Слайд 1РОЛЬ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Презентацию подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ №20»: Пучкина Людмила Николаевна.
Слайд 2ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности
«универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин
Слайд 3 В своей работе по формированию УУД отдаю предпочтение именно проектно
– исследовательской деятельности. Так как - это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При такой работе формируются практически все виды УУД. Знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными.
Слайд 5Личностные УУД В процессе проектно- исследовательской деятельности у детей формируется: адекватная
самооценка; испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе; формируется мотивационная основа учебной деятельности; вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Слайд 6Регулятивные УУД В результате формирования регулятивных универсальных учебных действий проектная деятельность
играет важную роль: дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Слайд 7Познавательные УУД
Проектная деятельность даёт возможность: осуществлять расширенный поиск информации с
использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
Слайд 8Коммуникативные УУД
Дети учатся: строить понятные для партнёра высказывания; договариваться и
приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Слайд 9
Проект «Кормушка»
Во внеурочное время ребята решили исследовать жизнь птиц, которые
остались зимовать у нас. Возникла тема проекта, а затем и проблема –накормить птиц. Были обсуждены методы- изготовить кормушки. После этого готовые кормушки развесили на школьном дворе ,насыпали корм и убедились, что птицы склевали корм и прилетали на это место в поисках пищи. Таким образом результат проекта был достигнут.Были сделаны выводы и дальше подкармливать птиц. Ребята порекомендовали остальным ученикам помочь в подкормке птиц.
Исследовательские проекты .
Творческие проекты .
Приключенческо-игровые проекты
Информационные проекты .
Практико-ориентированные проекты .
Слайд 16Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой
реального, научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.
Слайд 17Работа над проектом «Чистые леса Татарстана»
Слайд 20Девочки 3 класса подготовили самостоятельно сценарий праздника 8 Марта и провели
конкурс причёсок .
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм ит.д.
Слайд 26Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой
ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются к моменту завершения действия
Слайд 27Ребята в течении года собирали информацию о сезонных изменениях в природе
,анализировали их. Сделали вывод.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов.
Слайд 30Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности
его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функции каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.
Используя этот вид проекта ребята 4 класса готовят презентацию «Прощай начальная школа!(фотоматериал собираем всем классом все 4 года), а Алёша её выполнит .Эту работу мы покажем на нашем выпускном бале.
Слайд 31
Критерии успеха над проектом
• Создана
активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
• Достигнут конечный результат.
• Результат проекта может быть использован другими коллективами.
• Информация о проекте широко распространена.
• Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.
• Получено удовольствие от своей деятельности.
Слайд 34Перед проведением работы по каждому из проектов учителем должна быть четко
выстроена логическая схема:
• Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
• Методы-виды деятельности.
• Результат.
Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.
Слайд 36Для учителя начальных классов эта работа является дополнительной нагрузкой но все
окупается, в учащихся происходят изменения: на уроках они самостоятельно формулируют тему, цели, подбирают нужную информацию, раскованно выступают перед аудиторией. Увеличилось количество учащихся, владеющих компьютером, дети научились составлять презентации. Увеличилось количество посещений школьной библиотеки.
Слайд 37Что дает работа над проектом?
Эта работа позволяет учащимся увидеть все
многообразие окружающего мира:
• Дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями.
• Приносят в класс литературу, анализируют статьи.
• Делают вырезки и группируют их по тематическим блокам.
• Совершают учебные экскурсии по родному краю.
• Посещают библиотеку и другие учреждения культуры.
• Занимаются краеведческой работой .
Слайд 38На основе полученной информации:
• Составляют списки, отчеты.
• Выпускаю стенные
газеты, книжки-раскладушки.
• Выступают перед учениками своего класса или школы.
• Пишут рефераты и готовят презентации.
• Фотографируют.
• Рисуют.
Работа над экологическими проектами способствует формированию принципов повседневной жизни человека на Земле во взаимодействии со всем окружением.
Слайд 39В начальной школе закладываются те умения, которые позволят учащимся стать субъектом
своей деятельности, развиваются способности самостоятельно получать информацию из разных источников, организовывать свою деятельность, успешно общаться со сверстниками и взрослыми. Задача учителя – организовать учебный процесс так, чтобы обще учебные умения и навыки стали основой для получения знаний. Для решения этой задачи необходимо использовать проектно-исследовательский метод на уроках, организовывать исследовательскую деятельность и во внеурочное время.
Слайд 44 Формирование универсальных учебных действий обеспечивает личности переход от осуществляемой совместно
и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания