Слайд 1Программы «Радуга», «Детство», «От рождения до школы».
Основные направления в игре. Различия
и сходства.
Слайд 2Программа «Радуга»
Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им
необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов и клюющих курочек. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой.
Слайд 3Программа «Радуга»
К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию
сериации — упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей. Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые могут дать детям так называемые эталонные представления. На основе восприятия ребенок к трем годам учится осу- ществлять простейшие классификации, например по цвету, размеруДети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый. В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители.
Слайд 43-4 годаМышление детей старше трех лет носит наглядно-образный характер. Это означает,
что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями о них и образами во внутреннем плане. Сюжеты игр детей отражают их собственный опыт, а также черпаются из литературы, фильмов и программ (мультфильмов, спектаклей), поэтому они постоянно меняются
Слайд 5Программа «Радуга»
4-5 лет Педагоги должны быть морально готовы, что сюжеты игр
детей окажутся новыми или неожиданными, а иногда и непонятными. Отметим, что игра, воспроизводящая бытовую ситуацию (поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи), передает опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. В этом смысле они не заменяют развивается ролевая игра. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те дети, с которыми у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание. Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми
Слайд 6Программа «Радуга»
5-6 лет В играх детей теперь можно видеть полноценный развернутый
сюжет, протяженный во времени. Они могут развивать действие, играя в игру с продолжением в течение многих дней. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать игры с правилами. Эти игры имеют большое значение. Настольные, настольно-печатные, подвижные игры требуют от ребенка не только подчинения своего поведения внешней норме — правилу, но и умения проигрывать, признавать поражение и мириться с ним, что для многих детей поначалу представляет большую психологическую трудность.
Слайд 7Программа «Радуга»
6-7 лет Вместе с тем целесообразно раскрывать перед детьми, какую
роль правила играют в жизни взрослых людей: это правила безопасного поведения в быту и на природе и т.п .
Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осваивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности
Слайд 8Программа «Детство»
Младший возраст:
-сюжетная игра
-Игры с поочередными действиями играющих
развивающие игры -формировать
представление о предметах ближайшего окружения;
В возрасте 2-4 лет ребенок начинает осваивать действия по правилу,
Слайд 9«Детство»
Средний возраст:
Формировать умение пользоваться простейшими способами сенсорного анализа для использования предметов
в разных видах детской деятельности;
Игра с правилами-в возрасте 4-5 появляются представления о выигрыше в рамках игры, построенной на готовых правилах,
Сюжетно-ролевая игра усложняется, может связываться несколькими сюжетами одновременно
Слайд 10«Детство»
Старший:
Игра-фантазирование.
Игры с параллельными действиями играющих, в которой дети одновременно выполняют одинаковые
действия по сигналу ведущего
Игры, в которых ведущий не принимает непосредственного участия в игре-Формирование способности играть самостоятельно.
Игры, в которых ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре.
Слайд 11В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает способность видоизменять правила по предварительной
договоренности с другими играющими.
Игры, в которых ребенок выполняет роль ведущего и водящего.
Игра с правилами на удачу
Представлении о критериях выигрыша, и установки на него формируется на основе игры с наиболее простой и понятной схемой, где правила не «заслонены» для ребенка сюжетом, и где выполнение игровых действий не представляет труда для всех участников, т.е. не требует физической и умственной компетенции.
Игра с правилами на умственную компетенцию
В игры с правилами на умственную компетенцию (шашки, шахматы и аналогичные игры) ребенок обучается играть взрослым в самом конце дошкольного детства
Самостоятельная игра в данный тип игр возможна только в том случае, если у ребенка сформированы представления о выигрыше и общих правилах для всех играющих.
Слайд 12«От рождения до школы»
раннего возраста (от рождения до года);
Вто-рая группа детей раннего
возраста (от 1 года до 2 лет);
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Средняя группа (от 4 до 5 лет);
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Слайд 13«От рождения до школы»
(от рождения до года); Простые действия с игрушкой (удерживает,
размахивает) превращаются после 9-10месяцев в несложныепредметно-игровые.Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает. Появляются любимые игрушки. Побуждать детей выполнять ряд действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет —топ топ, пляиспользовать мячи разных размеров, крупные сюжетные и музыкальные игрушки. Проводить народные игры, игры с игрушками
Слайд 14«От рождения до школы»
(от 1 года до 2 лет); Значительные перемены
происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку).
Воспроизводя подряд 2-3действия, они сначала не ориентируются на то, как это бывает в жизни: спящую куклу, например, вдруг начинают катать на машинке. К концу второго года в игровых действиях детей уже отражается привычная им жизненная последовательность: погуляв с куклой, кормят ее и укладывают спать.
Слайд 15«От рождения до школы»
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет);
Продолжать обогащать
сенсорный опыт детей. Обучать действиям с предметами: нанизывать на стержень пирамидки 2—3кольца одинакового размера, собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конусной основе, состоящую из2—3колпачков разных размеров; собирать пирамидку из четырех колец двух контрастных размеров; открывать и закрывать одноместную матрешку, вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их.
Совершенствовать разнообразные действия с предметами (открывать — закрывать, нанизывать — снимать, прокатывать, втыкать, шнуровать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, маленький), цвет (красный, синий). Учить действовать с различными дидактическими игрушками (шаробросы, дидактические коробки, грибки и втулочки со столиками к ним и т.д.).
Игры занятия со строительным материалом (настольным, наполь ным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма), «опредмечивая» их (призма — крыша).
Слайд 16«От рождения до школы»
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет);
Формировать умение
проявлять интерес к игровым действиям сверстников. Помогать играть рядом, не мешая друг другу. Развивать умение играть вместе со сверстниками.
Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.
Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.
Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым
Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти
Слайд 17Средняя группа (от 4 до 5 лет);
В игровой деятельностидетей среднего дошкольного возраста появляются
ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов содержащих 2-3роли, совершенствовать умение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и об щим игровым замыслом.
Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения более сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей
Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре.
Знакомить с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать предметы по внешним признакам, группировать, составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы
Слайд 18«От рождения до школы»
Старшая группа (от 5 до 6 лет);
Дети шестого
года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия
Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения
Слайд 19«От рождения до школы»
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
В сюжетно-ролевых
играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.
. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Слайд 20Сходства:
Во всех образовательных программах игры представляют собой ведущую деятельность и имеют
решающее значение для детского развития.
При построении педагогическою процесса основное образовательное содержание программ педагоги осуществляют в повседневной жизни, в совместной с детьми деятельности, путем интеграции видов деятельности, главным из которых является игра.
Игра становится содержанием и формой организации жизни детей.
Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.
Слайд 21Важнейшими компонентами в программе «Радуга» являются игра и физическое развитие, формирование
привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Игра позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла. защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей.
Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре
Различия:
Слайд 22Игра в программе «Детство» рассматривается как особое пространство развития ребенка, поэтому
она стала самостоятельным разделом.
Игра направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Различия:
Слайд 23Различия:
В программе «От рождения до школы» игра направлена на всестороннее развитие
личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитания у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям