Слайд 1Реализация системно-деятельностного
подхода на уроках русского языка в начальной школе.
Подготовила
учитель МБОУ СОШ
№ 74
Подрезова Е.Ю.
Слайд 2Создание проблемных ситуаций на уроках как условие осуществления системно-деятельного подхода.
«СПРОСИЛ, ОТКРЫЛ,
СОЗДАЛ» вместо
«ПРИШЁЛ,УСЛЫШАЛ, ЗАУЧИЛ»
Слайд 3«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать –
и я пойму.»
Китайская пословица.
Слайд 4Системно-деятельностный метод обучения- это организация учебного процесса, в котором главное место
отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Слайд 5Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход является основой ФГОС и обуславливает изменение общей программы
образования, которая находит отражение в переходе
-к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;
-от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач;
-от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
-от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Слайд 6Система-деятельность-подход
Систе́ма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях
друг с другом, которое образует определённую целостность, единство .
Деятельность — мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели .
Подход – совокупность приемов и способов в воздействии на кого (что)-либо или изучении для получения определенного результата .
Слайд 7 Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой,
учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Для решения и выполнения этих задач, мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, головоломки, шарады, ведутся наблюдения как краткосрочные, так и долговременные.
Слайд 8Дидактические принципы:
Принцип
целостного
представления
о мире
Принцип
непрерывности
Принцип
минимакса
Принцип
психологической
комфортности
Принцип
вариативности
Принцип
творчества
Принцип
деятельности
Слайд 10
Дидактическая деятельность строится, опираясь на следующие положения:
Ученики – добытчики знаний
Процесс учения
становится поисковым
Важным звеном обучения становится альтернатива, а не образец учителя.
Слайд 11
Организация урока с позиций системно-деятельностного подхода формирует человека, способного к самоопределению
и самореализации.
Слайд 12Структура уроков
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) (1-2 минуты)
Актуализация и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (4-5 минут)
Постановка учебной задачи (4-5 минут)
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)
Первичное закрепление (4-5 минут)
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) (4-5 минут)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (7-8 минут)
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – (2-3 минуты)
Слайд 13I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Регулятивные УУД
Осуществлять самоконтроль;
Овладевать умением прогнозировать.
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать
речь других;
Уметь выражать свои мысли.
Слайд 14Начать урок можно так:
- Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как
расположены на парте учебник, тетрадь, пенал.
- Почему это важно? Выскажите свои мысли.
– Проверьте “рабочее место” вашего соседа по парте.
В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей к уроку русского языка и высказыванием своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Слайд 15Психологический настрой.
Урок я начинаю с психологического настроя, что способствует формированию личностных
универсальных учебных действий.
- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет вам радость общения.
Слайд 16II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,
и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Слайд 17II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Возникновение проблемной ситуации.
3 основных метода постановки учебной проблемы:
Побуждающий диалог.
Этот метод требует последовательного осуществления: создание проблемной ситуации, побуждение к формулированию учебной программы, принятие от учеников формулировок проблемы;
Подводящий диалог.
Этот метод не требует создания проблемной ситуации. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы (вспомним, повторим, сравним, выделите “лишнее”);
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
(использование стихов, загадок с целью вызвать интерес учащихся).
Слайд 18Проблемная ситуация в обучении- это спланированное специально задуманное средство, направленное на
пробуждение у обучающихся интереса к обсуждаемой теме.
Слайд 19111 Постановка учебной задачи
- Поставить учебную задачу- значит помочь учащимся самим
сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Слайд 201. Классические. (ПО Е.Л. МЕЛЬНИКОВОЙ )
К ним относят:
- создание
проблемной ситуации с удивлением. Детям одновременно предъявляются противоречивые факты, разные точки зрения, сталкивают разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.
- проблемная ситуация с затруднением
Её смысл состоит в том, чтобы дать практическое задание не выполнимое вообще, дать задание не сходное с предыдущим или дать невыполнимое задание, сходное с предыдущим.
Слайд 212. Сокращенные
- побуждающий диалог,
смысл которого в том, чтобы задать проблему,
трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.
- подводящий проблемный диалог.
Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Слайд 223. Мотивирующие
-сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».
Суть приема в сообщении интересного интригующего материала: сказки, легенды, отрывки из художественной литературы.
- демонстрация непонятных явлений
с использованием наглядности и эксперимента.
-сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».
Суть - в обнаружении смысла значимости проблемы для обучающихся.
Слайд 23Приемы создания проблемной ситуации.
1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на
новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
Слайд 25Примеры проблемной ситуации на уроках
Проблемная ситуация «с удивлением» и «с затруднением»
Учителю
требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления.
Слайд 26Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»
Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.
–Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.
–Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»).
Кто из ребят прав?
Слайд 27Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»
На доске записаны слова:
Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.
–Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)
-Выделите окончания у этих имён существительных.
(Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
-Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова) -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)
Слайд 28Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».
На
доске записаны слова:
Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.
–Какая буква объединяет все слова? (ц)
-Какая буква написана после «ц»? ( и, ы)
-Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)
-Какой вопрос у вас возникает?
Слайд 29 Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений.
Тема: Склонение имён существительных.
Старая женщина волновалась
о сестре и дочери.
Найдите имена существительные, определите род и падеж, выделите окончания.
Возникает вопрос.
Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания?
Слайд 30
Дать практическое задание, не выполнимое вообще
Тема урока: Неопределённая форма глагола.
На доске
слова: льют, мечтает, хотели, колет, рубить.
Определите число и лицо глаголов.
- Последнее слово вызывает недоумение учеников, так как задание невыполнимо.
- (в рамках некоторых тем прием применить невозможно)
Слайд 31Тема: неопределенная форма глагола.
На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.
определите
лицо и число глаголов.
У детей недоумение, т.к задание не выполнимо.
Слайд 32Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что не
выполнено.
Тема: Непроизносимые согласные.
р..ка гри.. вес..ник
в..да но.. трос..ник
р..ды стол.. сер..це
Слайд 33- Подберите проверочные слова:
- Каким способом вы проверяли написание этих
слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)
- А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
Слайд 34
Дать практическое задание, сходное с предыдущим, а потом доказать, что задание
не выполнено.
Тема: «Непроверяемые орфограммы в корне слова»
р…чной дят…л
сер…це рю…зак
ду…ки во…зал
- В словах какого столбика было легче вставлять буквы?
- Почему?
Слайд 35 - побуждающий диалог, смысл которого в том, чтобы задать проблему,
трудность, помочь сформулировать учебную задачу. Используется для побуждения к созданию противоречия, побуждения к формулированию проблемы.
- подводящий проблемный диалог. Это логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
Слайд 36Тема «Слова, которые обозначают действия предметов»
Проблемная ситуация «Побуждающий и подводящий
диалог»
Учителю требуется выстроить цепочку вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.
На доске : собаки, лают, дует, ветер, девочка, играет
Дети группируют слова по вопросам. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
Слайд 37Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
На доске:
мяч
дочь
шалаш печь
камыш мышь
Посмотрите на два столбика слов на доске.
-Что заметили общего?
-В чем различие?
-Значит, какая сегодня будет тема урока?
Слайд 38«Яркое пятно» , «актуальность»
В первом приеме используйте сказки , легенды ,
мифы ,загадки, фрагменты художественных произведений литературы , случаи из истории науки , культуры , просто из повседневной нашей жизни , различные шутки , словом , все то , что может заинтересовать наших учеников , заинтриговать , побудить в действию , самостоятельно исследовать проблему .
Второй прием актуальность состоит в обнаружении смысла и значимости для самих детей предлагаемой темы , для каждого из них .
Слайд 39«Яркое пятно».
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что
вы заметили?
Ребята обратят внимание на слово ветка.
На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и».
Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут.
Задача урока: познакомить с падежами.
Слайд 40«Яркое пятно».
Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения
Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться
чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Тема урока: Дательный падеж.
Слайд 41«Яркое пятно».
Учитель читает стихотворение В. Лукса “У доски”.
Вызвал внезапно учитель к
доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует “окно”,
Мелом пишу на доске я “акно”.
Д.- Надо писать через О!
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.
Слайд 42– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
-Тема нашего
урока – “Правописание безударных гласных в корне слова”.
– Какие цели поставите перед собой? Чему вы можете научиться на данном уроке?
- Научиться правильно писать слова с безударной гласной в корне.
Слайд 43Использование на уроках системно-деятельностного подхода позволяет:
учащимся самостоятельно добывать знания;
использовать
различные источники информации;
обеспечивает интенсивный процесс общения между всеми участниками учебного процесса;
развивает интерес и прививает любовь к русскому языку.
Слайд 44Формы работы:
1)групповая работа, работа в парах;
2)фронтальная работа;
3)языковые и деловые игры;
4)разновидности
рефлексии, которые помогают учащимся высказаться.
Слайд 45 Создание атмосферы доброжелательности.
Переход к индивидуальным формам обучения.
Развитие рефлексивных умений
учащихся.
Предоставление учащимся возможности выбора способов и источников информации.
Слайд 46Достоинства проблемных уроков
“Учение с увлечением”, которое обеспечивает более глубокое усвоение знаний,
развитие интеллекта и творчества, не вызывая при этом перегрузок.
Ребенок не боится проблем, а стремится их разрешить.
Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят.
Дети получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.
Слайд 47Недостатки проблемных уроков
Иногда не всем детям можно предлагать проблемные ситуации
Проблемный урок
резко сокращает объём классной работы
Слайд 48Вывод
При создании проблемных ситуаций на уроках учитель и
учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях.
Слайд 49 «Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать
того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»
Ш. А. Амонашвили
Слайд 50“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит её находить”.
А. Дистервег
Слайд 51Спасибо за внимание
Творческих Вам успехов!
Слайд 52
Рефлексивные плакаты
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г.
Коврова
Составитель: Молькова О.А.
2012 год
Слайд 53Итоговая рефлексия:
Сочинение синквейна.
Рефлексивный экран
Шкала самооценки
Светофор
Анкета
Таблица
Слайд 55синквейн
урок
интересный, увлекательный
делиться, изучать, получать
открытие новых знаний
работа
Слайд 57- всё было интересно, работой доволен
- понял, но хотел бы ещё
поупражняться
- было не интересно
Слайд 59Интересным было…
Трудным было…
Новым было…
Слайд 60Сегодня на уроке я...
Научился…
Было интересно…
Было трудно…
Понял, что …
Теперь я могу…
Попробую…
...
Слайд 61Закончи предложение :
Я не знал …. –
теперь я
знаю ...
Слайд 62Выбери верное утверждение
-Я сам не смог справиться с затруднением.
-У меня не
было затруднений.
-Я только слушал предложения других.
-Я выдвигал идеи.
Слайд 63
-Я работал на уроке на оценку __
Я подтвердил свои знания ___
Задания были:
лёгкие _____
трудные _____
мне под силу ______
Я не помню материал, потому что ___
АНКЕТА
Слайд 64Каким был урок?
деловым
познавательным
полезным
поучительным
интересным
зажигательным
Слайд 67За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в
своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
Слайд 70Выберите 1 фразу для соседа по парте:
Ты молодец.
Я доволен твоей работой
на уроке.
Ты мог бы поработать лучше.
Слайд 71раздражение
уверенность
неуверенность
скука
тревога
покой
«Одним словом».
Учащимся необходимо выбрать 3 слова из 12, которые наиболее
точно передают его состояние на уроке:
злость
радость
равнодушие
удовлетворение
вдохновение
наслаждение