Слайд 1Как люди открывали Землю. Путешествие финикийцев
Презентацию подготовила
Воспитатель ГПД ГБОУ Школы
№ 268 СПб
Кузнецова Т.Н.
Слайд 2Цели:
Познакомить обучающихся с историей географических открытий;
Способствовать развитию умений оценить результат путешествий
и исторических открытий.
Слайд 3Знакомство с финикийцами
Более 2500 лет назад люди тоже хотели узнать новое
об окружающем мире, открыть неведомые земли.
Найдите на карте Средиземное море.
На восточных берегах этого моря жили финикийцы – народ, славившийся своим мореходным искусством.
И как все путешественники, они были смелыми, отважными, сильными, не боящимися трудностей людьми.
Слайд 4Какими вы представляете себе корабли того времени?
В какое морское путешествие люди
могли отправиться?
Для чего им нужны были путешествия?
Как вы считаете, почему путешественники не потерпели крушения своего корабля во время морских штормов?
Слайд 5Суда, на которых путешествовали финикийцы, были деревянными, имели по одному парусу
и по нескольку десятков вёсел.
Слайд 6Началось плавание финикийцев с Красного моря и вдоль берегов Африки.
И
море, и новая земля были незнакомы путешественникам, и они хотели всё исследовать.
Протяженность берегов Африки превышает 30 000 км.
На современном судне такое путешествие заняло бы около 20 дней.
Древним же морякам на это понадобилось 3 года.
Слайд 7А чем же они питались, если путешествие было таким длительным?
Слайд 8Оказывается, мореплаватели находились не все время в пути. Каждый год они
прерывали своё путешествие на 2-3 месяца: высаживались на берег, сеяли хлеб, дожидались урожая и, собрав его, двигались с запасом продовольствия дальше.
Слайд 9Путешествие финикийцев показало, что Африку со всех сторон омывают воды океана
(кроме того места, где она соединяется с Азией).
Это было важным открытием того времени.
Африка тогда называлась Ливией.
Слайд 10В этом плавании был великий путешественник – древнегреческий историк и географ
Геродот, который записал и зарисовал всё, что видел.
А откуда мы узнали об этом путешествии?
Слайд 11Подводный лес Красного моря
Нескончаем африканский берег. Тревожно на душе у мореходов.
Шёл уже 2-ой год их плавания, а всё ещё не видно ему конца!
А путь пройден немалый – сначала они долго плыли по жаркому и опасному Красному морю, опасному своими коралловыми рифами.
Слайд 12В тёплой прозрачной воде растет необыкновенный лес.
Деревца-кораллы построены из извести.
Строили их сотни лет маленькие живые существа – полипы, похожие на цветочки со множеством лепестков.
Когда кораллы достигают поверхности моря, то получается как бы живой остров.
Остров – дом для морских обитателей.
Слайд 13Словно бабочки, неспешно порхают пёстрые стайки рыбок в подводном царстве.
Слайд 14За коралловым кустом притаилась причудливая рыба-собачка.
Слайд 15Вот за бортом корабля в морской глубине висят совсем безобидные с
виду прозрачные медузы.
Но безобидными они только притворяются – могут жалить, как крапива.
Слайд 16Попробуй-ка, тронь рыбу-луну: раздуется как шар, во все стороны шипы.
Слайд 17Есть здесь рыбы, умеющие летать.
Их так и называют – летучие.
Слайд 18А голубой марлин или меч-рыба развивает скорость до 100 км/час –
нет его быстрее в морских глубинах.
Слайд 19А то вдруг из расщелины выплывет, похожая на змею, хищная рыба-мурена.
Цап – и уже трепыхается в ядовитой пасти радужная рыбка.
Слайд 20А по дну ползёт морская звезда – это тоже хищник.
Она
подбирается к коралловым деревьям.
Своим сильным, похожим на щипцы ртом-скребком отламывает она веточки вместе с полипами и перетирает их.
Соберётся много таких звёзд и вполне островок могут съесть!
Слайд 21Африканские чудеса
Плывут финикийцы вдоль африканского берега.
А оттуда, из густо-зелёных лесов
доносится и верещание, и треск, писк, а иногда могучий рык.
Видят моряки ловко скачущих с дерева на дерево проворных обезьянок.
Слайд 23Иногда берег словно раздвигается, и обнаруживается река. Поднимались люди по ней,
дивились пёстрому миру.
Слайд 24Но далеко в вечнозелёный лес не заходили. И не мудрено.
Там
словно на дне громадного зелёного моря.
Сколько ни вглядывайся ввысь – не увидишь неба.
Всё вокруг обвито канатами лиан.
Слайд 25Набрав свежей пресной воды в реке, отчаливают мореходы от берега, поворачивают
к морю.
Чем дальше на юг, тем жарче воздух. От духоты нет спасения.
А тут и запасы еды подошли к концу, почти не осталось хлеба.
Тогда высадились мореходы на берег там, где леса меньше и просторные долины.
Там они возделали землю, посеяли хлебные зёрна и стали ждать урожая.
Слайд 26Мимо их полей проходили огромные стада длиннорогих антилоп и полосатых зебр.
Слайд 27Паслись жирафы.
А финикийцы удивлялись, как быстро могут бегать эти тонконогие
животные.
Слайд 28Через 3 месяца, собрав урожай, первооткрыватели пустились дальше.
Ещё 2 раза
сеяли и собирали они урожай хлеба.
Слайд 29Когда финикийцы приплыли домой и рассказали всё, что видели, люди очень
удивились.
Ведь они не знали, что за экватором всё иначе.
Слайд 30Итог
Кто такие финикийцы?
Когда было совершено путешествие финикийцев?
Сколько времени длилось путешествие?
Далёким ли
было путешествие?
Что интересного, удивительного встретили путешественники в дороге?
Слайд 31Задание
Создать странички путевого дневника
(нарисовать тех зверей, птиц, рыб, растений, которых
видели мореплаватели во время путешествия).
Слайд 32Литература
Ревенко М.В. «Малышам о географических открытиях»: Педагогика. М., 1998.
Энциклопедия «Я познаю
мир»: Серия «География». М., 2000.