Слайд 1
Виды словарной работы
на уроках русского языка в начальной школе.
Слайд 2Формирование орфографической грамотности является одной из главных задач обучения русскому языку
в начальной школе. В программе каждого класса предусматривается обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяются.
Слайд 3Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших
задач, стоящих перед учителем.
Слайд 4При изучении словарных слов необходимо использовать различные приемы и методы:
- приемы зрительного запоминания - зрительный диктант, списывание с различными заданиями, проверка слов по словарику, использование таблиц, карточек, перфокарт, выделение орфограмм цветным мелом на доске, чернилами, карандашом в рабочих тетрадях, подчеркивание, записывание не слов, а только орфограмм, повторное написание слов.
метод сопоставления математических групп заучиваемых слов (например, сопоставление названий животных: корова, лошадь, собака – во всех словах присутствует буква «О»; однокоренных слов – работа, рабочий, работать; форм слов – стакан, стаканы; метод противопоставления – ученик- учитель; и т.д.;
прием сопоставления зрительного и слухового образов ( состава) слов: различные виды слуховых диктантов;
метод языкового анализа, который включает приемы звукобуквенного анализа слов, фонетического разбора, комментирования орфограмм, устного проговаривания.
составление словосочетаний с трудными словами, выработка словесных ассоциаций: пальто – осеннее пальто, надел пальто, пальто велико и т. д.
составление предложений с трудными словами, включение их в письменные и устные творческие работы;
занимательные формы работы- включение словарных слов в игры, ребусы, кроссворды (ученики разгадывают их или сами составляют); составление стихотворений, юморесок, загадок, отгадывание загадок, проведение конкурсов, викторин.
Слайд 5Условия, способствующие успешному запоминанию.
Установка на запоминание. Ученик должен хотеть запомнить то,
что ему надо запомнить.
Заинтересованность. Легче запоминается то, что интересно.
Яркость восприятия. Лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции.
Образность запечатления. Запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.
Слайд 6Подготовительный:
- распределение словарных слов по тематике;
- составление кроссвордов, ребусов, вопросов;
- составление комплекта программных продуктов.
Процессуальный:
- постановка проблем;
- выяснение степени готовности к изучению словарных слов;
- нахождение путей достижения поставленных целей.
Закрепляющий:
- подбор упражнений, которые позволяют решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи;
- отработка знаний в различных «нестандартных» формах организации мыслительной деятельности.
Завершающий:
- оцениваются итоги обучения, развития учащихся;
- диагностика.
Этапы организации словарной работы
на уроках
Слайд 7Виды работ со словарными словами на этапе звукобуквенного анализа
Звукобуквенный анализ слова.
Постановка
ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы.
Запоминание слова по сетке. Написать слово крупными печатными буквами. Подчеркнуть каждую букву. Через некоторое время стереть буквы. Задача ребенка назвать буквы, можно вразброс.
«Древнерусское письмо».1. Записать слова, только согласными или только гласными (воробей. -врбй, ворона- ооа). 2.Собрать слова, слева «записаны» слова при помощи только согласных, справа при помощи только гласных:
мдвдь ооз
мрз ее
рбт еяа
Слайд 8Виды работ со словарными словами на этапе морфемного анализа
Подбор однокоренных слов
(болото, болотце, болотный, болотистый)
Образование другой части речи (береза – березовая, продавец – продавать).
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками.
Образование новых слов при помощи суффикса (береза – березка, берег – бережок)
Слайд 9Виды работ со словарными словами на этапе слогового анализа
Деление слов на
слоги и на слоги для переноса.
Запись словарных слов в порядке возрастания слогов или наоборот.
Выделение слогов из слов написанных одним шрифтом и составление словарного слова.
Слайд 10Метод ассоциативного запоминания слов
Суть метода.
Трудная орфограмма словарного слова связывается
с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Слайд 11
Метод звуковых ассоциаций.
1.Записать словарное слово и поставить ударение.
Например:
газета
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: га-зе-та
Слайд 12
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную
орфограмму.
Например: гА
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Слайд 13
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом.
б
у
м
г А з е т а
г
а
Слайд 14
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Слайд 15
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно
должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по:
Слайд 16
- цвету;
месту расположения
- форме;
звучанию;
- действию;
- вкусу;
-
материалу;
- назначению;
- количеству.
Слайд 17
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не
вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл. слово Ас. Образ
гАзета – бумАга
Слайд 18
Примеры словарных слов и ассоциативный образ:
зАвод – трубА
инЕй – бЕлый,
снЕг
кАпуста – зАяц
кАрандаш – грАнь, бумАга
кАрман – дырА
кОнцерт – нОта, хОр
лАдонь – лАпа
мАшина – шинА
сОбака – хвОст
Слайд 21Примеры словарных слов и ассоциативных образов
Слайд 23Виды работ со словарными словами на этапе развития оптико-пространственно-временных представлений и
ассоциативного мышления
Картинный диктант (показ картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).
Слайд 24
Теле «далеко» – телефон, телеграф, телевизор, телескоп.
кон- конфета;
ко- команда, командир; кол- коллекция, коллективный; ком- комиссия, компот,
де-: демонстрация, депутат, делегат, декорация.
Слайд 25Виды работ на этапе актуализации лексического и грамматического значения слова и
развития связной речи
Объяснение значения слова (работа со словарем).
Подбор однокоренных слов.
Составление словосочетаний.
Составление предложений.
Подбор синонимов, антонимов, загадок, поговорок с данным словом.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).
Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).
Слайд 26
Образование единственного числа из множественного или наоборот( учитель – учителя, огороды
– огород).
Выписывание словарных слов в несколько столбиков:
по родам
по числам
по склонениям
с непроверяемыми гласными
одушевленные или неодушевленные предметы
по тематике
по частям речи
Слайд 27
Восстановление деформированного текста или предложения.
Запись слов с разными предлогами.
Подобрать к прилагательным,
по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, взъерошенный воробей).
Заменить синонимами или антонимами (водитель – шофер, юг – север).
Слайд 28Группа приемов и методов запоминания слов.
Фонетические ассоциации(капуста-дождик поливает капусту:кап,кап).
В слове спряталось
другое слово-(ракета-в ракете рак)
Графические ассоциации.
Нахождение проверочного слова-(пшеница-пшёнка).
Составление ребусов- восемь-во7
Слайд 29
Словарное лото.
Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные
слова, и маленькие карточки с этими же словами. Правила игры такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками.
Игровые приёмы:
Знакомство со словом.
Ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, выделение лишнего, вычленение из пословиц и поговорок, определение слова по его лексическому значению.
Слайд 31Игра « Шифровка».
Словарное слово, с которым познакомились на уроке, записывается
в столбик. На нужную букву этого слова вспоминаем ранее изученные словарные слова.
Например:
З – завод
А – адрес
В – вдруг
Т – товарищ
Р – расстояние
А – автобус
Разумеется, чтобы предложить такую работу детям, нужно сначала проверить, на все ли буквы дети смогут подобрать словарные слова.
Слайд 32Игра « Замени одним словом».
Надпись на конверте с указанием места назначения
и получателя. (адрес)
Седьмой день недели. ( воскресенье)
Самое любимое время в течение учебного года. (каникулы)
Тот, кто совершает поездку на каком-нибудь виде транспорта, не являясь водителем, пилотом, а также членом экипажа. (пассажир)
Средство передвижения: самоходная колесная машина для езды по безрельсовым путям, имеющая помещение для водителя, пассажиров, грузов. (автомобиль)
Таблица или книжка с перечнем всех дней в году (календарь)
Единица веса, 1000 граммов. (килограмм)
Слайд 33Игра «Распутай слова»
Вот так горе, вот беда!
Как запутались слова.
Все они
из трех слогов
Кто помочь словам готов?
Бе, ка, ло, ран, со, мо, ре, даш, ко, ка, за, ба (береза, карандаш, молоко, собака)
Слайд 34Игра «Цепочка слов».
Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее
слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Записывают 6 – 8 слов. Предложивший слово комментирует его.
Например: Береза, автобус, сахар, рисунок, коллектив, вагон, народ, деревня.
Слайд 35ДЕРЕВНЯ
Деревня – крестьянское, сельское поселение.
Деревня богата, так и город богат.
Слайд 36
2. Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
Вопреки распространённому мнению,
деревня называется так не потому что дома в ней раньше были деревянные. В значении крестьянское селение слово деревня стало употребляться в XVII—XVIII вв. До того оно означало двор, а ещё раньше — пахотное поле. А самое древнее значение деревни — это очищенное от леса (то есть как раз от деревьев) место для нивы.
Слайд 37
3. Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова.
Учащиеся
дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравнивают с определением мастеров слова (С.И.Ожегова, В.И.Даля и др.)
Деревня:
1) крестьянское селение, а также люди, живущие в нём;
2) сельская местность;
3) крестьянское селение, в котором нет церкви.
Слайд 38
4.Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написанием однокоренных
слов.
Деревня – деревенька, деревенский, деревушка.
5. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
Что в деревне родится, то в городе пригодится.
Слайд 39
6. Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Синонимы: село, поселение,
хутор, станица, местечко.
Антонимы: город, мегаполис.
7. Словосочетания.
Деревня большая, деревня дальняя, олимпийская деревня, родная деревня.
Родиться в деревне, строить деревню, послать в деревню.
Слайд 40
8. Предложения, тексты.
Это интересно!
Более половины
населенных пунктов России носят уникальные названия, а среди повторяющихся чаще всего встречаются производные от человеческих имен. В тройку самых распространенных названий сёл и посёлков вошли Александровка , Михайловка и Ивановка. Кроме того, названия часто посвящены растениям, животным и окружающим ландшафтам (например, Калиновка, Орловка, Озерки). Часто в названиях встречаются религиозные праздники. (Покровка, Троицкое, Вознесенка). «Новых», «верхних» и «больших» населенных пунктов в России больше, чем «старых», «нижних» и «малых». Также насчитали почти полсотни двухбуквенных названий, среди которых чаще всего встречается Яр.
Слайд 41
В них ребята с каждым словарным словом отрабатывают грамматические
упражнения.
Индивидуальные тетради-словарики
Слайд 43Памятка для учителя
«Как работать со словарными словами»
Назвать слово, которое необходимо запомнить,
записать его на доске.
Выяснить, понятен ли смысл слова учащимся.
Дать установку на запоминание.
Отметить буквы, которые могут вызвать затруднения при написании.
Записать слово печатными буквами.
Предложить учащимся сделать рисунки вместо «трудных» букв, опираясь на смысл слова.
( Готовые рисунки желающие могут продемонстрировать всему классу).