Слайд 1Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Составила: Шимедюк С.А.
Слайд 2Данная программа (авторы О. Л. Князева и М. Д. Маханева) предлагает
новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.
Слайд 3Основная цель
программы
способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать
их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды.
Слайд 4900igr.net
Теоретическая основа программы
Дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к
непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка.
Слайд 5Исходя из данных теоретических оснований, авторы рекомендуют следующее:
1. Окружающие предметы, воспитывающие в
нем чувство красоты, любознательность, должны иметь национальную специфику. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что эти вещи — часть его великого народа.
Слайд 62. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки и
т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, его нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, педагог приобщает их к общечеловеческим и национальным ценностям. В русском фольклоре особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому русский фольклор, по мнению авторов, является богатейшим источником для познавательного и нравственного развития детей..
Слайд 73. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать праздники
и традиции. В них сфокусированы накопленные веками наблюдения за поведением птиц, растений, погодными явлениями и т. д. Причем эти явления всегда связаны с трудом и общественной жизнью человека.
Слайд 84. Очень важно знакомить детей с народным прикладным искусством и декоративной росписью.
Русское декоративно-прикладное искусство (игрушки, росписи, костюмы и пр.) обладает ярким национальным колоритом и безусловной художественной ценностью.
Слайд 9Образовательная цель программы
приобщение детей ко всем видам национального искусства —
от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.
Слайд 10Программа рассчитана на работу с детьми трех – семи лет. Она
включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю.
Слайд 11Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации
незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т. д.
Слайд 12Конечно, реализовать такую программу могут лишь педагоги, хорошо знакомые с русским
фольклором и национальной культурой. Для того чтобы педагогический коллектив любого детского образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т. д.