Презентация, доклад по самообразованию на тему:Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности

Содержание

 Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности.

Слайд 1«Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к

учебной деятельности»


Куриева Фатима Магомедовна
Учитель начальных классов
ГКОУ «РЦДО» г. Магас

«Создание условий для формирования у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности»Куриева Фатима МагомедовнаУчитель начальных классовГКОУ

Слайд 2 Интерес - это важнейший побудитель любой деятельности.

 Интерес -  это важнейший побудитель любой деятельности.

Слайд 3Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности

обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.

Актуальность проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации

Слайд 4Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в

период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.

Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе,

Слайд 5Цель:
создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у

младших школьников
Цель:создать условия организации обучения, которые способствуют повышению уровня учебной мотивации у младших школьников

Слайд 6Задачи :
формировать учебно - познавательные мотивы;
способствовать удержанию внутренней позиции ученика;
продолжать формировать

коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;
повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;
формировать самосознание и адекватную самооценку;
обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;
развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли;
Задачи :формировать учебно - познавательные мотивы;способствовать удержанию внутренней позиции ученика;продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со

Слайд 7Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на

личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению (или формированию определенных психологических компонентов.

Поставленные задачи рассматриваются как единый комплекс, т.к. только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому

Слайд 8Детство – важнейший период человеческой жизни .
И от того, как прошло детство, кто

вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого, в решающей степени, зависит, каким человеком он станет. Детство начинается с семьи и школы. Семья – это, прежде всего, мама, а школа – учитель. В стенах школы сменяется одно поколение другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Детство – важнейший период человеческой жизни .И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

Слайд 9« Только успех поддерживает интерес ученика к учению». К.Д. Ушинский
«Методы, используемые в

учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения».
В.А. Сухомлинский
« Только успех поддерживает интерес ученика к учению». К.Д. Ушинский«Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у

Слайд 10О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он

пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание учиться.
В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение - стать школой радости, радости познания, радости творчества, радости общения.
Великий педагог утверждал, что если ребенок вырастает в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте.
          А.С. Макаренко настойчиво искал формы организации детских учреждений, которые соответствовали бы гуманным целям педагогики и способствовали формированию творческой, целеустремленной личности.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. Он пришел к выводу, что только успех

Слайд 11Систе́ма  — это целое, составленное из частей; соединение —  множество элементов , находящихся в отношениях

и связях друг с другом.
Системный подход в педагогике является одним из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечивающего эффективное взаимодействие всех его составляющих.
Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание порядочности и чувства патриотизма, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Теперь в начальной школе ребенка должны научить навыкам решения творческих задач, навыкам поиска, анализа и интерпретации информации. Необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Систе́ма  — это целое, составленное из частей; соединение —  множество элементов , находящихся в отношениях и связях друг с другом.Системный подход в

Слайд 12Какие  способы  повышения  работоспособности на  уроке необходимо использовать?
      Вместе с тем важно научить ребенка самого

ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала, при проверке домашнего задания желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно, отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т.д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. При структурировании взаимодействия необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но разрабатывать специальные задания, отражающие компоненты учебной деятельности.
Какие  способы  повышения  работоспособности на  уроке необходимо использовать?      Вместе с тем важно научить ребенка самого ставить перед собой цели. На разных

Слайд 13Примерное содержание таких заданий:
- определите собственные цели занятия (его этапа);
- подумайте,

ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
- определите важность, значимость изучаемого материала;
- проанализируйте свои мысли, не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
- сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
- определите способ решения своей учебной задачи;
- ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
- определите свои затруднения во время занятия;
- представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и др.
Примерное содержание таких заданий:- определите собственные цели занятия (его этапа);- подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать

Слайд 14Мотивация  - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях,

в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.
Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Мотивация  - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру,

Слайд 15Причины спада школьной мотивации:
1. Отношение ученика к учителю.
2. Отношение учителя к

ученику.
3. Личная значимость предмета.
4. Умственное развитие ученика.
5. Продуктивность учебной деятельности.
6. Непонимание цели учения.
7. Страх перед школой.

Причины спада школьной мотивации:1. Отношение ученика к учителю.2. Отношение учителя к ученику.3. Личная значимость предмета.4. Умственное развитие

Слайд 16Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:
- Содержание учебного материала;
- Организация

учебной деятельности;
- Коллективные формы учебной деятельности;
- Оценка учебной деятельности;
- Стиль педагогической деятельности учителя.

Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации:- Содержание учебного материала;- Организация учебной деятельности;- Коллективные формы учебной деятельности;-

Слайд 17Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
-

совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
- выбор средств, адекватных цели;
- учет возрастных особенностей школьников;
- выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
- использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
- нестандартная форма проведения уроков;
- создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
- использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
- эмоциональная речь учителя;
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:- совместная с детьми работа по осмыслению

Слайд 18Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
-

использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
- применение поощрения и порицания;
- вера учителя в возможности ученика;
- формирование адекватной самооценки учащихся;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:- использование познавательных и дидактических игр, игровых

Слайд 19Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким

кругозором и прочными знаниями
Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниямиМотивация – общее название

Слайд 20Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем:
1)эмоциональные:
• поощрение;
• порицание;
• учебно-познавательные игры;
• стимулирующее оценивание;

свободный выбор задания;
• создание ярких наглядно-образных представлений;
• удовлетворение желания быть значимой личностью.
2)познавательные:
• активизация познавательных интересов;
• создание проблемных ситуаций;
• опора на жизненный опыт обучающегося;
• выполнение творческих заданий;
• побуждение к поиску альтернативных решений;
• использование метода «мозгового штурма»;
• использование сравнений, опытов, парадоксов;
• экскурс в историю;
• использование обучающей интеграции между обучающимися.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем:1)эмоциональные:• поощрение;• порицание;• учебно-познавательные игры;• стимулирующее оценивание;• свободный выбор задания;• создание ярких наглядно-образных

Слайд 21Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем:
3)волевые:
• предъявление учебных требований;
• информирование об обязательных

результатах обучения;
• формирование ответственного отношения к учению;
• рефлексия поведения
• создание ситуаций, в которых необходимо преодолеть познавательные затруднения;
• прогнозирование будущей деятельности.
4)социальные:
• развитие желания быть полезным обществу;
• сопереживание;
• создание ситуации взаимопомощи;
• поиск контактов и сотрудничества;
• взаимопроверка и рецензирование;
• заинтересованность результатами коллективной работы.

Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем:3)волевые:• предъявление учебных требований;• информирование об обязательных результатах обучения;• формирование ответственного отношения к

Слайд 22Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной

из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной жизненной позиции.
Процесс повышения учебной мотивации у младших школьников будет эффективнее, если педагоги и психологи в своей работе будут использовать разнообразные формы, приёмы  и методы и будут учитывать следующие   факторы, влияющие на формирование учебной мотивации 
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом

Слайд 23Учебная мотивация:
Ситуация успеха;
Эмоциональная атмосфера;
Сказкотерапия;
Дифференцированный подход;
Разнообразные приемы работы и др.

Учебная мотивация:Ситуация успеха;Эмоциональная атмосфера;Сказкотерапия;Дифференцированный подход;Разнообразные приемы работы и др.

Слайд 24Определяется 3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное.
Положительное отношение к

учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели.
Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Определяется 3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное.Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе,

Слайд 25Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может

обеспечить успешность каждого школьника в обучении.  Наша жизнь продолжает стремительно изменяться , а значит будут изменения и в образовании. Мы - учителя, а это значит нельзя стоять на месте, нужно искать и узнавать новое, внедрять новые идеи в работу, нужно идти вперед в ногу со временем, уважая старые традиции, не боясь нововведений.

Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.  Наша

Слайд 26Мотивация  оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность

учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению подростками правонарушений.
Можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Мотивация  оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно

Слайд 27Используемая литература:
        1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок

успешно учился. -М. : Педагогика, 1988. - 176 с.          2. Беляев М. Ф. Психология интереса. Докторская диссертация. Рукопись, 1944. - С. 63.          3. Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства, как формы отражения действительности М. :Наука, 1971. - 300с.          4. Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. \Под ред. Г. С. Костюка и П. Р. Чаматы\. Киев, - 1961. - 150 с.          5. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьников. М. : Просвещение, 1966. - 54 с.          6. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М. : Знание, 1976. 

Используемая литература:        1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. -М. : Педагогика, 1988.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть