Презентация, доклад по теме: Мышление (критическое мышление)

Содержание

МышлениеЭто высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно даёт возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.

Слайд 1Подготовила:
Смирнова Татьяна Александровна
учитель начальных классов
МКОУ « Зарубинская СОШ»
МЫШЛЕНИЕ

Подготовила: Смирнова Татьяна Александровнаучитель начальных классовМКОУ « Зарубинская СОШ»МЫШЛЕНИЕ

Слайд 2Мышление
Это высший интеллектуальный познавательный процесс.


Оно даёт возможность познавать такие предметы

и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств.
МышлениеЭто высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно даёт возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть

Слайд 3Виды мышления:

Виды мышления:

Слайд 4Основные мыслительные операции
мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких

различных явлениях или ситуациях

мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного

отвлечение существенных свойств предмета от несущественных

мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами

мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон

Мыслительные операции

Анализ

Синтез

Абстракция

Сравнение

Обобщение

Основные мыслительные операциимысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуацияхмысленное соотнесение каких-либо

Слайд 5Взаимосвязь форм мышления
Умозаключение
форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается

определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными и по аналогии.

Суждение
форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Могут быть истинными и ложными.

Взаимосвязь форм мышленияУмозаключениеформа мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Могут быть индуктивными, дедуктивными

Слайд 6Качества мышления
Глубина мышления
Самостоятельность мышления
Гибкость мышления
Критичность мышления
Быстрота мышления

Качества мышленияГлубина мышленияСамостоятельность мышленияГибкость мышленияКритичность мышленияБыстрота мышления

Слайд 7По функциям различают мышление:

По функциям различают мышление:

Слайд 9Возникновение технологии критического мышления
Технология возникла
в США в 1996 году


в России в 1997 году

Авторы
Ч. Темпл, К. Мередин,
Дж. Стил, С. Уолтер
Возникновение технологии критического мышленияТехнология возникла в США в 1996 году

Слайд 10Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе,

но и в обычной жизни 
(умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные

Слайд 11Структура построения уроков

Структура построения уроков

Слайд 12Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает

различные суждения

создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений

дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы

подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло сталкивает различные суждения создает условия, побуждающие к

Слайд 13Правилами в работе с детьми:
 
Не берите всю инициативу на себя, и

тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.

Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.

Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
 
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.

На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении.
 
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
 

Правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в

Слайд 14Образовательные результаты ТРКМ:
умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;
умение

пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением ;
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения

Образовательные результаты ТРКМ:умение работать с информационным потоком в разных областях знаний;умение пользоваться различными способами интегрирования информации;умение задавать

Слайд 15Приёмы ТРМ
  1. Верные, неверные высказывания 
2. Игра «Верите ли вы?»

или «Данетка» (да или нет)
3. Дерево предсказаний 
4. Корзина идей
5. Кластеры 
6. Инсерт
7. Таблица ЗХУ 
8. Толстые и тонкие вопросы
9. Зигзаг  
10. Синквейн

Приёмы ТРМ   1. Верные, неверные высказывания  2. Игра «Верите ли вы?» или «Данетка» (да или нет)

Слайд 16Приёмы ТРКМ
11. Мозговой штурм
12. Ролевая игра

13. Свободное письмо
14. Перепутанные логические цепи
15. Продвинутая лекция
16. Взаимовопрос



 

Приёмы ТРКМ   11. Мозговой штурм  12. Ролевая игра  13. Свободное письмо  14.

Слайд 17Учимся задавать вопросы
Прием «Толстые и тонкие вопросы»



Учимся задавать вопросыПрием «Толстые и тонкие вопросы»

Слайд 18Прием «Ромашка Блума»
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?

Прием «Ромашка Блума»Простой вопросУточняющий вопросОценочный вопросТворческий вопросВопрос интерпретацияПрактический вопрос?

Слайд 19Ромашка Блума
Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы

на работу памяти
Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете, что произойдет дальше…?»
Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»



Ромашка БлумаПростые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала ориентированы на работу памятиУточняющие вопросы – «насколько

Слайд 20Прием «Мозаика»
Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы

по заданному отрывку текста
Прием «Мозаика»Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста

Слайд 21 Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
Учимся воспринимать информацию

Прием «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)Учимся воспринимать информацию

Слайд 22Прием - «Таблица-ЗХУ»

Тема: «Пустыня».

Прием - «Таблица-ЗХУ»Тема: «Пустыня».

Слайд 23Приемы по развитию навыков прогнозирования
Верные и неверные утверждения
В начале урока даются

утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Приемы по развитию  навыков прогнозированияВерные и неверные утвержденияВ начале урока даются утверждения по новой теме, которые

Слайд 24 Прием «Верные ,неверные высказывания»

(на доске даны высказывания по теме, ученики,

используя свои знания должны предположить верно данное высказывание или неверное)

Чтобы проверить верны ли предположения ребят или нет, они должны прочитать текст по изучаемой теме и на стадии размышления вернуться к этим предположениям.
Прием «Верные ,неверные высказывания»(на доске даны высказывания по теме, ученики, используя свои знания должны предположить верно

Слайд 25«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»

Слайд 26Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои

предположения:
Почва – это …
… земля
… растительная земля
… вещество
… суша, а не вода
… место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Корзина идей» Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:Почва – это … …

Слайд 27Приём “Ассоциации”
( позволяет развивать творческое мышление детей)

Сегодня перед нами новый рассказ

Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

(Дом, свет, уют, семья, чтение, книга, учение, ночь, зелёная трава, зелёный свет светофора, литературное общество А. Пушкина, весна…)

- Почему именно так называется произведение?
- Что может произойти в рассказе с таким названием?
- Сформулируйте свои догадки письменно, записав пять-шесть предложений о сюжете
Приём “Ассоциации”( позволяет развивать творческое мышление детей)Сегодня перед нами новый рассказ Александра Грина – “Зелёная лампа”. Какие

Слайд 28 Кластеры (гроздья)
Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке

в виде гроздьев

Учимся работать с текстом

Кластеры (гроздья)Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде гроздьевУчимся работать

Слайд 29Приём «Кластер»
Окружающий мир. 4 класс,
«Природные зоны. Лес»

Приём «Кластер»Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Слайд 30Перепутанные логические цепочки
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные,

а есть и неверные
Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки
Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют

Перепутанные логические цепочкиУчитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают

Слайд 31ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
«Плюс» (+) записываем те факты,

которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос

Слайд 32Прием ПМИ Представьте, что вас попросили окрасить все автомобили в желтый цвет.

Ваши возможные выводы могут быть таковы:
Прием ПМИ Представьте, что вас попросили окрасить все автомобили в желтый цвет.  Ваши возможные выводы могут

Слайд 33«Бортовые журналы»
Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой

стадии.

Имя __________________________________
Тема__________________________________ Дата__________________________________
Время работы__________________________

«Бортовые журналы»Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии.Имя __________________________________Тема__________________________________ Дата__________________________________Время работы__________________________

Слайд 34 «Концептуальная таблица»
На столах у каждой пары учеников лежат

листочки с таблицей. Давайте сравним степь и луг по нескольким параметрам и сделаем вывод по их сходству и различию. Работайте в парах самостоятельно.
(Возможные ответы детей)
«Концептуальная таблица»  На столах у каждой пары учеников лежат листочки с таблицей. Давайте сравним степь

Слайд 35Сводная таблица Приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество

информации.
Сводная таблица Приём позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации.

Слайд 36Сюжетные таблицы
Это простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления

по ходу работы с информацией.
Сюжетные таблицыЭто простой и знакомый приём. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Слайд 37«Чтение с остановками»
Л. Н.

Толстой «Косточка»

«…Он все ходил мимо слив….»

Вопрос:
«Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»
«Чтение с остановками»       Л. Н. Толстой «Косточка» «…Он все ходил мимо

Слайд 38Прием составления глоссария
Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»
Из списка слов

– каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов
При этом никто не знает о выборе другого игрока
Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга
После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его
Можно составить словарь – глоссарий
Прием составления глоссарияПроводится игра с интригующим названием «Таинственные значки»Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно

Слайд 39Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
Ролевая игра
Перекрестная дискуссия
Спор-диалог
Метод углов (учащиеся расходятся

по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
Аквариум
Приемы по развитию  навыков ведения дискуссииРолевая играПерекрестная дискуссияСпор-диалогМетод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с

Слайд 40Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести

шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника на стр.76-78
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.

Окружающий мир, 3 класс,
«Разнообразие растений»

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.- Предлагаю представить свой опыт, свои

Слайд 41Учимся творчески интерпретировать информацию
Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии

всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет.

Создание цепочки (синквейнов хайку, рисунков) передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов.

Свободное письмо, эссе

Зигзаг (взаимообучение) работа в группах сменного состава
Учимся творчески интерпретировать информациюСеминары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три

Слайд 42СИНКВЕЙН
Окружающий мир Тема: «Пустыня»


Пустыня
Жаркая, песчаная.
Идешь, бредешь, проваливаешься.
Как хочется пить!
Верблюд.
Учитель.
Душевный, открытый.


Любящий, идущий, думающий.
Много идей – мало времени.
Призвание.
СИНКВЕЙНОкружающий мир Тема: «Пустыня» ПустыняЖаркая, песчаная.Идешь, бредешь, проваливаешься.Как хочется пить!Верблюд.Учитель.Душевный, открытый. Любящий, идущий, думающий.Много идей – мало

Слайд 43 ДИАМАНТА
- это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя

из которых – понятия с противоположным значением.

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

ВАНЬКА
несчастье
грязный, голодный
измученный, загнанный, уставший
горе, неудача, нужда, безысходность
ожидающий, мечтающий, надеющийся
сытый, удовлетворённый
счастье

ДИАМАНТА   - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых –

Слайд 44Р А Ф Т
Р(оль) – от имени кого этот текст;
А(удитория)

– кому адресован текст;
Ф(орма) – письмо, дневник, записка, беседа, эссе, частушка и т.д.
Т(ема) – о чём текст.

Роль – Гаврила Андреевич, дворецкий.
Аудитория – барыня.
Форма – служебная записка.
Тема – о дворнике Герасиме
Довожу до Вашего сведения, что по Вашему приказанию привезли из деревни немого Герасима. Определили дворником, ибо мужик он крепкий, сильный, двенадцати вершков росту. Поселили на жильё в каморку, что под кухней.

Р А Ф Т Р(оль) – от имени кого этот текст;А(удитория) – кому адресован текст;Ф(орма) – письмо,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть