Слайд 1Самсонова Татьяна Николаевна
учитель технологии МБОУ СОШ № 4
высшая категория
Программа внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников через приобщение к истокам народной культуры
«РОДНЫЕ БЕРЕГА»
г. Александров
2015 г.
Слайд 2«Время возвращаться к единой пристани,
к родным берегам»
Е. Денисов
В современных условиях
наступления «массовой культуры» становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Слайд 3Цель программы:
Освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа через знакомство
и изучение истории родного рода, края, через работу с народным календарём, с православными праздниками, с архитектурными шедеврами России и Владимирского края, через меткое слово, приобщение к поисковой деятельности.
Слайд 4Задачи программы:
формирование устойчивых нравственных свойств личности школьника, активизируя возможности регионально-культурной
среды и духовно-национальных ценностей;
формирование уважительного отношения к старшему поколению, развитие познавательного интереса к истории Родины;
воспитание культуры поведения и общения в обществе, чувства гордости за историю, людей и социально-культурные достижения «малой Родины»;
воспитание положительного отношения к труду, потребности в творчестве;
осмысление явлений народной культуры как нравственных и эстетических ценностей.
Слайд 5Программа предполагает:
Знакомство учащихся начальной школы с народной культурой;
Знакомство с известными людьми
и династиями городов Владимирской земли;
Работу со сказками–действенным средством воспитания моральных качеств;
Связь содержания программы с изобразительной и трудовой деятельностями;
Выполнение творческих проектов, проведение выставок и праздников
Слайд 6Особенность программы
Вопросы духовно-нравственного воспитания рассматриваются через приобщение учащихся к основам народной
культуры
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Слайд 7Содержание программы
1 класс
Тема года «Вслед за солнышком»
Темы разделов связаны с
изучением народного календаря, деятельности человека, праздников и обычаев.
I раздел. Осень. «О чём рассказала рябинка».
II раздел. Зима. «Здравствуй, Зимушка-зима».
III раздел. Весна. «Весна - утро года».
Слайд 8Содержание программы
2 класс
Тема года «Тепло домашнего очага»
Программа знакомит с миром крестьянского
дома, понятием «семья», семейными традициями.
I раздел. Мир крестьянского дома.
II раздел. Когда все вместе, так и душа на месте.
III раздел. Мастерская лоскутной куклы.
Слайд 9Содержание программы
3 класс
Тема года «Сказка-ложь, да в ней намёк…»
Разделы программы
познакомят с удивительным миром народных сказок, с технологиями выполнения кукол героев сказок, позволят понять смысл пословиц.
I раздел. «Какой я?».
II раздел. «Сказка своими руками».
Слайд 10Содержание программы
4 класс
Тема года «Живи для людей, поживут люди для тебя»
В
разделах заочные путешествия по городам Золотого кольца, улицам нашего города, знакомство с творчеством писателей и поэтов, с народными ремёслами Родины.
I раздел. «Откуда Русская земля стала есть…».
II раздел. «С чего начинается Родина?».
III раздел. «Многообразие культуры
народов России».
Слайд 11Формы работы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ФРОНТАЛЬНЫЕ
ГРУППОВЫЕ
ПАРНАЯ
Слайд 12Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
основные народные праздники, обряды и их символическое
значение;
элементы фольклора: народные пословицы, загадки, песни, игры;
родословную своей семьи, традиции;
нравственные качества: доброта, любовь к Родине, забота о ближнем, трудолюбие, уважение;
примеры поэтического творчества нашего края;
особенности устройства крестьянского
быта.
Слайд 13Прогнозируемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
понимать смысл пословиц и крылатых выражений;
работать
в коллективе;
переносить народные игры в повседневную игровую деятельность;
владеть приёмами работы с тканью, пластилином, бумагой;
активно включаться в поисковую работу, в подготовку творческих проектов и
проведение праздников.
Слайд 16Ресурсное обеспечение внеурочной деятельности