Слайд 1Проектные задачи в начальной школе СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Учитель начальных классов
МБОУ
«Закаменская районная гимназия»
Плюснина Оксана Евгеньевна
Слайд 2Проектные задачи:
Не существует сколько - нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме
тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров
Слайд 3Результаты при решении проектных задач:
Достичь новых образовательных результатов
Решить современные педагогические
задачи
Получить новые качества личности школьника
Проектная деятельность
Слайд 4Отличие проекта от проектной задачи:
Проект - нет определённых заданий, материалов, действий,
проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств. Проектная задача – проектировщикам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора ( системы ) заданий.
Слайд 5Проектная задача:
«ЗАДАЧА» - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения
В
образовательной практике используются разные типы задач:
учебная задача
конкретно - практическая задача
творческая ( олимпиадная ) задача
Слайд 6Виды проектных задач:
Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого
круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического ( содержательного ) обобщения ;
Конкретно - практическая задача ориентирована на применение ( отработку ) уже освоенных способов действий ( знаний, умений ) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри учебного предмета ;
Творческая ( олимпиадная ) задача задача, которая не имеет готового формального способа решения .
Слайд 8Идея решения проектных задач:
Система решения проектных задач заключается в том, что,
решая их,
младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования
Слайд 10Чему не могут научить
проектные задачи:
Перечисленные типы задач не позволяют :
Научить самостоятельному выбору способа решения задачи …
Стимулировать получение принципиально нового « продукта »…
Содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе …
Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации …
Задать разные « стратегии » решения задачи с получением « веера » возможных результатов
Слайд 11Что значит проектная задача:
Создание ситуации, в которой не должна быть напрямую
поставлена задача ;
Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации ;
Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей её преодоления, а следовательно, возможных вариантов конечного « продукта » было несколько ;
Местом « сборки продукта », оформления итогового результата является итоговое задание.
Слайд 12Педагогические эффекты, в ходе решения проектных задач:
Возможность организации сотрудничества
между детьми при решении проектных задач ;
Обучение способу проектирования через специально разработанные задания ;
Возможность « переноса » известных способов действия в модельную ситуацию.
Слайд 13Этапы решения ПЗ:
Анализ ситуации. Переформулирование её в проблему.
2. Установление
приоритетов ценностей.
3. Формулирование принципов отбора целей. 4. Постановка ( принятие ) цели действия.
5. Поиск средств - перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения задачи.
7. Решение задачи.
8. Анализ полученного результата соотнесение его с проблемой.
9. Представление окружающим полученного результата ( продукта ).
Слайд 14Типы П З:
Межпредметные
Разновозрастные
Одновозрастные
Слайд 15Начальная школа:
В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать
формированию разных способов учебного сотрудничества ; основной метод – встроенное наблюдение.
Слайд 16Защита проектных задач разработанных в мини группах.
Слайд 17Средняя школа:
В 4-5 классах целью становится
выявление у школьников способности к
переносу известных способов действий в новую для них квазиреальную ( модельную) ситуацию;
учащиеся, пользуясь описанием проблемной ситуации, должны сами сформулировать стоящую перед ними задачу.
Слайд 18Обсуждение защиты продукта проектной задачи
Слайд 19Планирование в программе:
« Для проектных задач должно быть предусмотрено специальное время
в календарно - тематическом планировании ( образовательной программе ) учителей начальной школы. Как правило, на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач – по два урока ежедневно в течение недели ( кроме решения проектной задачи, других учебных занятий не предусматривается ). Такие « недели проектных задач » в начальной школе становятся кульминационными точками учебного года В общей сложности на решение проектных задач по одному предмету в течение учебного года потребуется 20-26 учебных часов, что составляет 20-30% учебного времени »
Слайд 20Вывод:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них
сможет сделать самостоятельно» Л. Выготский