Презентация, доклад по теме: Создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Сопровождение детей с нарушениями зрения и слуха.

Содержание

10% новорождённых как недоношенных (около 125 000 детей), из них20% имеют заболевания глаз В России ежегодно регистрируется

Слайд 1«Создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Сопровождение детей с нарушениями

зрения и слуха».

Учитель-дефектолог Короткова М.Ю.

«Создание безбарьерной образовательной среды для детей с ОВЗ. Сопровождение детей с нарушениями зрения и слуха».Учитель-дефектолог Короткова М.Ю.

Слайд 210% новорождённых
как недоношенных
(около 125 000 детей), из них
20% имеют

заболевания глаз



В России ежегодно регистрируется

10% новорождённых как недоношенных (около 125 000 детей), из них20% имеют заболевания глаз В России ежегодно регистрируется

Слайд 41. Слепые дети. Дети с остротой зрения от 0 (0%) до

0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками; дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10–15 градусов или до точки фиксации.
2. Слабовидящие дети. Дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
3. Дети с пониженным зрением. Дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией
Примечание: дети с остротой зрения 0,9–1,0 (90–100%) относятся к категории «нормально видящие»

Медико-педагогическая классификация нарушений зрения (по Денискиной В.З.)

1. Слепые дети. Дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу

Слайд 5Как видит ребёнок с близорукостью

Как видит ребёнок с близорукостью

Слайд 6Как видит ребёнок с дальнозоркостью

Как видит ребёнок с дальнозоркостью

Слайд 8Сопровождение учащихся с нарушением зрения в инклюзивном классе.

Сопровождение учащихся с нарушением зрения в инклюзивном классе.

Слайд 9развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности;
развитие общей

моторики;
развитие пространственной ориентировки;
развитие навыков самообслуживания;
предметное ознакомление с окружающим;
развитие речи и навыков общения;
формирование навыков социально-адаптивного поведения;
помощь в преодолении имеющихся отклонений в развитии и предотвращение появления новых.

Помощь ребенку с нарушениями зрения:

развитие сохранных анализаторов, развитие осязания и мелкой моторики, предметной деятельности;развитие общей моторики;развитие пространственной ориентировки;развитие навыков самообслуживания;предметное ознакомление

Слайд 10Зрительная нагрузка не более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой и тактильной

нагрузки).
Использование тетрадей в широкую линейку.
Письмо без наклона ручкой с чёрной пастой.
Использование подставки для книг при чтении.
Проведение физминуток, в том числе для глаз.
Использование индивидуальных средств коррекции.
Использование дополнительных источников освещённости (при необходимости).
При глаукоме - нельзя быть на природе в жару, на ярком солнце; исключить пребывание в темных и подвальных помещениях; исключить сильные эмоциональные переживания, переутомления, физические перегрузки (подъем тяжестей, длительные наклоны головы вниз); исключить работу с мелкими деталями.
При выполнении физических упражнений отменяются темповые упражнения.
Проводить коррекционные упражнения по определению формы изучаемых объектов по их контуру, задание на воспроизведение формы объекта по эталону, по образцу (вылепить, нарисовать, обвести фломастером контур…);
Все трудовые операции должны сопровождаться частой сменяемостью заданий с учетом зрительной нагрузки.



Требования к организации учебного процесса детей с нарушениями зрения

Зрительная нагрузка не более 10-15 минут (чередование зрительной, слуховой и тактильной нагрузки).Использование тетрадей в широкую линейку. Письмо

Слайд 11Использование ТСО не более 15 минут.
Изображение на экране должно быть качественным,

ярким, контрастным.
Предпочтительны оранжево-красно-желтые и зеленые тона. Черные изображения следует давать с увеличением контрастности в два раза;
Расстояние от центра экрана до пола должно составлять 1,0–1,5 м.
Не допускать выключение и
включение общего освещения во время
просмотра видеофрагментов и просмотр
в полной темноте.



Требования к организации учебного процесса детей с нарушениями зрения

Использование ТСО не более 15 минут.Изображение на экране должно быть качественным, ярким, контрастным.Предпочтительны оранжево-красно-желтые и зеленые тона.

Слайд 12Удобство использования, безопасность.
Отсутствие лишних деталей.(При значительном сужении поля зрения сложные изображения

разделяются на составляющие, и используется поэтапная методика подачи материала с рассматриванием объектов по частям с последующим выходом на целостный образ без второстепенных деталей.)
Увеличение размеров изображения.
Яркая, контрастная цветовая гамма.
Выделенный контур.
Желательны пособия, выполненные на бисенсорной основе (для восприятия не только зрением, но и осязанием).
Наглядные пособия (игрушки, игры и т.д.) должны быть максимально приближены к натуральным, они должны быть различной величины, сложности и деталировки в зависимости от патологии зрения.
Использование полужирного шрифта
Arial, печать через 1,5 интервала.


Требования к наглядности

Удобство использования, безопасность.Отсутствие лишних деталей.(При значительном сужении поля зрения сложные изображения разделяются на составляющие, и используется поэтапная

Слайд 13 Сопровождение учащихся с нарушением слуха в инклюзивном классе.

Сопровождение учащихся с нарушением слуха в инклюзивном классе.

Слайд 14 Нарушение слуха (тугоухость или глухота) – одно из самых тяжелых нарушений.

Врожденная или приобретенная в раннем возрасте патология слуха обязательно будет иметь последствия для образования ребенка!
Нарушение слуха (тугоухость или глухота) – одно из самых тяжелых нарушений. Врожденная или приобретенная в

Слайд 15
Вспомогательные средства
Восприятие речи (чтение с губ)
Не существует однозначной связи

между степенью потери слуха и пониманием речи
Слуховые аппараты
Усиливают звуки (не только голос говорящего) и передают их в слабослышащее ухо.
Слабослышащие дети часто страдают от резких звуков!
В обстановке шума слуховой аппарат принесет больше вреда чем пользы!
Вспомогательные средства Восприятие речи (чтение с губ) Не существует однозначной связи между степенью потери слуха и пониманием

Слайд 16Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним

лиц с нарушениями слуха, осуществляется на основе отиатрического и аудиолого-педагогического обследования.
Индивидуальные слуховые аппараты

Слухопротезирование – подбор врачом-сурдологом индивидуальных слуховых аппаратов и адаптация к ним лиц с нарушениями слуха, осуществляется на

Слайд 17 Сопровождение обучающихся с нарушением слуха

С помощью
хирургического вмешательства

электронным образом стимулируются слуховые центры в мозгу.
Сопровождение обучающихся с нарушением слуха С помощью  хирургического вмешательства электронным образом стимулируются слуховые центры в

Слайд 18 Сопровождение обучающихся с нарушением слуха

Кохлеарные импланты (КИ)
Основная особенность реабилитации

детей после кохлеарной имплантации:
у глухого ребенка одномоментно пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки
Главная цель реабилитации в первые 6-12 мес. использования КИ – развитие слухового восприятия с КИ и слухового контроля собственной речи
Сопровождение обучающихся с нарушением слуха Кохлеарные импланты (КИ) Основная особенность реабилитации детей после кохлеарной имплантации: у

Слайд 19 Сопровождение обучающихся с нарушением слуха

Восприятие речи и звуков детей с кохлеарным имплантом имеют определённые особенности:
1. Звуки и речь искажены, поэтому даже позднооглохшие дети сначала не узнают знакомые слова и звуки. Требуется время и занятия, чтобы ребёнок научился воспринимать речь.
2. После настройки процессора импланта, пороги слуха составляют 25-40 дБ и соответствуют 1-й степени тугоухости, что затрудняет восприятие ребёнком окончаний, предлогов, приставок, глухих согласных (п, т, к, ф, ц, х, в) при общении с ним тихим голосом и на расстоянии.
3. У детей не сформировано или недостаточно сформировано внимание к окружающим звукам. Поэтому на начальных этапах надо постоянно привлекать внимание ребёнка к ним.
Сопровождение обучающихся с нарушением слуха        Восприятие речи и звуков

Слайд 20
Восприятие речи и звуков детей с

кохлеарным имплантом имеют определённые особенности:
4. Дети плохо локализуют звук в пространстве. Они не могут это сделать, если это короткие звуки или определить идёт звук спереди или сзади, если не видит источника звука.
5. Если ребёнок не имел слухового опыта, то он медленно учится обнаруживать и различать звуки.
6. Ребёнок плохо воспринимает речь, если она не обращена к нему (при общении нескольких людей).
7. Окружающие шумы и реверберация также мешают ребёнку узнавать и воспринимать речевые сигналы и звуки окружающей среды.
Восприятие речи и звуков детей с кохлеарным имплантом имеют определённые особенности: 4.

Слайд 21Помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда концентрировать внимание.

Он быстро утомляется!
Слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
Устные объяснения чередуйте с письменными заданиями.
При объяснении смотрите на учащегося, говорите чуть медленнее.
Более громкая речь в большинстве случаях не дает эффекта!
Поощряйте вопросы.
Задания и домашнюю работу давайте в начале урока .
Контролируйте то, как понял Вас слабослышащий ребенок.
Сопровождайте объяснения жестами
Повторяйте для слабослышащего ребенка ответы одноклассников.
Оптимальное место слабослышащего в классе – 3-4 метра сбоку от Вас, у окна.
Никогда не обращайтесь к слабослышащему со спины.
Артикулируйте, но не преувеличивайте.
Во время объяснения не пишите на доске .
Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.
Писать и считывать с губ одновременно - невозможно! Пишите диктанты индивидуально.
Напоминайте ребенку о гигиене и уходе за слуховым аппаратом.


Помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда концентрировать внимание.

Слайд 22Специальная литература

Специальная литература

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть