Слайд 1
Тема по самообразованию учителя начальных классов
Васильевой Т.В.
Способы реализации принципа индивидуального
подхода при обучении младших школьников
Слайд 3Начальная школа
Сегодня начальное обучение рассматривается как своеобразная ступень непрерывного развития, воспитания
и образования ребенка, способствующая формированию у него желания учиться и позволяющая наиболее полно раскрыться его способностям.
Слайд 4Начальная школа- ступень непрерывного развития.
Сегодня начальное обучение рассматривается как своеобразная ступень
непрерывного развития, воспитания и образования ребенка, способствующая формированию у него желания учиться и позволяющая наиболее полно раскрыться его способностям.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель. У него очень чуткое сердце и ранимая душа. С переходом в школу у ребенка резко повышается уровень тревожности связанный с новыми ожиданиями.
Слайд 5Цель изучения темы:
Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.
Э. Ильенков
Слайд 6 Новизна предусматривает
- предлагать детям на уроках разноуровневые задания
в виде карточек, памяток, перфокарт
- в центре моего внимания как учителя - индивидуальные возможности и интересы учащегося;
- максимальное включение ребенка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету.
Слайд 7Анализ
Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной
деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Эта работа предполагает проведение диагностических срезов. В результате учитель получает материал, отражающий уровень обученности класса в целом, групп и отдельных учеников. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.
Слайд 8Дифференцированный подход
Учет допущенных ошибок позволяет организовывать своевременную и адресную работу по
их исправлению и предупреждению аналогичных.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.
Слайд 9Характер решаемой учебно-методической проблемы:
- ориентация на приоритет развития ребёнка на основе
личностно – ориентированного подхода, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности;
- применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогом и воспитанником.
Слайд 10 Условия возникновения опыта:
- осознание учителем важности и необходимости проявления развития
субъектных возможностей учащихся, их жизненного опыта;
- теоретическая и методическая готовность педагога к проектированию и формированию ситуаций, способствующих актуализации опыта учащихся на различных стадиях освоения учебного материала;
- знание педагогом групповых и индивидуальных особенностей учащихся класса.
- готовность и способность учащихся применять свой собственный опыт в процессе познавательной и практической деятельности;
- сформированность в учебном сообществе детей и взрослых благоприятного эмоционально – психологического климата;
- использование педагогом технологических приёмов и методов, которые способствуют воспроизведению ранее накопленных детьми знаний, умений, навыков.
Слайд 11Они такие разные
Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет
двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций и т. д.
Слайд 13Первые шаги
В начальной школе, а особенно в первом классе, индивидуальные различия
особенно заметны
Слайд 14Обучаемость
Как показывает практика, нормальные (имеющие показатели нормы по всем уровням развития)
дети встречаются только в книгах. Практически каждый ребенок имеет те или иные (пусть незначительные) отклонения, которые в дальнейшем могут привести к отставанию в учебной деятельности.
Нельзя не отметить тот факт, что уровень готовности учащихся к обучению в школе не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.
Слайд 15Готовность к школе
Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной
программы с разными исходными предпосылками. В количественном отношении это выглядит так: большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.
Слайд 16По результатам диагностирования класс делится по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими
учебными способностями: ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
Слайд 172-ая группа - учащиеся со средними способностями: выполняет задание первой группы,
но с помощью учителя по опорным схемам. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
Слайд 183-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями: требуют точности в
организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно
Слайд 19Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной
группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования.
Слайд 20Разноуровневые карточки на уроках
Слайд 21Обучение
Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1)
учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.
Слайд 22Индивидуальный подход
Индивидуальный подход - это:
1) принцип педагогики, согласно которому
в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Слайд 24Индивидуальная работа при решении задач
Слайд 25Индивидуализация домашних заданий
Рабунский Е.С. пишет: "Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего,
посредством:
1) частичной индивидуализации общеклассного домашнего задания,
2) применения индивидуальных и групповых домашних заданий,
3) применения, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных ("желательных") заданий и рекомендаций,
4) применения "текущих" индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе выполнения учащимися заданий, рассчитанных на длительную подготовку ("отсроченных заданий")".
Слайд 26В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ученик.
Индивидуальный подход рассматривается
как один из важнейших принципов обучения. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ученика. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности своих учеников.
Слайд 27Индивидуальный подход к каждому ученику
Слайд 29Индивидуализация
«Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные
особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».
Слайд 30Роль учителя
Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно
полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.
Слайд 31Л. Н. Толстой:
"Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок
и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, тем легче будет учиться ученик".
Слайд 32Учитель должен:
) видеть рост ученика и учитывать его;
) наглядно представлять возможности
коллективной работы с различными группами учащихся;
) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся.
) дифференцировать учащихся на учебные группы по:
а) отношению к учению (познавательный интерес);
б) познавательным способностям;
в) успеваемости (уровень знаний).
Слайд 33Основной принцип - вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а учителю
создать условия для ее поддержки. Вариативность обеспечивается через:
ØПредоставление возможности изучения материала в индивидуальном темпе.
ØВозможность выбора способов проработки учебного материала.
ØВыбор форм предъявления результатов, контроля.
Слайд 34Обсуждая вопрос о дифференцированном подходе в обучении младших школьников, можно сформулировать
некоторые условия его осуществления:
1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
3. Составление развёрнутого плана урока, включая вопросы разным группам отдельным учащимся.
4. Умение «спрограммировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале — каждого ученика).
5. Осуществление оперативной обратной связи.
6. Соблюдение педагогического такта.
Слайд 36Спасибо за внимание
Спасибо за внимание
Спасибо за внимание