидуальных особенностях субъектов

Слайд 23 Критерии психолого-педагогической компетентности














наличие у медиатора собственного творческого подхода к медиации
владение демократическим

стилем общения с субъектами медиативного процесса

стабильное психоэмоциональное состояние личности медиатора

Критерии психолого-педагогической компетентности 		наличие у медиатора собственного творческого подхода к медиациивладение демократическим стилем общения с субъектами

Слайд 24««Я» в контексте обязанностей медиатора»: знание психологической информации, описывающей индивидуально-психологическое своеобразие

человека, и умение соотносить свою индивидуальность с содержанием образа идеального медиатора.

«Я-субъект медиации»,
социально-психологические знания о законах и закономерностях коммуникативного, интерактивного и социально-перцептивного уровня взаимодействия и расширения инд. опыта построения конструктивного взаимодействия.

«Я-процесс медиации»,
владение способами решения творческих профессиональных задач, актуализирующих психологические механизмы, обеспечивающие достижение медиативного соглашения.

Содержательные блоки психологической компетентности медиатора

««Я» в контексте обязанностей медиатора»: знание психологической информации, описывающей индивидуально-психологическое своеобразие человека, и умение соотносить свою индивидуальность

Слайд 25 Психолого-педагогическая компетентность -
«ключевые подкомпетентности»:
Коммуникативная компетентность,
качество действий медиатора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой

и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обращающимися за помощью лицами; эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально и профессионально значимых целей; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, выполнять представительские функции, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций, стимулирования партнера к прояснению его позиций, предложений; владение навыками ораторского искусства, активного слушания (умение слышать и понимать партнера), аргументации и убеждения, мотивации подчиненных, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
Психолого-педагогическая компетентность - «ключевые подкомпетентности»:Коммуникативная компетентность,качество действий медиатора, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с

Слайд 26 Психолого-педагогическая компетентность -
«ключевые подкомпетентности»:
2. Информационная компетентность,
качество действий медиатора, обеспечивающих эффективное восприятие

и оценку информации, отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов; эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к конкретным потребностям профессиональной деятельности; использование информационных технологий в профессиональной деятельности, работа с различными информационными источниками и ресурсами, позволяющими проектировать решение профессиональных проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной консультационной и иной профессиональной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых ресурсов; ведение документации на электронных носителях.

Психолого-педагогическая компетентность - «ключевые подкомпетентности»:2. Информационная компетентность,качество действий медиатора, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, отбор

Слайд 27Информационная компетентность проявляется в компетенциях:
- способен логически верно, аргументированно и ясно

строить устную и письменную речь;
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
- владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке;
- владеет навыками ораторского искусства и активного слушания;
- владеет навыками самоконтроля над эмоциями, настроением в экстремальных и стрессовых ситуациях;
- способен устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками деловой коммуникации, владеет навыками аттракции;
- способен в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения;
- обладает высокой имиджевой культурой.

Информационная компетентность проявляется в компетенциях:- способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;- обладает

Слайд 28 Психолого-педагогическая компетентность -
«ключевые подкомпетентности»:
3. Организационная компетентность,
качество действий медиатора, обеспечивающих высокий уровень

самостоятельности и организованности профессиональной деятельности, владение навыками планирования деятельности и оптимального распределения временных и прочих ресурсов для обеспечения высокого уровня оперативности и эффективности профессиональной деятельности; способность оказывать управляющее воздействие на партнеров по общению, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессиональной деятельности; своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления коллективом; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы работников.
Психолого-педагогическая компетентность - «ключевые подкомпетентности»:3. Организационная компетентность,качество действий медиатора, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности и организованности профессиональной

Слайд 29Организационная компетентность проявляется в компетенциях:
- владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации

собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность в работе;
- способен прогнозировать последствия принимаемых решений;
- имеет высокий уровень исполнительской дисциплины;
- способен к оперативному принятию эффективных решений на основе учета различных факторов профессионально значимой ситуации;
- способен оказывать управляющее воздействие на коллектив и партнеров по общению, оптимально распределять обязанности в коллективе, организовывать и контролировать совместную деятельность;
- способен к самостоятельной работе над практическими профессиональными задачами;
- способен к сотрудничеству, взаимодействию в команде, командному распределению полномочий и ответственности.

Организационная компетентность проявляется в компетенциях:- владеет навыками саморегуляции и самостоятельной организации собственной деятельности, проявляет собранность и аккуратность

Слайд 30 Коммуникативная компетентность:

умение сориентироваться в ситуации об­щения, четко для себя определяя коммуникативную

задачу, и учитывая все конкретные обстоятельства, он выбирает нужную коммуникативную позицию, а также использует широкий диапазон вербальных и невербальных средств коммуникации.
Коммуникативная компетентность выступает как владение "когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения", которые в определенных коммуникативных ситуациях ведут к благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий.


Коммуникативная компетентность: умение сориентироваться в ситуации об­щения, четко для себя определяя коммуникативную задачу, и учитывая все

Слайд 31 Значимые вербальные коммуникативные умения:
поддерживать межличностное взаимодействие: направлять, вызывать ответную реакцию

партнера, задавать наводящие вопросы;
уточнять: переспрашивать в других формах, отстаивать свое мнение, менять форму вопросов, давать оценку;
побуждать: предупреждать, предостерегать, предлагать, призывать, советовать, высказывать пожелания, просить;
повествовать: отвечать, рассказывать, вести диалог, понимать согласие/несогласие партнера, отрицать, выражать понимание, выступать перед аудиторией, вызывать собеседника на откровенность, владеть спонтанной речью и т.п.
Значимые вербальные коммуникативные умения:  поддерживать межличностное взаимодействие: направлять, вызывать ответную реакцию партнера, задавать наводящие вопросы;

Слайд 32 Психологические механизмы понимания другого человека:
социальная рефлексия
понимание другого человека путем

размышления за него;
идентификация
частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей;
эмпатия
осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания;
каузальная атрибуция
феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий;
аттракция
понятие, которое определяет притяжение одного человека к другому, расположение к нему.
Психологические механизмы понимания другого человека:  социальная рефлексияпонимание другого человека путем размышления за него;

Слайд 33 Коммуникативная компетентность

В структуре ПКУ важная роль принадлежит такому элементу, как

психологическое мышление, благодаря которому происходит подлинное познание медиатором личности участников процесса медиации.

Одним из конкретных проявлений психологической компетентности медиатора выступает умение формировать у сторон определенные образы и модели поведения, которые они в последующем смогут реализовывать при урегулирования разногласий самостоятельно без вмешательства третьих лиц.
Коммуникативная компетентность  В структуре ПКУ важная роль принадлежит такому элементу, как психологическое мышление, благодаря которому

Слайд 34 Конфликтологическая компетентность

Представляет собой профессиональную
осведомленность о диапазоне возможных
стратегий конфликтующих сторон и

умение
оказать технологическое содействие в
реализации конструктивного взаимодействия
в конкретной конфликтной ситуации.
Это способность специалиста в реальном
конфликте осуществлять деятельность,
направленную на минимизацию деструктивных
последствий и разрешению социальных проблем.


Конфликтологическая компетентность  Представляет собой профессиональнуюосведомленность о диапазоне возможныхстратегий конфликтующих сторон и умениеоказать технологическое содействие вреализации

Слайд 35 КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЕДИАТОРА:
понимание природы противоречий и конфликтов
между людьми;
формирование конструктивного

отношения к
конфликтам в организации;
обладание навыками неконфликтного общения в
трудных ситуациях;
умение оценивать и объяснять возникающие
проблемные ситуации;
наличие навыков управления конфликтными
явлениями;
умение развивать конструктивные начала
возникающих конфликтов;
умение предвидеть возможные последствия конфликтов.

КОМПОНЕНТЫ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ  МЕДИАТОРА: понимание природы противоречий и конфликтовмежду людьми;формирование конструктивного отношения кконфликтам в организации;обладание

Слайд 36Свойства конфликтологической компетентности:
перцептивной (непосредственное чувственное отражение действительности органами чувств) компетентности;
коммуникативной

компетентности;
межличностной компетентности;
управленческой компетентности.

Конфликтологическая компетентность реализует прикладные (ситуативные) аспекты специальной профессиональной деятельности, что отличает ее от других видов профессиональной компетентности, а, с другой стороны, выступает основанием для ее особого выделения в ряду видов профессиональной компетентности.


Свойства конфликтологической компетентности:  перцептивной (непосредственное чувственное отражение действительности органами чувств) компетентности;коммуникативной компетентности;межличностной компетентности;управленческой компетентности.Конфликтологическая компетентность реализует

Слайд 37Уровни конфликтологической компетентности
1) предусматривает способности к
распознаванию признаков случившегося
конфликта, его оформлению для

удержания
воплощенного в нем противоречия, и владение
способами регулирования для разрешения;
2) предусматривает умение проектировать
необходимые для достижения определенных
результатов конфликты и конструировать их
непосредственно в ситуациях взаимодействия;
владение способами организации продуктивно
ориентированного конфликтного поведения
участников и сторон взаимодействия.

Уровни конфликтологической компетентности 1) предусматривает способности краспознаванию признаков случившегосяконфликта, его оформлению для удержаниявоплощенного в нем противоречия, и

Слайд 38 Качества, определяющие облик медиатора:
• личностные качества (умение ладить с людьми, руководить, терпение,

чувство юмора, чуткость к людям, аккуратность, приспособленность, любознательность, прилежание, настойчивость);
• моральный облик поведения (религиозность);
• любовь к детям, любовь к людям (умение видеть хорошее в каждом, способность получать удовольствие от общения);
• истинное желание стать медиатором;
• физическое состояние;
• способность к учению;
• широта интересов;
• владение речью;
• эмоциональная зрелость и уравновешенность.

Качества, определяющие облик медиатора: •	личностные качества (умение ладить с людьми, руководить, терпение, чувство юмора, чуткость к

Слайд 39 Качества, определяющие облик медиатора:
интернальность-экстернальность
интерналы генерируют значительно больше вариантов,
а их содержание

более реалистично. Они тратят больше времени на подготовку решения. Больше доверяют собственным аргументам, чем информации извне. Процесс принятия решения у них более развёрнут. В конечном счёте, они более продуктивны в этих процессах.
экстерналы характеризуются противоположными особенностями.

Обширная практика ведения переговоров свидетельствует о том, что при принятии решений участники переговоров обычно обнаруживают свой психологический тип или профиль личности. Он неизбежно накладывает свой отпечаток на процесс принятия решений в ходе переговоров.
Качества, определяющие облик медиатора: интернальность-экстернальностьинтерналы генерируют значительно больше вариантов, а их содержание более реалистично. Они тратят

Слайд 40 Качества, определяющие облик медиатора:

Качества, определяющие облик медиатора:

Слайд 41 Качества, определяющие облик медиатора:
личностная саморегуляция, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное,

и гуманное взаимодействие с людьми,
способность противостоять внешнему давлению, способность подавить отрицательные эмоциональные воздействия и сильные переживания, способность не допускать срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках, самоконтроль, выдержка, настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов,
установки и стереотипы культурного поведения, развитые умения и навыки социального взаимодействия, социальная активность, терпимость к людям, вежливость,
дипломатичность, добросовестность, внутреннее достоинство, интеллигентность, а также интерес к людям, толерантность, гуманность, порядочность, справедливость, ответственность, нравственность, самоуважение.
Качества, определяющие облик медиатора: личностная саморегуляция, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с

Слайд 42 Условия формирования и развития психологической компетентности
• Такт - это обязательное соблюдение медиатором

принципа меры в общении с субъектами медиации, который подразумевает под собой уважение к учащимся, внимательность и доверие, разумность в требованиях к выполнению учебных задач и многое другое.
• Умение найти правильный подход к участникам медиации знать их индивидуальные особенности.
• Способность и желание работать с людьми.
• Заинтересованность в результатах своей деятельности.
• При организации медиационного процесса учитывать уровень мотивации субъектов.
• Медиатор должен владеть навыками и умениями организаторских способностей.
• Владеть своей речью - она должна быть простой, ясной и убедительной в общении с субъектами медиации.

Условия формирования и развития психологической компетентности •	Такт - это обязательное соблюдение медиатором принципа меры в общении

Слайд 43 Условия формирования и развития психологической компетентности

• Уметь управлять психическим состоянием субъектов во

время сессий. Для этого необходимо создавать комфортную обстановку и уметь видеть и различать психическое состояние людей.
• «Эмпатичность» медиатора, то есть способность чувствовать эмоциональное состояние других людей, уметь сопереживать и откликнуться на проблему человека.
Главное здесь для медиатора - понять состояние участника медиации и взглянуть на ситуацию с его позиции, чтобы помочь найти пути решения возникшей проблемы.
Условия формирования и развития  психологической компетентности •	Уметь управлять психическим состоянием субъектов во время сессий. Для

Слайд 44 Условия формирования и развития психологической компетентности

Необходимо уметь формулировать свою точку зрения,

и слышать и слушать других.
Умение сотрудничать заключается и в решении разногласий с помощью логической аргументации, не переводя разногласия в плоскость личных отношений.
Внешняя привлекательность медиатора, то есть способность расположить к себе внешним видом и манерой поведения, выражением чувств в мимических и пантомимических движениях педагога.
Кроме того, приятные манеры поведения медиатора способствуют быстрой адаптации к любой обстановке и упрощают установление коммуникативных связей, что повышает уровень воздействия на участников процесса.

Условия формирования и развития психологической компетентности Необходимо уметь формулировать свою точку зрения, и слышать и слушать

Слайд 45 Условия установления доброжелательного контакта
1. Открытая позиция участников диалога.
2. Не

боязнь открыть партнеру собственную позицию.
3. Персонифицированная манера высказываний ("я полагаю", "я думаю", "я считаю" и т. п.) и по возможности минимизация обезличенных суждений типа "обычно считаются", "говорят" и т. п., за которыми часто скрывается личное мнение.
4. Готовность, умение воспринять позицию партнера.
5. Нужно убедиться в том, что передаваемые сведения - это не способ утвердить собственное превосходство, а только способ взаимного углубленного исследования, взаимодействия индивидуальностей.
6. Равенство психологических позиций участников общения-диалога.
7. Не бояться споров, учиться продуктивному спору, уметь его организовать - реальные задачи совершенствования практики нашего общения сегодня.
8. Умение поставить себя на место другого человека, умение посмотреть на происходящее как бы его глазами.
Условия установления доброжелательного контакта  1. Открытая позиция участников диалога. 2. Не боязнь открыть партнеру собственную

Слайд 46 Психологическая комфортность
Состояние радости, удовольствия, удовлетворения; это условия жизни, при которых

любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Источники :
• положительное эмоциональное состояние всех участников медиации;
• доброжелательное отношение между субъектами медиативного процесса.
Как добиться психологической комфортности?
• используйте просьбы, а не требования;
• используйте методы словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• используйте компромиссные решения спорных вопросов, а не открытую либо скрытую конфронтацию;
• добейтесь четкой организации каждого этапа;
• не допускайте стрессообразующих ситуаций;
• создайте "домашнюю" атмосферу для полного раскрепощения участников.

Психологическая комфортность   Состояние радости, удовольствия, удовлетворения; это условия жизни, при которых любой человек

Слайд 47 Последствия психологической безграмотности




Причины:


подходы часто оказываются неэффективными для решения задач медиации
социальная

дезадаптированность, социальная безответственность и агрессивность

не учат, как понимать себя и другого человека,
как правильно общаться, вести диалог, сотрудничать с другими людьми, осуществлять с ними совместную деятельность

в программах нет места культуре восприятия и культуре умственной деятельности, культуре переживаний и чувств, культуре труда и творчества

Последствия психологической безграмотности   Причины:	подходы часто оказываются неэффективными для решения задач медиациисоциальная дезадаптированность, социальная

Слайд 48 Последствия психологической безграмотности
Эффекты межличностного восприятия:






Что мешает общению?


1. Суждение о другом человеке по аналогии с собой.
2. Эффект ореола.
3. Эффект стереотипизации.
4. Рассмотрение конкретного человека сквозь призму явных либо неявных общих представлений о том, какова должна быть личность по мнению воспринимающего.

5. Стремление к внутренней непротиворечивости.
6. Эффект инерционности.
7. Влияние характеристик личности воспринимающего. 8. Эффект последовательности.

яростная, а порой и враждебная критика недостатков других людей;
часто испытываемое в контакте с другими чувство глубокого внутреннего превосходства;

3) исключительная ориентация в оценке себя или других, каких-то жизненных ситуаций на мнение других людей;
4) догматичное и торопливое отбрасывание наблюдений, взглядов, ценностей, которые в каком-то плане не согласуются с принятыми тобой

Последствия психологической безграмотности   Эффекты межличностного восприятия:

Слайд 49 Развитие психологической культуры
НАПРАВЛЕНИЯ:
формирование психологической грамотности (адекватное поведение и социальное

взаимодействие в условиях образовательного учреждения),
знакомство с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах,
развивать социальный интеллект, креативность, склонность к социальному творчеству.


Развитие психологической культуры   НАПРАВЛЕНИЯ: формирование психологической грамотности (адекватное поведение и социальное взаимодействие в

Слайд 50 Развитие психологической культуры
НАПРАВЛЕНИЯ:
формирование психологической компетентности, (эффективность поведения, деятельности или

социального взаимодействия с людьми),
развитие наблюдательности, внимания к людям, психологической проницательности,
умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать,
стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию.


Развитие психологической культуры   НАПРАВЛЕНИЯ: формирование психологической компетентности, (эффективность поведения, деятельности или социального взаимодействия

Слайд 51 Развитие психологической культуры
НАПРАВЛЕНИЯ :

формирование и развитие умений: эффективно, безопасно

и гуманно взаимодействовать с людьми, противостоять внешнему давлению,

подавление отрицательных эмоциональных воздействий и сильных переживаний, не допущение срывов деятельности при значительных психических и физических нагрузках,

настойчивость в утверждении нравственных ценностей и отстаивании нравственных принципов.

Развитие психологической культуры   НАПРАВЛЕНИЯ : формирование и развитие умений: эффективно, безопасно и гуманно

Слайд 52 Развитие психологической компетенции
Реализуется на основе следующих принципов:
• развитие гуманистического отношения

к медиационной деятельности,
• развитие креативности отношений с учетом особенностей субъектов взаимодействия,
• самоконтроль и самокоррекция в процессе решения задач медиации,
• обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода во взаимодействии с субъектами медиации,
• овладение психологическими знаниями и умениями, вооружающими инновационность медиационной деятельности,
• проведение рефлексивного анализа.

Развитие психологической компетенции   Реализуется на основе следующих принципов:• развитие гуманистического отношения к медиационной

Слайд 53 Психологическая подготовка медиатора
Как для всякого вида деятельности так и для медиации

существует свой профессиональный инструмент или инструментарий. К основному профессиональному медиационому инструментарию следует отнести:
-- Знание психологии межличностных отношений, основ конфликтологии;
-- Внимание;
-- Терпение;
-- Способность к логическому мышлению;
-- Память;
-- Ощущение;
-- Восприятие.

Психологическая подготовка медиатора Как для всякого вида деятельности так и для медиации существует свой профессиональный инструмент

Слайд 54 Психологическая подготовка медиатора
Психологическая восприимчивость - необходимое качество, обусловливающее успешность

как мыслительных так и коммуникативных действий человека.
Ощущение - простейший психический процесс, который является отражением отдельных качеств предметов реального мира и возникает в результате непосредственного воздействия этих предметов на органы чувств человека. Ощущения характеризуются: качеством - отличием одного вида ощущения от другого; интенсивностью - силой воздействия на органы чувств; длительностью - временем, в течение которого ощущение продолжается; чувственным тоном - чувством приятного или неприятного.
В зависимости от того, при воздействии на какие органы чувств возникают ощущения, их принято подразделять на: органические, кожные, мускульно-двигательные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные.
В работе медиатора ощущения составляют основу более сложного процесса восприятия объектов и явлений, и непосредственно связаны с выполняемой трудовой деятельностью и оказывают на нее существенное влияние.
Психологическая подготовка медиатора   Психологическая восприимчивость - необходимое качество, обусловливающее успешность как мыслительных так и

Слайд 55 Психологическая подготовка медиатора

Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее

при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Оно представляет собой качественно новую ступень чувственного познания, которое не сводится к сумме отдельных ощущений или сенсорных данных, а определяется многосвязными отношениями типа объект - субъект и субъект - объект. Основное и главное условие возникновения образа восприятия - это воздействие предметов и явлений объективной действительности на органы чувств. Но это никоим образом не снижает значения активности субъекта.
Психологическая подготовка медиатора  Восприятие - отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических

Слайд 56 Психологическая подготовка медиатора
Наиболее важными особенностями восприятия являются:
- предметность (относительная

независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);
- целостность (свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое);
- константность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств);
- осмысленность (причисление воспринимаемого предмета к определенной группе, классу, обобщение его в слове);
- избирательность (преимущественное выделение человеком одних объектов по сравнению с другими, зависящее от особенностей его личности);
- апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).

Психологическая подготовка медиатора Наиболее важными особенностями восприятия являются:  - предметность (относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов

Слайд 57 Психологическая подготовка медиатора
Развитие профессиональных качеств начинается с
накапливания обучаемыми опыта

восприятия разных объектов, событий, явлений, которые им придется воспринимать и анализировать в практической работе (используются натуральные объекты, препараты, а также их модели, макеты, муляжи, фотографии, видеофильмы, магнитофонные записи).
В процессе активной познавательной деятельности восприятие приобретает:
целенаправленный,
планомерный,
увлекающий личность характер
- становится наблюдением.

Психологическая подготовка медиатора   Развитие профессиональных качеств начинается снакапливания обучаемыми опыта восприятия разных объектов, событий,

Слайд 58 Психологическая подготовка медиатора
Профессиональная наблюдательность Медиатора проявляется в
способности подмечать внешне малозаметные

и,
на первый взгляд, малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих перед ним задач (например, даты).
Такая способность - профессиональный навык, обусловленный во многом профессиональной чувствительностью, т.е. особым развитием органов чувств - зрения, слуха, обоняния, осязания, терпением и т.д.

Психологическая подготовка медиатора Профессиональная наблюдательность Медиатора проявляется в способности подмечать внешне малозаметные и, на первый взгляд,

Слайд 59 Психологическая подготовка медиатора
Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:
1) ясно и

четко формулировать познавательные цели, выбирать существенную информацию; начинать деятельность (познавательный процесс) с формулировки ее цели; постановки перед собой вопроса: "Чего я хочу достигнуть путем восприятия информации?";
2) максимально использовать все анализаторы: в первую очередь зрение и слух, и в первую очередь интеллект;
3) проявлять интерес к информации, использовать уже имеющиеся знания опытом и не только своим.

Чтобы при восприятии информации к ней возник интерес, важно осознать ее значение для практической работы. Необходимо использовать все свои знания, чтобы сделать процесс восприятия более интенсивным, размышлять о том, что уже известно о воспринимаемой информации.

Психологическая подготовка медиатора Для рационального восприятия (наблюдения) целесообразно:  1) ясно и четко формулировать познавательные цели,

Слайд 60 Рефлексия как механизм развития психологической компетенции
Рефлексия - когнитивный стиль или мыслительный

процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя:





Рефлексия это очень личный процесс, тесно связанный со всеми составными элементами личности: процессом познания, характером, темпераментом, эмоциями, отношениями, переживаниями, ценностями, поведением, социальным статусом и др.
Обучение является как бы последовательностью поведения и различных поступков, возникающих в процессе взаимодействия, во время которого медиатору необходимо ответить на следующие вопросы:
Рефлексия как механизм развития психологической компетенции  Рефлексия - когнитивный стиль или мыслительный процесс, направленный

Слайд 61 Рефлексия как механизм развития психологической компетенции
Рефлексия – это сложный, многогранный процесс,

развитие и углубление которого происходит шаг за шагом в процессе саморефлексии и супервизий.
Развитие рефлексии:
умение увидеть проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, и ее рационализация,
развитие профессиональных знаний,
поиск альтернативных и инновативных способов решения проблем,
балансирование между экспериментированием и экспертизой,
консультации с коллегами и администрацией,
наблюдение и исследование класса,
участие в конференциях и мастер-классах,
анализ достижений и обсуждение опыта с другими.

Рефлексия как механизм развития психологической компетенции  Рефлексия – это сложный, многогранный процесс, развитие и

Слайд 62 Развитие психологической компетенции: игры-релаксации
(различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, а

также традиционные формы - лекции, беседы)

Игры-релаксации
За 3-5 минут, потраченных на психотехнические упражнения, медиатор может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе.
Цели психологических игр - сугубо психотерапевтические:
игры способствуют гармонизации внутреннего мира медиатора,
ослабляют его психическую напряженность,
развивают внутренние психические силы.
Развитие психологической компетенции:  игры-релаксации  (различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, а также традиционные

Слайд 63 Развитие психологической компетенции
Игровые упражнения помогают медиатору:
ориентироваться в собственных психических состояниях,


адекватно их расценивать,
управлять собой, сохраняя свое психическое здоровье и, как следствие этого,
достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для психотехнических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре может выполнять упражнения в перерывах между сессиями, по дороге на работу или домой.
Постарайтесь выработать в себе привычку к психологическим действиям: тогда появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.

Развитие психологической компетенции   	Игровые упражнения помогают медиатору:ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их

Слайд 64 Развитие психологической компетенции: как слушать критику в свой адрес Материалы книги

Л.А. Петровской «Самоутверждение. Пути истинные и ложные».

1. Будьте внимательны к человеку, который пожелал с вами объясниться. Дайте понять ему, что слушаете (словами, позой, выражением лица, взглядом). Не прерывайте без необходимости. Не отвлекайтесь.
2. Вместо того чтобы сразу опровергать обвинения, употребите свою силу, ум, чтобы хорошо понять другого человека. Если то, что он говорит, уязвимо, неудачно сформулировано, постарайтесь не акцентировать это, а задавать конкретные вопросы и уяснить истинный смысл.
3. Не говорите, что осуждающий вас имел скрытые враждебные мотивы.
4. Покажите другому, что вы поняли обвинение, выразите его своими словами, тем самым подтвердив адекватное понимание.
5. Не критикуйте человека, имеющего к вам претензии, и то, как он реагирует на ваше поведение. Не ссылайтесь на то, что вы ни при чем, что причина - впечатлительность и ранимость этого человека.
6. Не произведите впечатление, что вам портят настроение. Не преувеличивайте сказанного другим. Не приписывайте человеку того, чего он не говорил. Не меняйте преждевременно тему разговора.

Развитие психологической компетенции: как слушать критику в свой адрес  Материалы книги Л.А.

Слайд 65 Развитие психологической компетенции: как критиковать
Избегайте привлекать других людей к ситуациям

объяснения своих негативных эмоций, чувств.
2. Выражая свои чувства по поводу поведения партнера, не сравнивайте его поведение с другими, в чем-то "лучшими".
3. Выскажите свои переживания, суждения, как только случились досадившие вам события, вскоре после них и как только окажетесь наедине с Противостоящей в конфликте стороной.
4. Не повторяйте без конца одно и то же, не упивайтесь своими переживаниями. Достаточно, чтобы человек принял к сведению главное.
5. Высказывайте по возможности только одно обвинение, а не накапливайте их, чтобы однажды обрушить все сразу.
6. Критикуйте только то, что человек в состоянии изменить.
7. Выражайте свои чувства, описывайте их. Избегайте гримас, сарказма, раздраженности (часто это признаки высокомерия и ложного самоутверждения).
8. Лучше не начинать разговор с особых вступлений типа "давно хочу вам сказать,.." и избегать использования слов "всегда", "никогда".
9. Не спрашивайте людей, зачем они делают то, за что вы их критикуете.
10. Если есть возможность, прорепетируйте ситуацию и за себя, и за другого.
11. Если раньше вы не открывали другому его достоинств, не ждите, что он поверит в открытые вами недостатки.
Развитие психологической компетенции:  как критиковать   Избегайте привлекать других людей к ситуациям объяснения

Слайд 66 Развитие психологической компетенции: условия эффективной обратной связи
1. Описательный характер. В подобных

случаях задача сводится прежде всего к тому, чтобы представить материал для самостоятельной оценки. Для этого можно, например, обратиться к описанию собственных чувств, сопровождающих восприятие конкретного проявления партнера.
2. Неотсроченность.
3. Обратная связь по возможности должна относиться к конкретному проявлению в общении, отдельному поступку, а не к поведению вообще, к конкретному человеку, а не к людям вообще и исходить из конкретного источника. С этой точки зрения суждение типа "Мне не нравится сегодня твое недовольное настроение" предпочтительнее высказывания "Всегда ты чем-то недоволен". Специфичность обратной связи облегчает ее принятие и делает более вероятным ее продуктивное использование.
4. Соотнесенность с потребностями и коммуникатора, и реципиента.
5. Аргументированность, т. е. сопровождение вывода уточнением оснований, на которых он построен.
6. Ориентировка на свойства характера, которые могут быть изменены.
Развитие психологической компетенции:  условия эффективной обратной связи 1. Описательный характер. В подобных случаях задача сводится

Слайд 67 Развитие психологической компетенции: упражнения
Упражнение 1. “Внутренний луч”. Выполняется индивидуально; помогает снять

утомление, обрести внутреннюю стабильность...
принять удобную позу, сидя или стоя в зависимости от того, где оно будет выполняться;
представить, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и учениками;
выполнить упражнение несколько раз - сверху вниз;
закончить упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”

Развитие психологической компетенции: упражнения Упражнение 1. “Внутренний луч”. Выполняется индивидуально; помогает снять утомление, обрести внутреннюю стабильность...принять

Слайд 68 Развитие психологической компетенции: упражнения
Упражнение 2. “Пресс”. Выполняется индивидуально перед любой психологически

напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии:
представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение;
добейтесь отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет.

Развитие психологической компетенции: упражнения  Упражнение 2. “Пресс”. Выполняется индивидуально перед любой психологически напряженной ситуацией,

Слайд 69 Развитие психологической компетенции: упражнения
Упражнение 3. “Дерево”. Любое напряженное психологическое состояние характеризуется

суженностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях.
Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел произвести действие децентрации: “снял” центр ситуации с себя и перенес его на какой-либо предмет или внешние обстоятельства:
по дороге домой, в транспорте, представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить);
детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя, циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю;
почувствуйте питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля - это символ жизни, корни - это символ стабильности, связи человека с реальностью.

Развитие психологической компетенции: упражнения Упражнение 3. “Дерево”. Любое напряженное психологическое состояние характеризуется суженностью сознания и сверхконцентрацией

Слайд 70 Развитие психологической компетенции
Упражнение 4. “Книга”. Тоже вырабатывает внутренние средства ролевой

децентрации и выполняется индивидуально:
представить себя книгой, лежащей на столе (либо любым предметом, находящимся в данный момент в поле зрения);
сконструировать в сознании внутреннее “самочувствие” книги - ее покой, положение на столе, защищающую от внешних воздействий обложку, сложенные страницы;
увидеть “глазами книги” окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручки, бумагу, тетради, стул, книжный шкаф, стены, окно, потолок и т.п.;
выполнять упражнение 3-4 минуты;
почувствовать, как спадает внутреннее напряжение;
перейти в “мир иных измерений”, можно сказать, в видимый “параллельный мир” с реальным существованием предметов по своим законам.
Восприятие “иных миров” и внутреннее “включение” в один из них дает медиатору возможность понимать множественность, многогранность любой жизненной и профессиональной ситуации.
Развитие психологической компетенции   Упражнение 4. “Книга”. Тоже вырабатывает внутренние средства ролевой децентрации и

Слайд 71 Развитие психологической компетенции: упражнения
Упражнение 5. “Мария Ивановна”. Развивает внутренние средства ролевой

децентрации, выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут:
представить себе неприятный разговор. Закончился рабочий день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу, и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для вашей психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается;
попытаться максимально приблизить образ обидчика;
попробовать по дороге домой сыграть роль «Марии Ивановны». Через несколько минут такой игры вы почувствуете облегчение, спадет напряжение.
Изменится ваше отношение к конфликту, Вы увидите в обидчике много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на работу.
Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны.
Развитие психологической компетенции: упражнения  Упражнение 5. “Мария Ивановна”. Развивает внутренние средства ролевой децентрации, выполняется

Слайд 72 Развитие психологической компетенции: упражнения

Упражнение 6. “Голова”. Деятельность медиатора относится к разряду

стрессовых, и, как следствие этого, при перенапряжении, возникают различные физические недомогания (например, на головные боли, тяжесть в затылочной области головы).
Упражнение, помогающее снять неприятные соматические ощущения:
стать прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад;
почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести;
представить себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть;
мысленно снять головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросить его на пол;
потрясти головой, расправить рукой волосы.
Развитие психологической компетенции: упражнения  Упражнение 6. “Голова”. Деятельность медиатора относится к разряду стрессовых, и,

Слайд 73
Упражнение 7. “Руки”. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.
Сесть

на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз;
постараться представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам;
посидеть так одну-две минуты, а затем слегка потрясти кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости;
легко, пружинисто встать, улыбнуться, пройтись по помещению.
Упражнение 7. “Руки”. Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.Сесть на стул, немного вытянув

Слайд 74 Развитие психологической компетенции
Упражнение 8. “Настроение”
Взять цветные карандаши или мелки

и чистый лист бумаги,
расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет - линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны;
после этого еще раз посмотреть на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитать слова и с удовольствием, эмоционально разорвать листок, выбросить в урну.

Развитие психологической компетенции   Упражнение 8. “Настроение” Взять цветные карандаши или мелки и чистый

Слайд 75 Развитие психологической компетенции
Упражнение 9. “Пословицы”. Упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию

и плохое настроение, помогающее решить сложную проблему, которая у вас возникла.
Взять любую из книг: “Русские пословицы”, “Мысли великих людей” или “Афоризмы” (в каждой школьной библиотеке книги есть),
полистать книгу, читать фразы пословиц или афоризмов в течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнет вас на правильное решение. Возможно также, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами ее решения размышляли многие люди, в том числе и исторические личности.

Развитие психологической компетенции   Упражнение 9. “Пословицы”. Упражнение, хорошо “снимающее” внутреннюю депрессию и плохое

Слайд 76 Развитие психологической компетенции
Упражнение 10. “Открытость”.
Помогает быть открытым к диалогу.


Перед вами - собеседник. Сделайте свое лицо доброжелательным:
улыбнитесь,
кивните собеседнику в знак того, что вы его внимательно слушаете и понимаете,
“распахните” свою душу перед человеком, с которым вы общаетесь,
старайтесь психологически близко подойти к нему.

Развитие психологической компетенции   Упражнение 10. “Открытость”. Помогает быть открытым к диалогу. Перед вами

Слайд 77 Работа по самосовершенствованию Материалы книги Л.А. Петровской «Самоутверждение. Пути истинные и ложные».


Можно предложить заполнить бланк, например, следующего типа:
1. То благоприятное, что исходит от меня в контакте с другими людьми.
2. То неблагоприятное, что исходит от меня в контакте с другими людьми.
Можно попросить кого-то из своего окружения заполнить на вас бланк того же типа.
Важно выбрать помощника, который достаточно дифференцированно к вам относится, т. е. знает вас с разных сторон - со стороны достоинств и недостатков. Существенно, конечно, чтобы он обладал умением высказать, не утаить свое суждение. Если хотите усложнить задачу, можно, прежде чем обращаться с просьбой к другому человеку, попробовать построить прогноз - видение себя глазами другого конкретного человека. Со стороны действительно многое виднее, даже со стороны партнера, представленного нами мысленно, как в данном случае.

Работа по самосовершенствованию Материалы книги Л.А. Петровской «Самоутверждение. Пути истинные и ложные».   Можно

Слайд 78 Основные правила работы над своей личностью:
1) аналитические размышления сочетать с

конкретными практическими действиями. Если вся активность разворачивается лишь в воображении и от мысли к делу не проложен путь, то возможно возникновение трудностей, которые доставляют немало огорчений и более того – страданий;
2) в планах и действиях следовать принципу постепенности, сочетая программу-минимум и программу-максимум. Подводит часто неконкретность представлений о желаемых достижениях и максимализм. Гораздо продуктивнее, начав с широкой программы, спуститься к более конкретной задаче, а затем и еще к более конкретным, единичным заданиям.
Основные правила работы над своей личностью:   1) аналитические размышления сочетать с конкретными практическими

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть