Слайд 1Краткосрочный творчески-исследовательский проект
(2 занятия) в старшей группе
«Русский пряник»
Слайд 2Программное содержание
Цель: Познакомить детей с процессом изготовления песочного
имбирного пряника (печенья). Учить детей различным способам изготовления фигурного печенья.
Слайд 4Развивающие:
• Развивать у детей интерес к приготовлению пищи;……….…………… • Развивать
мелкую моторику;
• Активизировать словарь детей (раскатать, кондитерские формочки, противень, скалка, глазурь, кунжут, имбирное тесто, выпечка). .
• Расширить знания детей о культуре русского народа и традициях.
Слайд 5
Воспитательные:
• Воспитывать
желание интересоваться окружающим миром;
• Формировать представления о здоровой и полезной пище;
• Воспитывать усидчивость, интерес и способность работать в группе, коллективе;
• Воспитывать любовь к родным и близким;
• Формировать умение работать аккуратно, старательно.
Слайд 6Форма организации детей: групповая
Участники проекта:
Дети (22 человека);
Педагоги (2 человека);
Родители.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей;
Оказывать помощь при ответах на вопросы;
Оказывать помощь при изготовлении пряников.
Интеграция областей:
«Коммуникация»,
«Художественное творчество»,
«Социализация»,
«Художественная литература»,
«Познание».
Слайд 7Необходимые материалы:
Демонстрационный:
Готовый пряник;
Продукты необходимые по рецепту
Соковыжималка;
Миксер.
Раздаточный:
Свекла, морковь, лимон (у
каждого ребенка что-то одно)
Фартук, косынка, скатерть.
Скалка
Кондитерская форма
Слайд 8 Предварительная работа:
• изучение традиций русского народа;
• поиск рецепта приготовления
пряника;
• организация родителей для подготовки детей;
• беседа с детьми о культуре русского народа.
Слайд 9Ход НОД:
День 1:
Создание положительной
эмоциональной атмосферы.
Подготовка к работе: мытье рук, одевание косынок и фартуков, рассматривание материалов и оборудования.
Показ и объяснение воспитателем приемов и способов изготовления печенья.
Физ. Минутка «Замеси тесто»
Самостоятельная работа детей.
Выпекание печенья на кухне детского сада (без участия детей) .
Слайд 10День 2:
Создание положительной эмоциональной атмосферы.
Подготовка к работе: мытье рук, одевание
косынок и фартуков, рассматривание материалов и оборудования.
Демонстрация и изготовление натуральных красителей для глазури.
Показ и объяснение воспитателем способов украшения печенья глазурью.
Физ.Минутка «Каравай»
Самостоятельная работа детей.
Оформление подарков для родных и близких.
Итог. Анализ проделанной работы воспитателем совместно с детьми.
Слайд 11Актуальность проекта:
Дети воспринимают мир как нечто потрясающее и волшебное. А что
может так отражать волшебство, как ни кулинария: берутся разные продукты, смешиваются, варятся-парятся и получается что-то абсолютно новое — красивое и вкусное блюдо, а главное полезное.
Ведь не секрет, что в современном мире в связи с высоким темпом жизни родителям порой некогда готовить самим. В результате часто питаются нездоровой едой, а именно полуфабрикатами, фаст-фудами или блюдами из кафе/ресторана. А подрастающее поколение не имеет возможности научиться готовить.
Окунувшись в историю русских традиций и обычаев, можно сделать вывод, что ни один праздник на Руси не обходился без приготовления национальных блюд.
Слайд 12Таким образом, считаем необходимым приобщать дошкольников к русской культуре, через формирование
элементарных навыков приготовления пищи. Именно поэтому решили познакомить детей с процессом изготовления песочного имбирного пряника (печенья).
На Руси пряники пекут с древнейших времен. Как и другие сладости, пряники, в первую очередь, пекли на радость детям.
Слайд 13Реализация проекта.
День 1
Перед занятием дети готовят свое рабочее
место (ставят стулья к столам) и необходимый инвентарь (фартук, косынка, скалка, формочки). Моют руки.
Беседа воспитателя с детьми.
- Вы знаете, что такое пряник?
- Какой продукт добавляют в пряник, чтобы он был сладким?
- Как вы думаете, почему пряник так называется?
С древних времён Русь любила и выпекала пряники. Об этом говорят сказки и предания. В глубокую старь тех людей, кто делал пряники, так и называли «прянишниками». Мастера – «прянишники» выпекали разные пряники.
Слайд 14Я предлагаю вам сегодня освоить профессию «прянишника». Готовы трудиться?
Но сначала посмотрите
схему процесса приготовления пряника.
Физ. минутка «Замесим тесто»
Ой, ладошки, ладушки,
Мы печём оладушки, (хлопки ладонями)
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно. (помешивание по кругу)
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол (присели)
Тесто убежало (бег на месте)
Начинай сначала.
Слайд 15Во время работы звучит запись народной музыки. Дети в миску кладут продукты
(воспитатель говорит, сколько нужно класть). Воспитатель вместе с детьми замешивает тесто, раскатывает тесто. Дает каждому ребёнку попробовать раскатать свой кусочек теста и вырезать форму. Вырезанные пряники кладут на противень, помазанный маслом. Второй воспитатель относит пряники на кухню выпекать. Воспитатель с детьми убирают рабочие места, моют руки.
Слайд 16Реализация проекта. День 2
Перед занятием дети готовят свое рабочее место (ставят
стулья к столам) и необходимый инвентарь (фартук, косынка, скалка, формочки). Моют руки.
После рассаживаются на заранее подготовленные рабочие места (столы стоят буквой П, в центре стол воспитателя).
Продолжение рассказа воспитателя о пряниках.
Рецепты изготовления пряников разошлись по всей Руси. В разных городах и деревнях изготавливали пряники. Появились пряники «тульские», «городецкие», «вяземские» - по названиям русских городов: Тула, Городец, Вязьма.
Слайд 17Начинка у этих пряников была из пастилы, варенья, мармелада. Но главное,
что отличало все эти пряники – на них были картинки или надписи. Пряники с картинками назывались – печатные.
Помните, в «Сказке о рыбаке и рыбке» у А. С. Пушкина, старуха, когда стала царицей, ест печатный пряник (демонстрация иллюстрации к сказке) :………………………………………..
За столом сидит она царицею,
Служат ей бояре и дворяне,
Наливают ей заморские вина,
Заедает она пряником печатным…
Слайд 18
Хотите узнать, как делали печатные пряники? Тогда слушайте дальше.
Оказывается, в старину
на пряниках печатали картинки и узоры, поэтому и называли такие пряники – печатные. Для этого использовали специальные пряничные доски.
Брали деревянную дощечку не очень толстую, но и не тонкую. Дерево для доски выбирали с мягкой древесиной, чтобы легко резалось ножом: липу, тополь, осину. На такой доске мастер вырезал изображения птиц, растений, зверей, рыб, солнца и другие. Затем этот узор он углублял стамеской – делал на доске выемки по рисунку, чтобы в них поместилось
пряничное тесто.
Слайд 19
Помните, как вы формочкой из мокрого песка «куличи» лепите. Кладете в
формочку песок, утрамбовываете его лопаткой, затем переворачиваете формочку вверх дном и «куличик» с картинкой готов. Также и в углубление в пряничной доске мастер вкладывал тесто и ставил доску в печь. Когда пряники испекутся, доски доставали из печи, и пряник с картинкой готов. Когда пряник остывал, его покрывали сладкою глазурью. .
Слайд 20Вот и я вам сейчас предлагаю покрыть наши пряники-глазурью. Глазурь бывает
разных цветов. Это зависит от продуктов, из которых ее готовят.
Нам для приготовления глазури потребуется яйцо и сахарная пудра. Вы знаете, что такое сахарная пудра?........................
* Мы будем в яйца постепенно добавлять пудру, взбивая все миксером. Воспитатель самостоятельно взбивает глазурь.
* Красить нашу глазурь мы будем натуральными красителями, а именно, свекольным соком и морковным соком.
На столе воспитателя соковыжималка, тарелки с кусочками овощей на каждого ребенка. Дети поочередно подходят и самостоятельно выжимают сок.
Слайд 21Ответьте мне еще на несколько вопросов:
Каким цветом станет глазурь, если в
нее добавить морковный сок?
Каким цветом станет глазурь, если в нее добавить свекольный сок?
Как поменяется вкус глазури, если добавить лимонный сок?
Слайд 22Физ. минутка «Каравай»
В землю зернышко посадим,
Слишком малое оно (приседают, обхват коленей
руками, голову спрятать)
Землю солнышко согреет,
Быстро прорастет зерно. (постепенно подняться, вытянуть руки вверх)
Будет ветер тучки гнать,
Дождик землю поливать (наклоны в стороны, с поднятыми вверх ………………………………………………….руками)
По полю комбайн пройдет,
Урожай наш соберет. (ходьба на месте)
Мельник смелет нам муки,
Ну, а мы из муки.
Испечем пироги. (имитация движений: месят тесто, пекут пироги)
Всем на радость раздавай
Пышный, вкусный каравай! (развод перед собой руками, как бы раздавая ……………………………………………………….каравай и приглашая всех к чаю)
Слайд 23Во время работы звучит запись народной музыки. Воспитатель разливает глазурь по кружкам.
Дает каждому ребёнку емкость с глазурью. Готовые пряники дети опускают в кружку и кладут на тарелки и посыпают сверху кунжутом.
Слайд 24Воспитатель выкладывает все на противень для застывания и читает стихотворение:
Если хочешь
сладко жить
И остаться статным,
Надо чай зеленый пить
С пряником печатным.
С давних лет на Руси
Пряники любили.
Их наши дедушки, любя,
Бабушкам дарили.
Воспитатель с детьми убирают рабочие места, моют руки.
Упакованные в красивый мешочек с рецептом пряники, дети дарят своим родителям, радуясь проделанной работе.