Слайд 1Русский игровой хоровод
Учитель Пожидаева Ирина Васильевна МБОУ СОШ №1 г.Ленск Саха
(Якутия)
Слайд 2
«Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите
его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни».
/Иван Петрович Сахаров/
Хоровод - народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской. «Словарь русского языка С. И. Ожегова».
Слайд 4История происхождения
Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод.
Это самый древний вид русского танца. Основное построение хоровода - круг, его круговая композиция - подобие солнца, хождение за солнцем - "посолонь" берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца - Яриле.
Слайд 5Особенности
Хоровод - русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и
правила исполнения, определённые отношения между участниками. Он становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец - мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок
Слайд 6Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.
Слайд 7Одежда
Праздничный мужской костюм - это белая рубаха из домотканого холста
или шёлковая с вышивкой, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа
Слайд 9Одежда
. Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный - сарафанный
и южный - поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан - преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы
Слайд 10
Начинался хоровод часто так: две-три молодушки и столько же девушек-невест, живущих
по соседству, становились посреди улицы и начинали «играть песни». К ним постепенно присоединялись другие девушки. Затем, так же постепенно, подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами.
Слайд 11В хороводах принимали участие девушки, женщины, юноши, старики. Для хороводов отводились
специальные места - луга, опушки, рощи, луговины за околицей.
Слайд 12Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Женщины и девушки,
готовясь к хороводам, надевали лучшие наряды.
Слайд 13 К тому же хоровод, требовал не только талантливого актерского исполнения,
но и некоторых аксессуаров: в нем появляются платочки, венки, палки, табуретки. Каждый предмет являлся также и определенным символом. Венок символизирует брачный союз, платок – подушку, шелковая плеточка – символ силы и покорности. Все в этом хороводе – творчество.
Слайд 14Игры
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не
спит,
И на нас рычит.
Как у деда Трифона (или по своему имени)
Было семеро детей,
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили и не ели,
Друг на друга всё глядели,
Разом сделали вот так!
Слайд 15Игры
Заинька, выйди в круг,
Серенький, выйди в круг!
Поскорее выйди в круг,
Поскорее выйди
в круг!
Заинька, ты пройдись,
Серенький, ты пройдись!
Туда – сюда ты пройдись,
Туда – сюда повернись!
Заинька, умой ручки!
Серенький, умой ручки!
Леву, праву умой ручки,
Леву, праву умой руч
Заинька, пригладь шерстку,
Серенький, пригладь шерстку!
Справа, слева пригладь шерстку,
Справа, слева пригладь шерстк
Слайд 16Игры
В хороводе были мы,
Были мы, были мы
Кого надо видели,
Видели, видели.
Сокола –
молодчика,
молодца, молодца
Встань, молодчик, подбодрись,
Подбодрись, подбодрись.
Вправо, влево развернись
Развернись, развернись!
Кому хочешь, поклонись,
Поклонись, поклонись!
(Каждая строка в пении повторяется
салки
Количество участников — от 5 до 40 человек.
Для игры требуется платочек или веревочный жгут или мешочком с горохом или песком.
Все становятся в тесный круг вокруг водящего, руки кладут за спину. Водящий с платочком в руках ходит за кругом и, выбрав себе игрока, кладет ему в руки платочек (жгут, мешочек), после чего бежит по кругу.
Получивший платочек бежит за ним, стараясь догнать его и дотронуться до него платочком — осалить. Если догонит, то водящий берет у него платочек и продолжает водить. Если не догонит, они меняются ролями. Так игра продолжается.
Эта игра усложняется, если все играющие не просто стоят, а приседают или, что еще труднее, усаживаются «по-турецки» (из такого положения встать труднее).
Слайд 18«Раз, два, три! Растяпа ты!».
Снова звучит музыка, из внутреннего
круга выходят танцевать вместе с «растяпой», когда прервется мелодия, спешат занять место позади стоящих.
Если кто-нибудь становится «растяпой» трижды, ему кричат:
«Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Растяпа ты совсем!»
Слайд 19 Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. В подобном действии есть
сюжет и действующие лица: исполнители с помощью мимики, пляски, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами являются животные, птицы, и тогда участники хоровода, изображая птиц и зверей, подражают их движениям и повадкам. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа: труд, выбор жениха или невесты, взаимоотношения мужа и жены, любовная и сказочная темы,
Слайд 20 Значимость танца в русской народной культуре огромна
Народные танцы
- это продолжение нашей культуры, ментальность, национальный колорит. Поэтому так важно их знать, беречь и любить!
Слайд 22Хорошего настроения,доброго здоровица!