Слайд 1
Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об
интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.
Почему ребёнок так поступил?
Слайд 3Цели
1) познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого
сочетания слов,
2) развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения,
3) обогащать словарный запас учеников путём усвоения фразеологизмов.
4)воспитывать у учащихся уважение к родному языку через постижение его национальной специфики – фразеологизмов.
Слайд 5 Происхождение
Зарубить на носу - запомнить
крепко-накрепко, раз и навсегда. В древности неграмотные люди всегда носили с собой такие дощечки и на них зарубками, резами делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.
Слайд 6Отгадай фразеологизм по картинке
Считать ворон
Бездельничать, глядеть по сторонам
Слайд 7 Как курица лапой
Писать неразборчиво
Слайд 8Лить крокодиловы слёзы
Притворно, неискренне жаловаться
Слайд 9 Льёт как из ведра
Идёт проливной дождь
Слайд 10Вставлять палки в колёса
Мешать в
каком-либо деле
Слайд 11 Сесть в галошу
Оказаться в неловком
положении
Работа в парах
Объясните значение фразеологизмов. Составь предложения по картинкам. Помни о том, что фразеологизм имеет переносное значение!
Образец: водить за нос – обманывать.
Слайд 15
Голоден, как …
Труслив, как ...
Здоров, как …
На ухо наступил…
Смотрит, как …на новые ворота
Грязный, как …
Колючий, как …
Слайд 16 Фразеологизмы-синонимы
УМНЫЙ
Светлая голова
Кладезь премудрости
Семи
пядей во лбу
Ума палата
Голова на плечах
Слайд 17Найдите соответствие фразеологизма и синонимичного выражения.
Слайд 18Фразеологизмы - антонимы
Тяжел на подъём Лёгок на подъём
Семь
пядей во лбу Звёзд с неба не хватает - Заваривать кашу Расхлёбывать кашу
Капля в море Хоть пруд пруди
По пальцам пересчитать Сколько душе угодно
Не покладая рук Сложа руки
Засучив рукава Спустя рукава
В двух шагах За тридевять земель
Прочитайте текст. Кто больше найдет
фразеологизмов в тексте?
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)
Слайд 20 ПРОВЕРИМ
Мой самый близкий
друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...
( По Э.А. Вартаньяну)
Слайд 22
Встанем, как аршин проглотили.
Проголосуем обеими руками.
Согнемся в три погибели.
Попрыгаем, как заяц.
Дадим
задний ход.
Посмотрим друг другу в глаза.
Сделаем хорошую мину при плохой игре.
Побьем друг другу челом.
Разведем руками.
А теперь - руки в брюки.
Подержим нос по ветру.
Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места.