Презентация, доклад по русскому языку на тему Фразеологизмы (4 класс, УМК Школа России).

Содержание

Цель: углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; определять и формулировать значение фразеологизмов.

Слайд 1
Урок подготовила и провела:
учитель начальных классов
МБОУ Дегтевской СОШ
Алексенко

Елена Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Дегтевская средняя общеобразовательная школа

Урока русского языка в 4 классе
по теме
«Фразеологизмы»
УМК «Школа России»

Урок подготовила и провела: учитель начальных классовМБОУ Дегтевской СОШ Алексенко Елена БорисовнаМуниципальное общеобразовательное учреждение  Дегтевская

Слайд 2Цель:
углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных

словосочетаний;
определять и формулировать значение фразеологизмов.


Цель: углубить знания о фразеологизмах; отличать фразеологизмы от слов и свободных словосочетаний; определять и формулировать значение фразеологизмов.

Слайд 3Задачи:
развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за

значениями фразеологизмов и объяснять их;
учить работать с фразеологическим словарём; развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.
Задачи:развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;учить работать

Слайд 4Планируемые результаты
Предметные:
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью

словаря;
• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;
• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;
• составлять текст по рисунку и данному фразеологизму.

Метапредметные:
• понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
• находить информацию в словаре;
• вести диалог в процессе решения поставленных задач;
• оценивать результаты своей деятельности.

Личностные:
• осознавать богатство и образность русского языка;
• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества.

Планируемые результатыПредметные:• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;• находить в тексте и в

Слайд 5Ребёнок должен чувствовать себя:
ЛЮБИМЫМ
НУЖНЫМ
УСПЕШНЫМ

Ребёнок должен чувствовать себя:ЛЮБИМЫМНУЖНЫМУСПЕШНЫМ

Слайд 6У
Р
О
К
А для этого у нас есть -
успех
радует
окрыляет
каждого

УРОКА для этого у нас есть - успехрадуетокрыляеткаждого

Слайд 7Психологический настрой
- Поговорим?
- О чём?
-

О разном и о прочем.
- О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
- Чего-то знаешь ты.
- А что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим.
Вдруг будет интересно...
Психологический настрой-   Поговорим?-   О чём?-   О разном и о прочем.-

Слайд 8
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив,

певуч и выразителен».
А. И. Куприн
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч и  выразителен».

Слайд 9Сказала мама Славке:  — Холодно в лесу!  Надень под куртку шарфик. Ведь осень на

носу! А Славка–дошколёнок  Задумался всерьёз:  «Оранжевая осень  На чей уселась нос?»

Осень на носу.

Послушайте стихотворение

Сказала мама Славке:  — Холодно в лесу!  Надень под куртку шарфик. Ведь осень на носу! А Славка–дошколёнок 

Слайд 10Забрёл мальчишка в ельник,  Увидел там козу,  Но признаков осенних Не встретил на носу... Вверху

заметил дятла — Краснел среди берёз. Нет, осень сядет вряд ли На этот чудо-нос...
Забрёл мальчишка в ельник,  Увидел там козу,  Но признаков осенних Не встретил на носу... Вверху заметил дятла

Слайд 11Вдруг тёлка: «My-у-у!» — за ёлкой... И Славку ждал сюрприз — Увидел: к

носу тёлки Прилип осенний лист!  Мальчишка крикнул:
— Осень!  На тёлкином носу!!!  Сниму я листик с носа  И маме отнесу!»

Елена Кай
Вдруг тёлка: «My-у-у!» — за ёлкой... И Славку ждал сюрприз — Увидел: к носу тёлки Прилип осенний

Слайд 12 особые выражения, устойчивые сочетания слов.
Тема урока
Фразеологизмы -

особые выражения, устойчивые сочетания слов.Тема урокаФразеологизмы -

Слайд 13phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение

слово
оборот речи понятие
учение

Фразеологизм
(в переводе с греческого)

phrasis (фрасис) + logos (логос) выражение          словооборот речи

Слайд 14«Осень на носу»
Осень
- время года.
Нос
- часть лица.

«Осень на носу»Осень - время года.Нос- часть лица.

Слайд 15Объясняя значение фразеологизмов, мы имеем
ввиду смысл всего словосочетания в целом,

а не отдельных слов.
Фразеологические обороты делают речь выразительнее, более точно передают смысл.
Объясняя значение фразеологизмов, мы имеем ввиду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.Фразеологические обороты делают

Слайд 16 Откуда берутся фразеологизмы.
Исконно русские:

Старославянские:

Крылатые
слова из мифологии:

Крылатые слова и выражения, созданные писателем:

Из разных профессий:

Откуда берутся фразеологизмы.Исконно русские: Старославянские: Крылатыеслова из мифологии:    Крылатые слова и  выражения,

Слайд 17 Откуда берутся фразеологизмы.
Исконно русские:
сматывать удочки, расправлять крылья.
Старославянские:
как

зеницу ока,
не от мира сего.

Крылатые
слова из мифологии:
ахиллесова пята,
нить Ариадны,
дамоклов меч.

Крылатые слова и выражения, созданные писателем:
голый король,
счастливые часов не наблюдают.

Из разных профессий:
сгущать краски,
ход конём,
привести к общему знаменателю.

Откуда берутся фразеологизмы.Исконно русские: сматывать удочки,   расправлять крылья.Старославянские:как зеницу ока,не от мира сего.Крылатыеслова из

Слайд 18А что делать, если не знаем , что обозначает фразеологизм?

А что делать, если не знаем , что обозначает фразеологизм?

Слайд 19Бить баклуши
Выражение «Бить баклуши» означает бездельничать. Откуда оно пошло?
На Руси

самым распространённым столовым прибором была деревянная ложка. Для их изготовления служили «баклуши» - небольшие колотые липовые чурки. По одной из версии «бить баклуши» означало заготавливать эти самые чурки для мастеров. Дело это поручали подмастерьям, работа не требовала напряжения, поэтому стала синонимом любого безделья.
Бить баклушиВыражение «Бить баклуши» означает бездельничать. Откуда оно пошло? На Руси самым распространённым столовым прибором была деревянная

Слайд 20 «Ещё не

вечер» -

Ещ -

опять, до сих пор.

значит, что ещё не всё потеряно и есть время исправить.

Словарная работа

ё

Подружимся со словом

«Ещё не вечер» - Ещ  -опять, до

Слайд 21Клевать носом
Клевать носом -
быть сонным, засыпать.
Узнайте фразеологизм по рисунку.
Как

вы понимаете его значение?
Клевать носомКлевать носом - быть сонным, засыпать.Узнайте фразеологизм по рисунку. Как вы понимаете его значение?

Слайд 22Чесать языком
Чесать языком -
много попусту говорить.

Чесать языкомЧесать языком - много попусту говорить.

Слайд 23Строить глазки
Строить глазки -
привлекать внимание.

Строить глазкиСтроить глазки - привлекать внимание.

Слайд 24Точить зубы -
Точить зубы
испытывать злобу против кого-либо.

Точить зубы - Точить зубыиспытывать злобу против кого-либо.

Слайд 25Хитёр как
Труслив как
Голоден как
Здоров как
Изворотлив как
Надут как
Нем как


Грязный как
Упрям как
Болтлив как
Колючий как

Продолжи фразеологизм

Хитёр как  Труслив какГолоден как Здоров какИзворотлив какНадут какНем как Грязный какУпрям какБолтлив какКолючий какПродолжи фразеологизм

Слайд 26Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
«Взяла лису досада. Думала, что наестся на

целую неделю,
а домой пошла – несолоно хлебала…»
Вспомните, из какого произведения фразеологизм.«Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла –

Слайд 27Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
Испугался старик, взмолился:
«Чего ты, баба,


белены объелась?..»
Вспомните, из какого произведения фразеологизм.Испугался старик, взмолился:  «Чего ты, баба,     белены объелась?..»

Слайд 28Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
«Из кожи лезут вон, а возу всё

нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.»
Вспомните, из какого произведения фразеологизм.«Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу! Поклажа бы для них

Слайд 29Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
Похвалил его отец:
«Ты, Данило, молодец!
Ты вот, так

сказать, примерно,
Сослужил мне службу верно,
То есть, будучи при всём,
Не ударил в грязь лицом».
Вспомните, из какого произведения фразеологизм.Похвалил его отец:«Ты, Данило, молодец!Ты вот, так сказать, примерно,Сослужил мне службу верно,То есть,

Слайд 30Вспомните,
из какого произведения фразеологизм.
«И вдруг видит он, на пригорочке
зелёном

цветёт цветок цвету алого,
красоты невиданной и неслыханной,
что ни в сказке сказать, ни пером
написать. У честного купца дух
занимается…»
Вспомните, из какого произведения фразеологизм.«И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвету алого,красоты невиданной и

Слайд 32Распредели фразеологизмы по группам
- Бить баклуши.
- Одна нога здесь, другая там.
-

Гонять лодыря.
- Во весь дух.
- Одним махом.
- Сидеть сложа руки.
- Толочь воду в ступе.
- Со всех ног.
Распредели фразеологизмы по группам- Бить баклуши.- Одна нога здесь, другая там.- Гонять лодыря.- Во весь дух.- Одним

Слайд 33- Бить баклуши;
- Гонять лодыря;
- Сидеть сложа руки;
- Толочь воду в

ступе.

Бездельничать

«Назови одним словом»

- Бить баклуши;- Гонять лодыря;- Сидеть сложа руки;- Толочь воду в ступе.Бездельничать«Назови одним словом»

Слайд 34- Во весь дух;
- Сломя голову;
- Со всех ног;
- Одна нога

здесь, другая там;
- Одним махом.

Быстро

«Назови одним словом»

- Во весь дух;- Сломя голову;- Со всех ног;- Одна нога здесь, другая там;- Одним махом.Быстро«Назови одним

Слайд 35 Хоть пруд пруди;
Кот наплакал;
Тьма-тьмущая;
Яблоку негде упасть.
«Лишний фразеологизм»

Хоть пруд пруди; Кот наплакал; Тьма-тьмущая; Яблоку негде упасть.«Лишний фразеологизм»

Слайд 36 Во все лопатки;
Сломя голову;
Черепашьим шагом;
В мгновение ока.
«Лишний

фразеологизм»
Во все лопатки; Сломя голову; Черепашьим шагом; В мгновение ока.«Лишний фразеологизм»

Слайд 37Соотнести фразеологизмы - антонимы.

1) На вес золота
2) В

час по чайной ложке

3) Мастер кислых щей

4) Засучив рукава

5) Душа в душу

1) Мастер на все руки

2) Спустя рукава

3) Грош цена

5) На всех парах

4) Как кошка с собакой

Соотнести фразеологизмы - антонимы. 1) На вес золота  2) В час по чайной ложке  3)

Слайд 38Что это? Замени одним словом.
Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело,

а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её не сварить с тем, с кем трудно сговориться; её «просит» рваная обувь; она в голове у путаников.

каша

Что это?  Замени одним словом.Её заваривают, затевая какое-либо неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это

Слайд 39
Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается

бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими.

вода

Что это?
Замени одним словом.

Её толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот,

Слайд 40
Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо

подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

язык

Что это?
Замени одним словом.

Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко,

Слайд 41
Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду

суют, вмешиваясь не в свое дело.

нос

Что это?
Замени одним словом.

Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.носЧто

Слайд 42
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если

чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

уши

Что это?
Замени одним словом.

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а

Слайд 43Какие фразеологизмы художник изобразил на рисунках?
Крокодиловы слёзы
Как кошка с собакой
Кот

наплакал
Какие фразеологизмы художник изобразил на рисунках?Крокодиловы слёзыКак кошка с собакой Кот наплакал

Слайд 44Отгадайте загадки. 
Назовите фразеологизмы.
Как говорят о человеке, который совершенно лишён

музыкального слуха?

Медведь на ухо наступил.

Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; медведь на ухо наступил; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку; семь пятниц на неделе.

Отгадайте загадки.  Назовите фразеологизмы. Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?Медведь на ухо наступил.Для справки:Сесть

Слайд 45Отгадайте загадки. 
Назовите фразеологизмы.
Так говорят о человеке, который легко меняет

свои решения, намерения.

Семь пятниц на неделе.


Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку; семь пятниц на неделе.

Отгадайте загадки.  Назовите фразеологизмы. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения.Семь пятниц на неделе.

Слайд 46Отгадайте загадки. 
Назовите фразеологизмы.
Как говорят о человеке очень скромном, тихом,

кротком.

Мухи не обидит.

Для справки:
Сесть в калошу; хоть око выколи; мухи не обидит; горит в руках; открывать Америку.

Отгадайте загадки.  Назовите фразеологизмы. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.Мухи не обидит.Для справки:Сесть в калошу;

Слайд 47Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?
Вася красиво, как курица

лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищённая чудесной музыкой. Котёнок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали, сложа руки.
Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.  Женя остановилась,

Слайд 48 Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Котёнок был

очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали, сложа руки.

Проверка
Предложения с ошибками
в применении фразеологизмов:

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.   Котёнок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Слайд 49Конец - делу венец.

Конец - делу венец.

Слайд 50Фразеологизмы
Фразеологизмы — это не любые словосочетания, а __________
Их нельзя расчленить на

отдельные слова, потому что утратится весь ______ выражения.

Значение незнакомых фразеологизмов можно узнать в словаре _______________

устойчивые.

смысл

фразеологизмов.

ФразеологизмыФразеологизмы — это не любые словосочетания, а __________Их нельзя расчленить на отдельные слова, потому что утратится весь

Слайд 51Подберите фразеологизм,
который бы охарактеризовал вашу работу на уроке.
- Спустя

рукава

- Из рук вон

- Не покладая рук

- Бил баклуши

- Засучив рукава

- Грыз гранит науки

Работал:

Подберите фразеологизм, который бы охарактеризовал вашу работу на уроке. - Спустя рукава- Из рук вон- Не покладая

Слайд 52 Домашнее задание.




1. Упражнение 76 на с. 50;
2.Выписать

из словаря фразеологизмов (с.157) пять устойчивых сочетаний с толкованием их значений и дополнить рисунком.
Домашнее задание.  1. Упражнение 76 на с. 50;2.Выписать из словаря фразеологизмов (с.157) пять устойчивых сочетаний

Слайд 53В данный текст вставить фразеологизмы из слов для справок.
Пригласил

нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – ….
Мы, конечно, обрадовались, …, слушаем. Мой братишка …от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, …”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы …. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь ….
У братишки …. Я, конечно, тоже ….
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, …. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Слова для справок: пальчики оближешь, ни пером описать, уши развесили, не в своей тарелке, голову потерял, слёзы в три ручья, собаку на этом деле съел, морочит голову, попались на удочку.

3. Творческое домашнее задание:

В данный текст вставить фразеологизмы из слов для справок.  Пригласил нас как-то сын лесника к себе.

Слайд 54Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть