Слайд 1Предметно-пространственная развивающая среда
с учетом ФГОС
ВЫПОЛНИЛИ;
Бекренева Е.А
Шарапова Л.Р.
МБДОУ №4 « Рощица»
2018
Слайд 2Образовательная программа детского сада
Образовательная программа
дошкольного образования
«От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.
Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Слайд 3Рекомендации программы
к предметно-пространственной развивающей среде
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным,
здоровье-сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Слайд 4
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
поэтому
взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (построй-
ки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство,
познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В груп-
повой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-
тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели
и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной
игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную
активность, несколько раз в день.
Слайд 5
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому
разнообразная полифункциональная
предметная среда пробуждает ак-
тивное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают
имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы,
занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды
позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки
зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть
ее результаты.
Слайд 6
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать
доступ к объектам природного характера; побуждать
к наблюдениям на
участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с
природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовы-
ваться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее
влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты
великих людей, предметы старинного быта и пр.).
Слайд 7
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграничен-
ных зон («центры», «уголки»,
«площадки»), оснащенных большим количес-
твом развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества,
развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выби-
рать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу
дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс
с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим
планированием образовательного процесса.
Слайд 8
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок
ряжения (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных
мастеров и т. д.);
• уголок природы (наблюдений за природой);
• спортивный уголок;
• уголок для игр с водой и песком;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности де-
тей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
• игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,
тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Слайд 9Основные требования программы
к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной орга-
низации должна быть:
•
содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Слайд 10Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Уголек»
Кемеровская
область, город Мыски
Слайд 11
МБДОУ № 4 "Уголек" осуществляет свою деятельность
с 1 января 1977
года.
Детский сад типовой.
В 2017-2018 учебном году функционирует 13 возрастных групп.
На 05.10.2018 г. численность воспитанников составила 309.
Слайд 12В саду созданы все условия для полноценного развития ребенка: оборудованы физкультурный
Слайд 16Кабинеты:
педагога-психолога,
учителя-логопеда,
методический кабинет,
медицинский кабинет
Слайд 17Группа раннего возраста №1 «Гномики»
(от 1,5 до 2 лет)
Списочный состав группы:
18 человек
Девочек: 8, мальчиков: 10.
Слайд 18
Образовательная среда группы соответствует возрастным особенностям и содержанию программы.
В группе имеются
различные игровые пространства, в которых имеется свободный доступ детей к играм, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Слайд 191. Зона социально-комуникативного развития
Здесь мы играем в сюжетно-ролевые игры, такие как
(Покормим куклу Олю, уложим куклу спать, больница, аптека, парикмахерская, магазин).
Слайд 223. Зона познавательно-речевого развития
– он оснащен дидактическими и наглядными материалами (конструктор, кубики,
вкладыши, бусы, логические кубы, книги, пирамидки и т.д.).
Слайд 24
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет,
поэтому
взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (построй-
ки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство,
познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В груп-
повой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двига-
тельной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели
и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной
игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную
активность, несколько раз в день.
Слайд 284. Зона физического развития
в нем находится оборудование для индивидуальных подгрупповых занятий, для
коррекционной гимнастики и материалы для подвижных игр
Слайд 29Также имеется уголок уединений, который легко собирается и разбирается
Слайд 30мягкие модули и уголок для мальчиков.
Слайд 31
Центры активности легко трансформируются в зависимости от образовательной ситуации.
Так же мы
используем учебную доску для игры с магнитами, рисования мелками и маркерами.
Слайд 32
Предметно – пространственная среда соответствует требованиям безопасности и надежности.
Слайд 33
Средняя группа № 2 «Цветик - семицветик» (4-5 лет)
Списочный состав группы:
29 детей
Девочек 12, мальчиков 17.
Слайд 34
Наша группа «Цветик семицветик». В ней тепло, уютно, весело и интересно.
Каждый день здесь собираются друзья: это взрослые (воспитатели, специалисты, помощник воспитателя, родители) и наши дети. В играх, на занятиях, на прогулке мы учим детей дружить, играть, познавать мир, помогаем сделать первый шаг во взрослую жизнь.
Для того чтобы детям было интересно, и они с удовольствием приходили в детский сад, необходимо создать определенные условия.
Слайд 35
При формировании предметно-развивающей среды в нашей группе, мы поставили себе цель
выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать предметно-развивающую среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
Слайд 36
Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков
с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение, в группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.
Слайд 37
Наша группа начинается с приёмной –здесь находятся информационные материалы для родителей:
уголок
для родителей (режим дня, сетка НОД, антропометрические данные детей, особенности возраста и т.д.);
стенды «Меню», «Чем мы сегодня занимались?» и т.д.
наличие консультативного материала для родителей (на актуальные темы, по сезону, по запросу родителей);
выставка детских работ .
Слайд 41
Предметно – пространственная развивающая среда организовывается с учётом требований ФГОС, где
чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная
2) познавательная
3) речевая
4) художественно-эстетическая
5) физическая
Слайд 42Художественно - эстетическое развитие.
Направление:
В уголке Изо находится материал и оборудование для
художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному уголку имеется свободный доступ .
Слайд 45Речевое развитие.
Книжный уголок играет существенную роль в формировании у детей интереса
и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.
Уголок «Развитие речи»
Речевое развитие детей – самая распространённая проблема на сегодняшний день. Для улучшения развития речи мы в своей группе оформили уголок развития речи и изготовили для него необходимый материал( дидактические речевые игры, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционные упражнения).
Слайд 47Познавательное развитие.
Уголок опытно-экспериментальной деятельности . В нем находится материал,
для осуществления опытной деятельности: лупы, колбы, мерные стаканчики, воронки, песочные часы, грунт, камни, семена, крупы и т. Наши маленькие «почемучки» проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.
Слайд 49
Уголок природы включает в себя экологическую деятельность.
В данном уголке содержатся
различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др.
Слайд 51
«Строительный (конструктивный) уголок», хоть и сосредоточен на одном месте и занимает
немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность.
Слайд 53
Уголок «Дидактических игр» (игротека)
Центр решает следующие задачи: целенаправленное формирование у детей
интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми .
Слайд 55Социально-личностное развитие.
Игра - основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой
центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:
Слайд 62Физическое развитие
Спортивный уголок
Слайд 64
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с реализуемой образовательной программой: игры
соответствуют возрасту 4-5 лет, соответствует содержанию программы, наличие свободного доступа детей к играм (игры расположены на доступной для ребенка высоте), трансформируемость и полифункциональность образовательного пространства (пространство трансформируется в зависимости от образовательной ситуации и от меняющихся интересов детей, модулей нет, но дети используют мебель как предметы- заместители в игре, например стулья для игры в автобус; атрибуты для одной сюжетной игры могут использоваться по желанию детей как предмет-заместитель для усовершенствования сюжетной линии других игр. Одни и те же пособия используются для развития у детей сенсорно-моторных навыков, речевого развития, опытно-поисковой работы. Учебную доску используем для рисования мелками, составления узоров, выставки детских работ.)
Слайд 69
Предметно-пространственной среды соответствует требованиям безопасности и надежности .
Безопасность:
закрепление мебели;
соответствие мебели ростовым
показателям;
соответствие игрового и дидактического материала возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям;
соответствие естественного и искусственного освещение требованиям СанПиН;
отсутствие опасных, колющих режущих торчащих предметов
Слайд 70
Недостатки в предметно-пространственной развивающей среде:
Трансформируемость уголков в спальном помещение есть, а
в группе почти нет.
Полифункциональности очень мало.
Нет напольных больших модулей.
Таким образом. Можно сделать выводы, что предметно-пространственная развивающая среда соответствует всем нормативам СанПиНа и ФГОС ДО. Но нам есть куда стремиться и совершенствоваться.
Слайд 71
Дошкольный возраст - это то время, когда закладывается фундамент всей
жизни человека. И если уделять внимание предметно-развивающей среде ребёнка, его сенсорной восприимчивости окружающего мира, это будет способствовать становлению гармоничной, самодостаточной личности.
Слайд 72Старшая группа №1 «Пчелки»
СПИСОЧНЫЙ СОСТАВ;28
Девочек 15 .Мальчиков 13
девиз
Группа «Пчёлки» Наш девиз – Наш девиз – Мы знания, как пчелки, по крупицам соберем!
Слайд 74Социально -коммуникативного развития
сюжетно-ролевые игры, (Покормим куклу Олю, уложим куклу спать, больница,
аптека, парикмахерская, магазин
Слайд 81Младшая группа№1»Ромашка»возраст от 2-3 лет
Слайд 83Цель создания развивающей предметно – пространственной среды
создание условий для мотивации и
активизации в самостоятельной и совместной деятельности, саморазвития и самоутверждения в ней
Слайд 86Уголок уединения в группе организуется по ряду причин. Во первых ребёнку
необходимо своё личное пространство, где он может остаться со своими мыслями, снять возбуждение, успокоиться, настроиться эмоционально, отдохнуть и с новыми силами познавать окружающий мир. В уголке уединения могут быть размещены фотоальбомы с фотографиями членов семьи ребёнка, также могут быть книги, содержание которых определено возрастом детей.