Слайд 1МБДОУ «Детский сад №2 комбинированноговида» пгт.Жешарт.
Исследовательский ПРОЕКТ:
«Волшебный мир воды»
Опытно-экспериментальная деятельность
детей во второй группе раннего возраста
Воспитатель: Быстрова И. Б.
Шитикова Г. А.
2016г
Слайд 2 Актуальность
Ученые выделяют деятельность экспериментирование --
как ведущую деятельность в период дошкольного развития ребенка. Дошкольник проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности (экспериментированию) . Оно пронизывает все сферы детской деятельности ( прием пищи, игру, занимательное дело, прогулку).
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей третьего года жизни : педагог ставит проблему и намечает методы ее решения. Поиск решения предстоит осуществить детям совместно с педагогом и самостоятельно.
В проекте дети узнают что-то новое для себя, учатся делать выводы, искать причинно – следственную связь, что помогает им быть более увереннее в себе.
При участии ребенка в проекте, возникает возможность его социализации и включения самосознания, самооценки и самопроизвольности.
Слайд 3
инициативность;
самостоятельность;
уверенность в себе;
развитие воображения ;
волевое усилие;
любознательность;
разносторонние интересы.
Реализация данного проекта развивает у детей:
Слайд 4Цель
Создание у детей интереса к познавательно- эксперементальной деятельности с водой, превращение
эксперемента в игру.
Слайд 5
Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по
изучению качеств и
свойств воды;
Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, развивать эмоциональную отзывчивость и разнообразие переживаний детей в процессе общения с водой;
Обогащать представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении, связи между живым и неживым в природе;
Развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Развивать проектную деятельность;
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям;
Развивать эмпатию, желание помочь другим ;
Развивать мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию;
Активизировать связную речь и обогащать словарь детей;
Привлекать малышей к посильной деятельности ;
Закреплять культурно-гигиенические навыки.
Задачи проекта:
Слайд 6
Совместные со взрослым наблюдения, выявление
сенсорных признаков объектов природы ( цвет,
величина,
форма), постановка проблемной задачи, выполнение эксперимента.
Игры-экспериментирования с водой, камешками,
снегом, льдом, растениями.
Образные игры-имитации, организация игровых
ситуаций с использованием игрушек.
Продуктивная деятельность ( делаем из воды лед, лепим снежный домик, рисуем подкрашенной водой).
Использование в проектной деятельности природного материала (вода, камешки, растения, снег, лед).
Методы освоения задач проекта:
Слайд 7
Среднесрочный – 2 месяца
Тип проекта:
Слайд 8I Подготовительный этап
Подбор литературы по экспериментальной деятельности с водой;
Организация предметно-развивающей среды;
Изготовление
буклетов для родителей;
Оформление родительского уголка по тематике;
Привлечение родителей в поиске атрибутов для экспериментов.
Слайд 10II Основной этап
Экспериментирование с водой на занятиях и в свободной деятельности;
Беседы
и консультации с родителями по тематике.
Слайд 11Тема: «Вода жидкая»
Цель: развивать познавательную активность, умение выдвигать гипотезы, сравнивать
и делать выводы. Активизировать связную речь и обогащать словарь детей ( течет, пустой, полный),познакомить со свойством воды- текучестью.
Материал: вода.
Оборудование: Столик для игр с водой, камушки, лодочка, стеклянная баночка, твердый предмет – кубики.
Постановка исследовательской задачи: Можно ли переместить предмет или воду из одного стакана в другой? Как это сделать?
Выполнение эксперимента:
Переливание воды из одной емкости в другую. Один сосуд становится полным, другой пустым.
- Почему так происходит? (вода жидкая, она может течь).
Можно ли кубик перелить из одного сосуда в другой? (нет). Кубик перемещается целиком.
Переливание воды из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Предмет переместился из одного сосуда в другой, а вода перелилась. Один сосуд стал полным с водой и кубиком, а другой - пустым.
Фиксирование результатов эксперимента:
- Вода перетекает из одной емкости в другую, предмет перемещается. Одна емкость становится пустой, а другая полной ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода жидкая, она может течь.
Слайд 13Тема: «Тяжелые предметы в воде тонут, а легкие нет»
Цель: развивать
познавательную активность детей ,способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды. Познакомить со свойствами предметов удерживаться на воде, тонут в воде. Активизировать речь и обогащать словарь детей (тяжелый, легкий, дерево, камень).
Материал: вода, камешки, деревянные кубики, пластмассовый кораблик, пробка.
Оборудование: емкость с водой..
Постановка исследовательской задачи:
Какие предметы в воде тонут?
Выполнение эксперимента:
Опускание в воду предметов из разных материалов и наблюдение за ними. Почему одни тонут, а другие нет?
Фиксирование результатов эксперимента:
-Предметы из дерева, пластмассы, пробки не тонут в воде, камни тонут. ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Тяжелые предметы в воде тонут, легкие плавают.
Слайд 15Тема: «Вода прозрачная».
Цель: развивать познавательную активность детей ,способствовать накоплению у
детей конкретных представлений о свойствах воды -прозрачность . Активизировать речь и обогащать словарь детей (жидкость, прозрачная, бесцветная).
Материал: вода, молоко, камешки, яйца от киндер сюрприза, ситечко
Оборудование: 2 стеклянных сосуда, тазик.
Постановка исследовательской задачи:
Можно ли увидеть предмет в воде или нет?
Выполнение эксперимента: В одном стакане молоко, в другом - вода, в оба сосуда опускаем камешки. В стакане с водой камешек видно, значит, вода – прозрачная. В стакане с молоком – не видно, значит , молоко – непрозрачное. Воспитатель предлагает детям повторить : « Вода – прозрачная». В тазике яйца от киндер сюрприза. Мы их видим и можем достать, значит вода прозрачная.
Фиксирование результатов эксперимента:
- Сквозь воду можно увидеть предметы , а сквозь молоко нет ( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода – прозрачная. Молоко – непрозрачное.
Слайд 16В воде предметы видны, в молоке нет.
Слайд 17Вода прозрачная, мы видим в ней предметы.
Слайд 18Тема: «Польза воды».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Воспитывать любовь
к природе, бережное отношение к воде и растениям; Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за растениями;
Закреплять культурно-гигиенические навыки. Воспитывать аккуратность.
Материал: вода.
Оборудование: комнатные растения, лейка, емкость для воды, игрушки(ванна, кукла, полотенце), мыло.
Выполнение эксперимента:
Уточняем правила безопасности: комнатные растения нельзя брать в рот.
Игровая ситуация: « Давай искупаем куклу», «Вымоем руки с мылом», «Цветочек хочет пить».
Фиксирование результатов эксперимента:
Чтобы кукла была чистая нужно ее помыть водой; растения не могут без воды, нужно их поливать ; людям надо мыть руки с мылом, чтобы не было микробов,чтоб смыть грязь.
( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Чтобы быть чистыми и аккуратными надо купаться и мыть руки . Комнатные растения надо обязательно поливать и мыть.
Слайд 19Вода обладает свойством впитываться
Цветы тоже хотят пить, значит и растениям нужна
вода.
Слайд 20Вода обладает свойством смывать грязь
Игрушкам тоже надо мыться
Слайд 21И детям надо умываться, чтобы быть чистыми.
Слайд 22Тема: «Вода бывает холодная и горячая»
Цели: развивать познавательную активность, выдвигать гипотезы,
сравнивать и делать выводы, учить различать холодную и горячую воду, развивать речь детей, активизировать их словарь (жидкость, холодная, горячая); воспитывать аккуратность.
Материал: вода.
Выполнение эксперимента:
Уточняем правила безопасности (вода из крана бывает горячая!!!)
-Где живет вода в группе?» (в водопроводном кране).
-Почему нет воды? (закрыт кран)
-Что нужно сделать чтобы полилась вода? (открыть кран). Что нужно сделать чтобы перестала течь? (закрыть).
Почему опасна горячая вода? (можно обжечься).
Для чего нужно умываться? ( чтобы быть чистыми).
- Как нужно относится к воде? (бережно).
Фиксирование результатов эксперимента:
- Чтобы полилась вода нужно открыть кран , перестала течь- закрыть кран; горячая вода- опасна;
(сделать фотографии, для закрепления полученных знаний в дальнейшем).
Вывод: Вода бывает горячая, холодная и теплая.
Слайд 24Тема: «Красим воду»
Цель: : развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды ( растворяет) . Уточнить знания о свойствах воды, (прозрачность, текучесть, растворимость).
Материал: вода.
Оборудование: бутылочка, колба, краски.
Постановка исследовательской задачи:
Педагог предлагает детям исследовать
свойство воды – растворимость в воде красок .
Выполнение эксперимента:
В группе добавляем в колбу с водой краску и используем цветную воду для рисования на снегу.
Вывод: В воде растворяются краска и делают ее цветной. Цветной водой можно рисовать по снегу.
Слайд 25Знакомство детей со свойствами воды.
Вода может окрашиваться
Слайд 27Подкрашенной водой можно рисовать на снегу
Слайд 28Тема: «Какой снег на ощупь?»
Цель: : развивать познавательную активность детей в
процессе экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств снега, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах снега. Уточнить знания о свойствах снега (холодный, мягкий,тает на открытой ладони) .
Материал: снег;
Постановка исследовательской задачи: педагог предлагает детям исследовать свойства снега;
Выполнение эксперимента: на улице снимаем варежки и пробуем снег на ощупь.
Вывод: снег холодный, может заморозить руки, поэтому надо зимой одевать варежки.
Слайд 30Тема: «Из снега можно лепить».
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования со снегом. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах снега (замерзает, тает, лепится). Развивать эмпатию, желание помочь другим; умение ребенка работать вместе, сообща.
Материал: снег.
Постановка исследовательской задачи:
Можно ли из снега что-нибудь слепить?
Выполнение эксперимента: Лепим домик, горку из снега вместе.
Фиксирование результатов эксперимента:
Снег лепится, если собрать много снега из него можно слепить большую горку, нору.
( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Снег лепится из него можно слепить горку, домик.
Слайд 31Из снега можно лепить горку, домик, нору.
Слайд 32Тема: «Разноцветная вода и разноцветный лед».
Цель: развивать познавательную активность детей в
процессе экспериментирования с водой. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды, создавать условия для расширения представлений детей о свойствах воды, льда . Развивать умение ребенка работать вместе, сообща.
Материал: вода, лед.
Постановка исследовательской задачи:
Может ли вода покраситься?Что будет если воду поместить в морозильник?Что будет со льдом если его поместить в тепло?
Выполнение эксперимента: Лепим домик, горку из снега вместе.
Фиксирование результатов эксперимента:
Вода красится, замерзает, лед тает и снова превращается в воду.
( сделать фотографии, для закрепления знаний в дальнейшем).
Вывод: Воду можно покрасить, заморозить. Лед в тепле превращается в воду.
Слайд 34Вода замерзла и превратилась в лед
Слайд 35III Этап Заключительный
Украшение новогодней елочки цветными льдинками;
Рисование цветной водой, совместно с
родителями.
Презентация проекта.
Слайд 36Итоговый эксперимент: «Украшаем елочку разноцветными льдинками»
Слайд 37Рисование цветной водой на прогулке, совместно с родителями
Слайд 38Презентация проекта для родителей
Слайд 39Вывод по проекту:
- Дети научились исследовательской деятельности по
изучению качеств и
свойств воды;
- Обогатились представления детей о растениях и об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;
- В процессе опытов дети научились выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
- Закрепились культурно-гигиенические навыки.
Слайд 40Вывод
Экспериментальная деятельность с водой способствует накоплению ярких впечатлений о
природе;
Развивает эмоциональную отзывчивость;
Обогащает представления об объектах живой и не живой природе;
Помогает детям учиться делать выводы, выдвигать гипотезы;
Воспитывает любовь к природе, бережное отношение к воде и растениям;
Развивает эмпатию, желание помочь другим ;
Развивает мышление, логику, творчество ребенка, мелкую моторику, координацию;
Активизирует связную речь и обогащает словарь детей;
Закрепляет культурно-гигиенические навыки.