Слайд 1ПОСТРОЕНИЕ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОВРЕМЕННЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОУ
Подготовила педагог-психолог
Высшей
квалификационной
категории Шишова Н.Г.
Одинцово, 2019
Слайд 2Конфликт
— наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий
в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников конфликта, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
Конфликт – это столкновение, а столкнуться могут мнения, силы, интересы, влечения, притязания… да мало ли что ещё. Список может быть продолжен сколь угодно, так как проявления человеческих чувств очень многогранны, и причины, толкающие человека к конфликту, тоже разнообразны. В любом случае конфликты занимают большое место в нашей жизни.
Слайд 3Что может быть причиной конфликта?
Расхождение в интересах – иногда цели и стремления
одного не совпадают с целями и стремлениями другого.
Ограниченность ресурсов – бывает, что приходится «делить пирог», и каждый из участников претендует на большую часть.
Неоправданные и неозвученные ожидания – когда негласные договоренности по-разному воспринимаются разными людьми.
Эмоции, история, личностные особенности и личные переживания участников.
Слайд 4Функции конфликта
Возможность победить и завоевать: права, блага, пространство. Важным является само чувство
победы, которое может быть не связано с материальной или социальной выгодой, а иногда и наоборот может быть сопряжено с серьезными убытками.
«Лекарством от скуки» конфликты называют совсем не случайно. Конфликты могут развлечь, но тут как с лечением ядами – важно точно определить дозу.
Энергетизация. Конфликт всегда эмоционален, а эмоции (неважно, положительные или отрицательные) приносят с собой энергию. Задача руководителя – правильно эту энергию направить.
Самовыражение. Конфликт – очевидная возможность заявить о себе, иногда — единственная. Довольно часто конфликтными являются люди с невысоким статусом в организации.
Способ занять себя — для «бездельников с амбициями». Они становятся всем видны и слышны, а количество поводов работать снижается: «Какая работа, когда вокруг полыхает конфликт!»
Отстоять свои позиции, защитить себя. Как говорят, «бывает, и заяц кусает» — в ситуации, когда есть, что терять и некуда отступать, даже самые кроткие сотрудники способны пойти на обострение отношений.
Слайд 6Управление конфликтом заключается в том, чтобы сделать его
продуктивным, т.е. минимизировать негативные
последствия и максимально использовать позитивные стороны.
Слайд 9«Типы конфликтных личностей»
«Паровой каток»
«Скрытый агрессор»
«Разгневанный ребенок»
«Жалобщик»
«Молчун»
«Сверхпокладистый»
Слайд 10Стили разрешения конфликтов
уклонение;
сглаживание;
принуждение;
компромисс;
решение проблемы.
Слайд 11Управление конфликтом
Управление конфликтом заключается в том, чтобы сделать его продуктивным, т.е.
минимизировать негативные последствия и максимально использовать позитивные стороны.
Слайд 12Определите их причину:
Моя злость часто возникает потому, что сотрудник пренебрегает принятыми
правилами
• Привяжите к ситуации:
Я разозлился, потому что теперь мне необходимо исправлять ошибки
• Признайте свою ответственность:
Я разозлился, когда узнал о ситуации, но при этом сотрудник не хотел меня разозлить
• Используйте «Я - высказывания» - тогда Вы хозяин своих чувств.
Слайд 13Методика разрешения конфликта через решение проблемы
Определите проблему в категориях целей, а
не решений.
После того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон.
Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны.
Создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией.
Во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявления гнева и угроз
Слайд 14Техники, повышающие напряжение:
Перебивание партнера.
Игнорирование эмоционального состояния:
2.1 Своего; 2.2 Партнера.
Подчеркивание различий между
собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
Поиск виноватых и обвинение партнера.
Переход на «личности».
Резкое убыстрение темпа речи.
Избегание пространственной близости и наклона тела.
Слайд 15Техники, снижающие напряжение:
Предоставление партнеру возможности выговориться.
Вербализация эмоционального состояния:
2.1 Своего; 2.2 Партнера.
Подчеркивание
общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
Проявление интереса к проблемам партнера.
Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
Обращение к фактам.
Спокойный уверенный темп речи.
Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
Слайд 16Техники ответа на агрессию
Приемы работы с агрессией не обязательно меняют фон
общения с агрессивного на нейтральный или положительный. Как и любой прием, они не являются универсальными. И вместе с тем приемы работы с агрессией позволяют вам оставаться вне конфликтного взаимодействия. Если ваше сознание работает в момент конфликта с задачей подбора определенной тактики, вы уже отчасти защищены приемом рационализации. Настройте свое сознание на анализ возможных путей развития ситуации и после этого действуйте, сознательно беря на себя ответственность за последствия.
Слайд 17Метод «зато»
Использование приема подбора позитивного противовеса, который помогает оценить общую
оценку ситуации. Вначале диалога необходимо согласиться с собеседником, и вместе с тем продемонстрировать преимущество вашего положения.
Действительно, я имею немного опыта в этой работе, зато мой энтузиазм и готовность работать даже в не рабочее время с лихвой компенсируют этот недостаток.
Метод «функциональная роль». В ситуации развития агрессии человек прибегает к какому-либо объективному обстоятельству, которое логически определяет его действия
Моя функция заключается в ведении деловой переписки, поэтому я не должен быть компетентен в этом вопросе.
Слайд 18Метод «радости на гадости»
Заключается в умении высказать встречный комплимент
по теме агрессии, изменяющий стиль сообщения. Спасибо, что откровенно говорите о моих перспективах.
Метод «свернутый контакт»
Заключается в умении провести демонстрацию уверенного поведения. Спасибо, я обязательно приму это к сведению. Над чем вы посоветуете мне поработать?
Слайд 19Обобщающие рекомендации по конструктивному преодолению конфликтов
1. Осознание своей ответственности за чувства.
2.
Опиши ситуацию как «Поведение - Последствия - Чувства»
3. Избегай оценки мотивов и поведения другого человека.
4. Удостоверься, что тебя правильно поняли.
5. Подумай о словах, прежде чем вступать в разговор
6. Проанализируй тип конфликта и выбери линию поведения:
- Псевдо-конфликт - найди способ удовлетворить желания обеих сторон
- Факт-конфликт - уточни и сверь факты
- Эго-конфликт - уходи от оценок личности к содержанию и фактам
- Конфликт ценностей - признай различия и подумай, в чем ценности общие.
Слайд 20Игра «Поведение в конфликте»
Цели игры:
сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
показать
основные психологические факторы, определяющие конфликт;
учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной (поведенческой) системе межличностного взаимодействия.
Слайд 21Игра «Поведение в конфликте»
Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Стиль
«Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный ей вид поведения в конфликте.
Слайд 22Упражнение «Корзинка претензий»
Вспомните конфликтные ситуации с родителями. Сформулируйте суть недовольства в
форме конкретной реплики.
Например: «Какое безобразие, у моего ребенка грязный комбинезон, куда смотрит воспитатель!».
Запишите их на отдельном листке.
Цель: собрать материал для отработки техники «Вербализации эмоционального состояния».
Слайд 23Способы работы с претензией
Правило LAST
Listen — выслушать (активно, уточнить конкретно, что случилось).
Apologize —
извиниться, посочувствовать проблеме.
Solve — решить проблему или предложить решение.
Thank — поблагодарить и еще раз извиниться.
Слайд 24Вежливо уточнить, конкретизировать недовольство: «Что конкретно вам не понравилось?».
Внимательно выслушать родителя,
глядя в глаза не менее половины времени общения и кивая в знак того, что проблема услышана.
Убедиться, что проблема правильно понята, и ясно, чего хочет гость. Например: «Правильно ли я вас понял(а), что вам не понравилось …, и вы хотите...?». После следует дождаться от родителя подтверждение.
Показать свое участие, например: «Согласен(на), это неприятно, когда…».