Презентация, доклад по русскому языку на тему: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Презентация по русскому языку на тему: Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе., предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 71 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе.

Подготовила
учитель МБОУ СОШ № 74
Подрезова Е.Ю.


Слайд 2
Текст слайда:

Создание проблемных ситуаций на уроках как условие осуществления системно-деятельного подхода.

«СПРОСИЛ, ОТКРЫЛ, СОЗДАЛ» вместо
«ПРИШЁЛ,УСЛЫШАЛ, ЗАУЧИЛ»


Слайд 3
Текст слайда:

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Китайская пословица.


Слайд 4
Текст слайда:

Системно-деятельностный метод обучения- это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.


Слайд 5
Текст слайда:

Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей программы образования, которая находит отражение в переходе
-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.


Слайд 6
Текст слайда:

Система-деятельность-подход

Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство .
Деятельность — мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели .
Подход – совокупность приемов и способов в воздействии на кого (что)-либо или изучении для получения определенного результата .


Слайд 7
Текст слайда:

 Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

         Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.      


Слайд 8
Текст слайда:

Дидактические принципы:

Принцип
целостного
представления
о мире

Принцип
непрерывности

Принцип
минимакса

Принцип
психологической
комфортности

Принцип
вариативности

Принцип
творчества

Принцип
деятельности


Слайд 9
Текст слайда:

Делаю САМ!


Слайд 10
Текст слайда:

Дидактическая деятельность строится, опираясь на следующие положения:

Ученики – добытчики знаний

Процесс учения становится поисковым

Важным звеном обучения становится альтернатива, а не образец учителя.


Слайд 11
Текст слайда:


Организация урока с позиций системно-деятельностного подхода формирует человека, способного к самоопределению и самореализации.


Слайд 12
Текст слайда:

Структура уроков

Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1-2 минуты)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Первичное закрепление (4-5 минут)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (4-5 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – (2-3 минуты)








Слайд 13
Текст слайда:

I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Регулятивные УУД
Осуществлять самоконтроль;
Овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать речь других;
Уметь выражать свои мысли.


Слайд 14
Текст слайда:

Начать урок можно так:
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Выскажите свои мысли.
– Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте.
В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей к уроку русского языка и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Слайд 15
Текст слайда:

Психологический настрой.

Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных универсальных учебных действий.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения.


Слайд 16
Текст слайда:

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.


Слайд 17
Текст слайда:

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Возникновение проблемной ситуации.
3 основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий диалог.
Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
Подводящий диалог.
Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
(использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся).


Слайд 18
Текст слайда:

Проблемная ситуация в обучении- это спланированное специально задуманное средство, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.


Слайд 19
Текст слайда:

111 Постановка учебной задачи

- Поставить учебную задачу- значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.


Слайд 20
Текст слайда:

1. Классические. (ПО Е.Л. МЕЛЬНИКОВОЙ )

К ним относят:
- создание проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
- проблемная ситуация с затруднением
Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.


Слайд 21
Текст слайда:

2. Сокращенные


- побуждающий диалог,
смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.
- подводящий проблемный диалог.
Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.


Слайд 22
Текст слайда:

3. Мотивирующие


-сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.
- демонстрация непонятных явлений
с использованием наглядности и эксперимента.
-сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.


Слайд 23
Текст слайда:

Приемы создания проблемной ситуации.

1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.


Слайд 25
Текст слайда:

Примеры проблемной ситуации на уроках

Проблемная ситуация «с удивлением» и «с затруднением»

Учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.


Слайд 26
Текст слайда:

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»
Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).
Кто из ребят прав?


Слайд 27
Текст слайда:

Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»

На доске записаны слова:
Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)


Слайд 28
Текст слайда:

Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».

На доске записаны слова:
Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.
–Какая буква объединяет все слова? (ц)
-Какая буква написана после «ц»? ( и, ы)
-Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)
-Какой вопрос у вас возникает?


Слайд 29
Текст слайда:

Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.

Тема: Склонение имён существительных.
Старая женщина волновалась о сестре и дочери.
Найдите имена существительные, определите род и падеж, выделите окончания.
Возникает вопрос.
Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?


Слайд 30
Текст слайда:

Дать практическое задание, не выполнимое вообще

Тема урока: Неопределённая форма глагола.
На доске слова: льют, мечтает, хотели, колет, рубить.
Определите число и лицо глаголов.
- Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
- (в рамках некоторых тем прием применить невозможно)


Слайд 31
Текст слайда:

Тема: неопределенная форма глагола.
На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.
определите лицо и число глаголов.
У детей недоумение, т.к задание не выполнимо.


Слайд 32
Текст слайда:

Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что не выполнено.

Тема: Непроизносимые согласные.
р..ка гри.. вес..ник
в..да но.. трос..ник
р..ды стол.. сер..це


Слайд 33
Текст слайда:

- Подберите проверочные слова:
- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)
- А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)


Слайд 34
Текст слайда:

Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание не выполнено.


Тема: «Непроверяемые орфограммы в корне слова»

р…чной дят…л
сер…це рю…зак
ду…ки во…зал
- В словах какого столбика было легче вставлять буквы?
- Почему?


Слайд 35
Текст слайда:

- побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему, трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.
- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.


Слайд 36
Текст слайда:

Тема «Слова, которые обозначают действия предметов»

Проблемная ситуация «Побуждающий и подводящий диалог» Учителю требуется выстроить цепочку вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

На доске : собаки, лают, дует, ветер, девочка, играет

Дети группируют слова по вопросам. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.


Слайд 37
Текст слайда:

Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
Посмотрите на два столбика слов на доске.
-Что заметили общего?
-В чем различие?
-Значит, какая сегодня будет тема урока?


Слайд 38
Текст слайда:

«Яркое пятно» , «актуальность»

В первом приеме используйте сказки , легенды , мифы ,загадки, фрагменты художественных произведений литературы , случаи из истории науки , культуры , просто из повседневной нашей жизни , различные шутки , словом , все то , что может заинтересовать наших учеников , заинтриговать , побудить в действию , самостоятельно исследовать проблему .
Второй прием актуальность состоит в обнаружении смысла и значимости для самих детей предлагаемой темы , для каждого из них .


Слайд 39
Текст слайда:

«Яркое пятно».

Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили?
Ребята обратят внимание на слово ветка.
На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и».
Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут.
Задача урока: познакомить с падежами.


Слайд 40
Текст слайда:

«Яркое пятно».

Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться
чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Тема урока: Дательный падеж.


Слайд 41
Текст слайда:

«Яркое пятно».

Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.
Вызвал внезапно учитель к доске – Вот и стою у доски я в тоске. Так неудобно стоять у доски, Словно ботинки мне стали узки. Всё, что слегка подучил я вчера, Всё как назло позабыл до утра! Только учитель диктует “окно”, Мелом пишу на доске я “акно”.
Д.- Надо писать через О!
Мел я в смущенье крошу на куски… Ох, опозорился я у доски.


Слайд 42
Текст слайда:

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
-Тема нашего урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.
– Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?
- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.


Слайд 43
Текст слайда:

Использование на уроках системно-деятельностного подхода позволяет:
учащимся самостоятельно добывать знания;
использовать различные источники информации;
обеспечивает интенсивный процесс общения между всеми участниками учебного процесса;
развивает интерес и прививает любовь к русскому языку.


Слайд 44
Текст слайда:

Формы работы:

1)групповая работа, работа в парах;
2)фронтальная работа;
3)языковые и деловые игры;
4)разновидности рефлексии, которые помогают учащимся высказаться.


Слайд 45
Текст слайда:

Создание атмосферы доброжелательности.
Переход к индивидуальным формам обучения.
Развитие рефлексивных умений учащихся.
Предоставление учащимся возможности выбора способов и источников информации.


Слайд 46
Текст слайда:

Достоинства проблемных уроков

“Учение с увлечением”, которое обеспечивает более глубокое усвоение знаний, развитие интеллекта и творчества, не вызывая при этом перегрузок.
Ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить.
Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят.
Дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. 


Слайд 47
Текст слайда:

Недостатки проблемных уроков

Иногда не всем детям можно предлагать проблемные ситуации

Проблемный урок резко сокращает объём классной работы


Слайд 48
Текст слайда:

Вывод
При создании проблемных ситуаций на уроках учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.


Слайд 49
Текст слайда:

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Ш. А. Амонашвили


Слайд 50
Текст слайда:

“Плохой учитель преподносит истину,
 хороший учит её находить”.
А. Дистервег


Слайд 51
Текст слайда:

Спасибо за внимание

Творческих Вам успехов!


Слайд 52
Текст слайда:

Рефлексивные плакаты

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Коврова


Составитель: Молькова О.А.

2012 год


Слайд 53
Текст слайда:

Итоговая рефлексия:

Сочинение синквейна.
Рефлексивный экран
Шкала самооценки
Светофор
Анкета
Таблица


Слайд 55
Текст слайда:

синквейн

урок  интересный, увлекательный делиться, изучать, получать открытие новых знаний работа


Слайд 56
Текст слайда:

1

2

3

4


Слайд 57
Текст слайда:

- всё было интересно, работой доволен

- понял, но хотел бы ещё поупражняться

- было не интересно


Слайд 59
Текст слайда:

Интересным было…

Трудным было…

Новым было…


Слайд 60
Текст слайда:

Сегодня на уроке я...

Научился…
Было интересно…
Было трудно…
Понял, что …
Теперь я могу…
Попробую…
...


Слайд 61
Текст слайда:

Закончи предложение :

Я не знал …. –
теперь я знаю ...


Слайд 62
Текст слайда:

Выбери верное утверждение

-Я сам не смог справиться с затруднением.

-У меня не было затруднений.

-Я только слушал предложения других.

-Я выдвигал идеи.


Слайд 63
Текст слайда:


-Я работал на уроке на оценку __
Я подтвердил свои знания ___
Задания были:
лёгкие _____
трудные _____
мне под силу ______
Я не помню материал, потому что ___

АНКЕТА


Слайд 64
Текст слайда:

Каким был урок?

деловым

познавательным

полезным

поучительным

интересным

зажигательным


Слайд 67
Текст слайда:

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?


Слайд 70
Текст слайда:

Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.


Слайд 71
Текст слайда:

раздражение
уверенность
неуверенность
скука
тревога
покой



«Одним словом».
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее точно передают его состояние на уроке:

злость
радость
равнодушие
удовлетворение
вдохновение
наслаждение


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть