Слайд 1Проекты во внеурочной деятельности учащихся начальной школы
Слайд 2Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
Направлены на достижение конкретных целей.
Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Имеют ограниченную протяженность во времени. С определенным началом и концом.
В определенной степени неповторимы и уникальны.
Проект – одна из форм исследовательской работы.
Проект – совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности.
Слайд 3Цель работы над проектами в начальной школе:
развитие личности и создание
основ творческого потенциала учащихся.
Слайд 4Что такое проект для ученика?
-раскрытие творческого потенциала;
-умение работать в группе;
-деятельность,
направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися
-умение презентовать свою работу.
Слайд 5Что такое проект для учителя?
Проект – это интегративное дидактическое средство развития,
обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования:
-проблематизация,
-целеполагание,
- планирование деятельности,
- рефлексия и самоанализ,
-презентация и самопрезентация.
Слайд 6Выбор тематики проекта
Тема предлагается преподавателем:
- по учебному предмету;
- в соответствии с
естественными профессиональными интересами;
- с учетом интересов и способностей учащихся.
Тема выбирается учащимися в соответствии с личными интересами.
Слайд 7Выбрать тему не сложно, если знаешь, что тебя интересует.
Если не можешь
сразу определить тему, задай себе следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я занимаюсь больше всего в свободное время?
Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Чем я хочу заниматься в первую очередь (музыкой, искусством, поэзией, окружающим миром)
Слайд 8Типы проектов
исследовательско – творческие: учащиеся экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде газет, докладов, поделок, коллективных работ.
ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по – своему поставленные проблемы);
информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн );
творческие (оформление результата в виде детского праздника).
семейные проекты.
Слайд 9Какими могут быть темы проектов?
* Теоретические -темы по изучению и обобщению
сведений, фактов, материалов содержащихся в разных книгах, фильмах и других источниках.
* Экспериментальные – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов
* Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях.
После выбора темы проекта необходимо поставить проблемный вопрос – цель исследования.
Слайд 10Определить цель исследования – значит, ответить себе и другим на вопрос
о том, зачем ты его проводишь.
Для решения проблемы по теме исследования, потребуется гипотеза или даже несколько гипотез.
Слово «гипотеза» - происходит от древнегреческого hypothesis – это рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.
Перед учащимися ставится вопрос:
Как мы можем узнать что–то новое о том, что исследуем?
Для этого надо определить, какими методами мы можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Слайд 11Совместно с учащимися создается маршрут исследования: где необходимо добыть информацию:
Подумать самостоятельно.
Посмотреть
книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей.
Познакомиться с телефильмами по теме исследования.
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Посмотреть в глобальной сети Интернет.
Слайд 12Защита проекта – один из этапов работы над проектом, который пропустить
невозможно.
Необходима подготовка к защите проекта:
Выделить из текста основные понятия и дать им определения.
Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
Предложить примеры, сравнения и сопоставления
Сделать выводы и умозаключения.
Указать возможные пути дальнейшего изучения.
Подготовить текст сообщения.
Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 13Защита проходит публично, присутствуют родители, слушатели –учащиеся, гости.
Учащиеся учатся излагать
добытую информацию, учатся доказывать свою точку зрения.
Основные моменты проекта сформулированы кратко и четко.
Выступление регламентировано: 8-10 минут.
Малосущественные вопросы снимает педагог, напоминает о регламенте выступления.
Учащимся предлагается план защиты проекта.
Слайд 14Форма предоставления защиты проекта:
веб-сайт и презентация проекта;
печатная публикация;
буклет, газета.
Слайд 15Виды презентационных проектов:
игра с залом
телепередача
деловая игра
путешествие
спектакль
отчет исследовательской экспедиции
научная конференция
демонстрация видеофильма
диалог персонажей
слайд-шоу
концерт
стендовая
презентация
Слайд 16НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
СПОРТИВНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ
СОЦИАЛЬНОЕ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ
План внеурочной деятельности
начального общего образования на 2016-2017 учебный год
Слайд 17
Проект
«Поможем птицам зимой»
1 класс
Слайд 18Паспорт проектной работы
Тип проекта: исследовательско – творческий, краткосрочный, коллективный.
Цель проекта: убедить
учащихся в необходимости заботы о птицах в зимнее время года, организовать подкормку птиц.
Задачи:
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их значении для природы.
Расширить знания о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц.
Научить учащихся самостоятельно изготавливать кормушки для птиц из бросового материала.
Воспитывать любовь к природе, бережное ко всему живому, ответственность за "братьев наших меньших".
Слайд 19Актуальность:
Участие учащихся в проекте «Поможем птицам зимой» обеспечивает более надёжные основы
экологической ответственности младших школьников.
Изготовление кормушек для птиц развивает логическое и образное мышление, вырабатывает такие качества как усидчивость, аккуратность, внимательность и наблюдательность.
Слайд 20Основополагающий вопрос:
Как люди могут помочь птицам в зимнее время года?
План работы:
Понаблюдать
и определить с помощью атласа – определителя «От земли до неба» А. Плешакова, какие птицы зимуют в нашем селе.
Уточнить, какой корм используется для подкормки зимующих птиц.
Выяснить с помощью справочников и Интернет – ресурсов о подходящих кормах для всех видов птиц в отдельности.
Проведение беседы с учениками и родителями.
Самостоятельный поиск дополнительной информации в сети Интернет.
Самостоятельное изготовление различных кормушек и их презентация.
Развешивание изготовленных кормушек в школьном саду.
Оборудование: интерактивная доска, материалы, собранные учащимися, схемы изготовления кормушек.
Продукт проекта: кормушки, изготовленные учащимися.
Слайд 26Групповой (исследовательский) проект учащихся 2класса:
Фразеологизмы в нашей речи
Слайд 27Актуальность темы:
На занятиях внеурочной деятельности «Юный журналист» нам часто встречались выражения,
которые мы не могли объяснить. Например: «яблоку негде упасть», «сесть в калошу», «точить лясы», «комар носа не подточит». Было очень интересно узнать, что значат эти фразы. Оказывается эти фразы имеют свою историю рождения, свое название и значения. Это фразеологизмы. Почему мы знаем так мало фразеологизмов, почему так редко употребляем в своей речи, почему не хотим задумываться над их смыслом и значением, когда слышим их от своих родителей и учителей? Мы решили ответить на эти вопросы в своей работе «Фразеологизмы в нашей речи».
Слайд 28Целью нашей работы является пополнение словарного запаса фразеологическими оборотами.
Для достижения этой
цели мы поставили перед собой следующие задачи:
1) узнать, что такое фразеологизмы;
2) разобраться в истории возникновения некоторых фразеологизмов;
3) провести анкетирование и опрос среди сверстников, родителей и учителей школы, и выяснить, какие фразеологизмы употребляют в речи наши знакомые;
4) раскрыть значение некоторых фразеологизмов.
Объект и предмет исследования:
Фразеологизмы в русском языке. Использование фразеологизмов в речи учащихся нашей школы, родителей, учителей.
Начало работы январь 2017г.
Наша работа состоит из нескольких этапов:
1. Изучение литературы о фразеологизмах.
2. Проведение опроса и анкетирования родителей, учеников, учителей школы.
3. Презентация проекта.
Слайд 29Фразеологизм - это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов,
признаков, действий.
Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу. Например, выражение «Бить баклуши» в значении «бездельничать» возникло на основе прямого значения «раскалывать чурбан на баклуши (чурки) для изготовления из них ложек, поварёшек», т.е. делать несложное, нетрудное дело.
Фразеологизмы характеризуют все стороны жизни человека: отношение к труду (золотые руки, бить баклуши); отношение к другим людям (закадычный друг, медвежья услуга) личные достоинства и недостатки (водить за нос, задирать нос, не терять головы).
Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
Слайд 30Использование фразеологических оборотов в речи наших знакомых.
С учащимся 2-6 классов мы
провели опрос.
Наиболее употребляемые фразеологизмы:
Зарубить на носу, скатертью дорога, после дождичка в четверг, где раки зимуют, кот наплакал, перемывать косточки, висеть на телефоне, душа в пятках, зубы заговаривать, заварить кашу, знать на зубок, точить лясы, как с гуся вода, уши развесить, глаза разбежались, вилами по воде, курам на смех, на лбу написано, ни пуха ни пера.
Слайд 31Проведёно анкетирование среди учеников (67ч) : знают, что такое фразеологизмы –
44 ученика, не знают – 23 ученика.
Анкетирование родителей учеников нашего класса показало, что многие родители употребляют в речи фразеологизмы, но многие не помнят, что это фразеологизмы, а популярные среди них следующие:
1) заткнуть за пояс 2) как с гуся вода
3) до свадьбы заживет 4) летать в облаках
5) век живи, век учись 6) лучше поздно, чем никогда
7)дело мастера боится
Интересно узнать, каким фразеологическим оборотам отдают предпочтения наши учителя? Классный руководитель часто говорит такие фразеологизмы: «заруби на носу», «засучив рукава», «ушки на макушке»., «пальчики оближешь»
Учитель английского языка любит повторять следующие фразеологизмы: «дров наломать», «медвежья услуга», «обвести вокруг пальца», «лапшу на уши вешать»
У завуча школы есть любимые фразеологизмы: «кот наплакал», «вставлять палки в колеса», «как рыба об лед», « знать как свои 5 пальцев»
Слайд 32У директора школы: «трудиться не покладая рук», «положа руку на сердце»,
« как снег на голову», «делать из мухи слона», «шут гороховый»
У учителя физкультуры: «быть в обойме», «золотой гол», «второе дыхание», «взорвать мозг», «сбился прицел», «выплюнуть легкие»
А нам нравятся фразеологизмы : «точить лясы», «зарубить на носу», «кот наплакал», «после дождичка в четверг» и т.д.
Таким образом, фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.
Слайд 33Выводы:
1. Изучив литературу по теме «Фразеологизмы», мы убедились, что русский язык
очень богат фразеологическими оборотами. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.
2. Большая часть фразеологизмов отражает историю России, обычаи предков, их работу.
3. Фразеологизмы достаточно широко употребляются в речи, как взрослых, так и детей, обогащают нашу речь, делают её яркой и красочной.
4. Узнавать значение фразеологизмов очень увлекательное занятие!
Слайд 35Задирать нос – хвастаться,обижаться
Слайд 46Список используемой литературы:
Баранов М.Т. «Русский язык» - Москва: Просвещение, 1993
Быстрова Е.А. Краткий фразеологический словарь русского языка – Санкт – Петербург: Просвещение, 1994 –
Волина В.В. «Учимся играя» - Москва: «Новая школа», 1994
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка – Москва: Просвещение, 1980
Яранцев Р.И. «Русская фразеология» - Москва: «Русский язык», 1997
Фразеологический словарик школьника. Ушакова О. Д. Изд. дом «Литера», 2009 г.
Интернет.
Слайд 52ПРОЕКТ
«Мое село, в котором я живу.»
3 класс
Слайд 53Актуальность темы.
Воспитание любви и уважения к родному селу – важнейшая составляющая
патриотического воспитания.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается, не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому, селу, детскому саду, школе, а ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень .Школьник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, а потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою Родину, свое село, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории, символики, достопримечательностях села, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, можно считать, что цель проекта достигнута и его задачи выполнены.
Слайд 54Цель: формирование духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, улице,
селу.
Задачи:
* Дать знания детям о родном селе, истории, символике, достопримечательностях.
* Воспитать уважительное отношение к человеку – труженику, результатам его труда, защитникам Отечества.
* Воспитать любовь к своему селу, гордость за него, умение видеть прекрасное.
Слайд 55Задача педагогов и родителей:
- как можно раньше пробудить в растущем
человеке любовь к родной земле.
- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, к армии, гордость за мужество воинов.
- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Слайд 56Этапы реализации проекта
Вводный этап. Подготовительный.
Ознакомление с материалами о селе.
Основной этап.
Практический.
Создание условий и оформление необходимого материала о селе.
Заключительный этап. Аналитический.
Итоговое занятие о родном селе. Защита проектов.
Наглядный материал.
Слайд 57Этапы работы над проектом:
I этап: Запуск проекта
Экскурсии по улицам села (обращать внимание
на названия улиц). Выяснить у детей, в каких местах они могут гулять с родителями. Оформить альбом с фотографиями этих мест.
Посмотреть фото с видами села.
Принятие решения: осуществление проекта «Село, в котором я живу».
II этап. Планирование проекта.
Создание творческой группы по реализации проекта в составе родителей, детей.
Для осуществления проекта планировать проведение следующих мероприятий:
Беседы с детьми о родном селе, «Достопримечательности села», рассказ детям о героях Великой Отечественной войны проживающих на территории села. Сходить к одному из оставшихся в живых. Рассказ о том что в наше районе много маленьких сел и деревень, где также проживают люди .
Конкурс рисунков на тему «Мое любимое село» выполненное детьми.
Конкурс рисунков совместно с родителями на тему «Село в котором я живу.
Оформление коллажа «Наша экскурсия в музей»
НОД по познавательной деятельности «Мое село»
Экскурсия в музей. Сходить в школьный музей .
Слайд 58Планируемые результаты.
Дети должны знать:
- место работы родителей (иметь представление о значимости
их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в школе, нести ответственность за их выполнение.)
- место проживание: село; предприятие родного села и их значимость; символику села, достопримечательность.
- историю родного села и быт русского человека.
- героев ВОВ своего района.
Слайд 62Проект «Охрана окружающей среды нашего села»
4 класс
Слайд 63Цель :изучить проблемы охраны
окружающей среды нашего села
Задачи:
1 Познакомить с источниками
загрязнения
2 Показать значимость проблемы охраны окружающей среды для общества
3 Найти пути их решения
Воспитывать ответственное отношение к природе,
Формировать экологическую культуру
Слайд 64Оборудование:
Интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет,
Материалы, собранные учащимися по теме
проекта
Слайд 65Этапы работы над проектом:
1. Постановка проблемы
2. Мотивация
3. Выдвижение гипотезы, решение проблемы
4.
Комплектование групп, определение плана работы,
распределение обязанностей внутри группы
5. Определение ресурсов, информационных источников и материалов
для реализации темы исследования
6.Работа в группах по выполнению задания
сбор материалов по проблеме проекта
7. Творческий этап
8. Презентация проектов
Слайд 66План работы
1 Узнать что такое экология?
Какие экологические проблемы современности существуют?
2
Анкетирование жителей села
«Какие проблемы загрязнения окружающей среды
Нашего села вы считаете самыми главными?»
3 Назвать причины загрязнения воды и воздуха нашего села
4 Найти пути решения проблем
5 составление памяток, буклета,
рисование плакатов в защиту окружающей среды.
Написание письма- обращения к жителям села
Вступление в клуб «Юные экологи»,
изготовление и размещение кормушек, подкорм птичек зимой
посадка саженцев деревьев,
Участие в акции «Сохраним елочку»,
Изготовление скворечников,
Санитарная уборка берега реки,
Участие в экологических уроках
Слайд 68Опрос показал
Загрязнение реки- 14%
Загрязнение воздуха- 7%
Утилизация отходов-
53%
Вырубка лесов- 26%
Слайд 72Критерии успеха над проектом.
Достигнут конечный результат
Создана активная команда участников проекта, способная
продолжить работу в будущем
Результат проекта использован другими коллективами
Информация о проекте широко распространена
Получено удовольствие от своей деятельности
Слайд 73 Использование метода проектов в начальной школе приносит
детям удовлетворение, что способствует
совершенствованию у них
личностных качеств, стремления получить знания, а главное – желания
учиться и получать от этого радость.
Слайд 74«Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца.
Воспитание – не
сумма мероприятий и приемов,
а мудрое общение взрослого с душой человека»
Василий Александрович Сухомлинский