Слайд 1ПРЕДМЕТНАЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ДОО
Слайд 2
ППРС - система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова)
Слайд 3Предметная пространственная развивающая среда ДОО
Это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих
организацию жизни детей в ДОО. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее элементы (оборудование, игры, игрушки, дидактический материал и пр.) – его развитию.
Слайд 4Требования ФГОС к ппрс
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2.
Доступность среды, что предполагает:
2.1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
2.2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
3. Должны учитываться национально – культурные условия.
Слайд 5При проектировании ппрс следует выделять составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Слайд 6отмечают ряд нерешенных проблем:
среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна
- дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
при создании среды, как правило, не учитываются особенности детей, посещающих данную группу: возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и проч.;
оснащение тематических «уголков» и «центров» носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений.
Слайд 7
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской
деятельности
Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Слайд 8Настоящие Требования включают семь групп требований:
1)требования к кадровому обеспечению;
2)требования к материально-техническому
обеспечению;
3)требования к учебно-материальному обеспечению;
4)требования к медико-социальному обеспечению;
5)требования к информационно-методическому обеспечению
6)требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7)требования к финансовому обеспечению.
Слайд 9Принципы построения развивающей среды
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Принцип активности, самостоятельности,
творчества
Принцип стабильности – динамичности
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды
Принцип «половых и возрастных» различий
Принцип достижения ребенком своего права на игру
Предметно-развивающая среда должна ориентироваться на зону ближайшего развития
Принцип открытости - закрытости
Слайд 10Психологические требования к построению развивающей среды:
-комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических
норм;
-среда должна быть современной, отвечающим основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;
-соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
-базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;
-должна удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;
-должна учитывать возрастные особенности детей детского сада, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;
обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.
Слайд 11Критерии отбора игровых материалов и оборудования
Игрушки не должны:
провоцировать ребенка на
агрессивное действие;
Вызывать проявление жестокости по отношению к игрушкам и персонажам игры (людям, животным);
Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.
Педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:
Остроумность образного решения;
Многовариативность;
Обобщенность;
Открытость;
Полифункциональность;
Дидактические свойства;
Разнообразие по уровню сложности;
Возможность применения группой детей;
Использование различных фактур.
Слайд 12Функции развивающей среды:
1. образовательная
2. развивающая
3. воспитывающая
4. стимулирующая
5. организационная
6. коммуникативная
Слайд 13Содержание центров развития
Центр науки (природы)
Центр ручного труда
Центр занимательной математики
Литературно-театральный центр
Строительный центр
Физкультурно-оздоровительный
центр
Центр шашек и шахмат
Центр отдыха
Слайд 14Психолого-педагогические аспекты создания развивающей среды
Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в
том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребенка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность свою деятельность самостоятельно: поставить цель, оборудовать (и убрать) свое рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиться задуманного результата.