Слайд 1
Проект
«Развитие диалогической речи
детей дошкольного возраста
через театрализованную деятельность»
Автор:
Воспитатель I квалификационной
категории
Конышева Оксана Викторовна
Слайд 2Актуальность
В последнее время возросли требования к качеству дошкольного
образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.
- Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В ФГОС ДО одной из основных задач речевого развития дошкольников является овладение диалогической речью, так как именно в ее недрах зарождается связная речь - основной показатель умственного развития дошкольника, средство общения со сверстниками и взрослыми, необходимое условие успешного обучения в школе.
Слайд 3Проблемы:
У 45% детей - низкий уровень развития диалогической речи (М.М.Алексеевой, В.И.Яшиной).
83
% родителей не уделяют должного внимания формированию диалогической речи детей.
Слайд 4 Моя педагогическая инициатива -использование театрализованной деятельности как средства развития диалогической
речи детей дошкольного возраста
Слайд 5Вывод:
Таким образом, мы можем организовать совместную деятельность с участниками проекта по
совершенствованию диалогической речи детей, используя предоставленные ресурсы
Слайд 6Цель:
Разработка эффективной системы работы по развитию диалогической речи детей дошкольного возраста
через театрализованную деятельность
Слайд 7Этапы:
Подготовительный. Сентябрь - октябрь 2014г.
Цель: создание условий для реализации
проекта
Практический. Ноябрь 2014г. – март 2016 г.
Цель: реализация проекта по всем направлениям
Заключительный. Апрель – май 2016 г.
Цель: анализ эффективности реализации проекта, подведение итогов, планирование перспектив развития.
Слайд 8Анализ психолого-педагогической литературы:
Методическая литература:
А.М. Бородич «Методика развития речи»
М.М. Алексеева, Б.И. Яшин
«Методика развития речи и обучения родному языку»
В.И. Логинова «Развитие связной речи» новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.
Л. Ворошниной, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шиловой и др. «Организация и методика театрализованной деятельности»
Слайд 9Вывод:
театрализованная деятельность, как разновидность ведущей (игровой) деятельности дошкольников, является эффективным методическим
средством для развития диалогической речи дошкольников;
театрализованная деятельность позволяет дошкольнику осваивать и творчески использовать нормы и правила родного языка, развивает умение гибко применять их в различных ситуациях.
Слайд 10Центр «Сказка за сказкой»
куклы «Би-ба-бо».
различные виды театров: конусный, пальчиковый, варежковый, настольный,
коробочковый и др..
декорации , костюмы и маски для персонажей, атрибуты к спектаклям.
ширмы для кукольного и настольного театра.
Слайд 11Центр «Речевой дворик»
игры, способствующие развитию речи,
предметные и сюжетные картинки.
альбомы различной
тематики.
карточки-схемы для обучения дошкольников диалогической речи.
Слайд 12Центр «Библиотека»
литературные произведения.
дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным
произведениям.
магнитофон, диски, ноутбук.
Слайд 13Этапы развития диалогической речи:
На 1 этапе, в средней группе, основными направлениями
являлись:
обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»),
развитие ЗКР
обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.
Слайд 14Этапы развития диалогической речи:
На 2 этапе, в старшем дошкольном возрасте, основными
направлениями являлись:
развитие коммуникативных навыков;
совершенствование речевого этикета;
освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской;
развитие творчества, импровизации и перевоплощения;
совершенствование диалогической речи.
Слайд 15Педагогические технологии:
Здоровьесберегающие, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников (динамические паузы, физкультурные
минутки);
Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком (позволит мне поставить в центр личность ребенка, обеспечить комфортные, бесконфликтные условия для развития диалогической речи детей);
Социо-игровая (способствует развитию ребенка в игровом общении со сверстниками);
Технология сотрудничества (поможет реализовать равенство, партнерство в субъектных отношениях педагог-ребенок-родитель);
Информационно-коммуникационные (обеспечат знакомство с различными видами театров, театральными профессиями, а также качественное запоминание детьми текста литературных произведений);
Диагностическая технология (позволит отследить эффективность применяемых педагогических технологий, методов и приемов для развития диалогической речи детей).
Слайд 16Методы обучения диалогической речи
Разговор воспитателя с детьми Воспитатель разговаривает с детьми
по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально.
Чтение литературных произведений. Чтение дает детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Словесные поручения. Можно дать ребенку поручение сходить в соседнюю группу за книгой, попросить у методиста картину, показать новому ребенку игрушки, передать что-либо родителям и т.д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации, и ее лучшего запоминания. После выполнения надо узнать у ребенка, как он с ним справился. Для развития умения слушать чужую речь полезны также игры и поручения.
Речевые ситуации, направленные на формирование навыков составления диалогов: на трансформацию содержания беседы в диалог; на составление диалога по речевой ситуации.
Разнообразные игры
Слайд 17Приемы обучения диалогической речи:
1. Чистоговорки и скороговорки
2. Беседа групповая
3. Упражнения в
употреблении речевых штампов.
4. Постановка вопроса
5. Дидактический рассказ с инсценировкой
6. Инсценировка диалога в стихах
7. Режиссерские игры
8. Игры – драматизации
9. Дидактические игры
10. Другие
Слайд 18Формы организации театрализованной деятельности:
Совместная деятельность:
- Организованная образовательная деятельность;
- показ спектаклей
и участие в конкурсе «театральная неделя»;
- игры-драматизации;
- индивидуальная работа по театрализованной деятельности;
- речевая гимнастика;
- заучивание скороговорок, чистоговорок, игры на развитие дыхания;
- чтение и обсуждение сказок, разбор характеров героев;
- сочинение и рисование сказки;
- просмотр видеозаписи показанных сказок с комментарием;
- показ презентации и диафильмов;
- встречи с интересными людьми;
- посещение театра.
- сюжетно-ролевая игра.
Самостоятельная деятельность:
- игры-драматизации, показ спектаклей по инициативе детей в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде.
- спонтанные концерты.
Слайд 20Работа с родителями
анкетирование;
родительское собрание по темам «Значение театра в развитии ребенка»,
«Уроки общения»;
семинар «Театр в жизни ребенка»;
круглый стол «День театра в семье»;
индивидуальные консультации;
определение репертуара детских спектаклей на весь период реализации проекта;
разучивание роли с детьми;
создание декорации и костюмов для персонажей;
совместные посещения детских театральных постановок.
Слайд 21Взаимодействие с социальными партнерами
Шарыповский драматический театр:
Литературная гостиная «Пушкинские чтения» с участием
С. Юнгмана
Круглый стол «Мир закулисья»
Посещение спектаклей детьми, представление спектаклей актерами театра
Детская библиотека:
Литературные викторины
Познавательные мероприятия «В гостях у Чуковского», «Творчество Маршака» и др.
Слайд 23
Результаты мониторинговых исследований
Слайд 24Выводы
Таким образом, разработанную и апробированную мной систему работы по развитию
диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность можно считать эффективной т.к она способствует развитию диалогической речи детей дошкольного возраста.
Слайд 25Перспективы развития проекта:
Использование опыта данного проекта в работе с другими
детьми;
Разработка проекта «Совершенствование диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики»